ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ЭТО НЕ МИЛАЯ ЗАБАВА.

Тетерева Ольга Ивановна

                       ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ЭТО НЕ МИЛАЯ ЗАБАВА.

 

 ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА-

ЭТО НЕ МИЛАЯ ЗАБАВА,
А ЗАДАНИЕ,ТРЕБУЮЩЕЕ
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ-

ТЯЖКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ,
УСИЛИЙ,БЕССОННЫХ НОЧЕЙ
И МНОГО,МНОГО МЫСЛЕЙ…»
                               Я.КОРЧАК

 

                                                   В НАШ СКОРОТЕЧНЫЙ ВЕК ,В ИЗОБИЛИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК,СТАТЕЙ,ПРОГРАММ,ДИСКУССИЙ,МАТЕРИАЛОВ,РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ,МОЖНО ЛЕГКО «ПОТЕРЯТЬСЯ» И «ЗАБЛУДИТЬСЯ».КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ И ТЕ ЕДИНСТВЕННЫЕ МЕТОДИКИ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ В ЕГО РАБОТЕ?БЕССПОРНО ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ ОЧЕНЬ ТЕРНИСТ И СЛОЖЕН.ЕСЛИ БЫ БЫЛО МОЖНО,ТО  ПЕРЕД КАЖДОЙ СТАТЬЁЙ,МЕТОДИКОЙ,ПРОГРАММОЙ ПО ВОСПИТАНИЮ , Я БЫ НАПИСАЛА «БЕЗ ЛЮБВИ К РЕБЕНКУ-ВОСПИТАНИЕ ТЕРЯЕТ СМЫСЛ!»

 

 Я РАБОТАЮ ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДЕТСКОМ ДОМЕ.СЕЙЧАС ЭТО  УЧРЕЖДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ ЦЕНТРОМ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ГБУ«ЦССВ»ГАРМОНИЯ»). УЖЕ МНОГО ЛЕТ КАЖДУЮ СВОЮ СМЕНУ Я НАЧИНАЮ СЛЕДУЮЩИМИ СЛОВАМИ:  «ВХОЖУ Я В ГРУППУ, СЕРДЦЕ БЬЁТСЯ: НАДЕЮСЬ,ВЕРУЮ,ЛЮБЛЮ!И ЭТИ ТРИ СВЯТЫЕ СЛОВА  ДУШЕ  РЕБЕНКА ОТДАЮ!»

СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ. НЕОБХОДИМО ЧЕТКО ПОНИМАТЬ, В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ОТ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ?

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ- СПОСОБЫ  ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ И  ВОСПИТАННИКОВ .

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ-ПРЕДМЕТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (ГАЗЕТЫ,ЖУРНАЛЫ,КНИГИ, КИНОФИЛЬМЫ, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ)

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ  МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ЭТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И БЕЗ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА .

Я СТАРАЮСЬ В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ РАЗВИВАТЬ ДУХ СОТРУДНИЧЕСТВА,А НЕ ПОКОРНОСТИ. ПОКОРНЫЕ  ПРОСТО ВЫПОЛНЯЮТ РАСПОРЯЖЕНИЯ:  ОНИ НЕ ДУМАЮТ,  НЕ ЧУВСТВУЮТ, НЕ УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССЕ  АКТИВНО.  СОТРУДНИЧАЮЩИЕ  УЧАСТВУЮТ В ЛЮБОМ  ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, И ЭТО СПОСОБСТВУЕТ ИХ РАЗВИТИЮ .

ИСПОЛЬЗУЮ В РАБОТЕ  МЕТОД  НЕДОПИСАННОГО  РАССКАЗА: ДАЮ ДЕТЯМ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, И ДЕТИ ПИШУТ СВОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ. ИНТЕРЕСНЫМ БЫЛ ВОПРОС  «ЧТО ЗНАЧИТ   ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА?»   РАЗМЫШЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ  (5-9 КЛАСС)

ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА-  ЭТО ЗНАЧИТ:

ДАРИТЬ ЕМУ УЛЫБКУ ВСЕГДА, НЕЗАВИСИМО ОТ НАСТРОЕНИЯ,ДОВЕРЯТЬ ЕМУ И ДАЖЕ  ПОСТАРАТЬСЯ ХОТЬ НА ОДНУ МИНУТКУ СТАТЬ ТАКИМ ЖЕ,КАК ОН,-  МАЛЕНЬКИМ И БЕЗЗАБОТНЫМ.

                                                                                                                                      (8 КЛАСС)

ВСЕГДА ОБЩАТЬСЯ С  НИМ,ЧУВСТВОВАТЬ ЕГО, ПОНИМАТЬ ЕГО ЖЕЛАНИЯ,МЕЧТЫ. ЧЕЛОВЕК,КОТОРЫЙ  ПО-НАСТОЯЩЕМУ  ЛЮБИТ РЕБЁНКА,ВСЕГДА  НА ЕГО СТОРОНЕ.                                                                (9 КЛАСС)                                                                      

 

ПОМОГАТЬ ЕМУ В ТРУДНЫХ  СИТУАЦИЯХ,ЗАЩИТИТЬ ЕГО ОТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ,А САМОЕ  ГЛАВНОЕ-ЧУВСТВОВАТЬ ЕГО ЛЮБОВЬ К МИРУ,К ЛЮДЯМ И  К ЖИЗНИ.                                                                                                  (9 КЛАСС)

ДОВЕРЯТЬ ЕМУ,ПРИНИМАТЬ ЕГО ТАКИМ КАКОВ ОН ЕСТЬ.УМЕТЬ ВЫСЛУШАТЬ И ПОНЯТЬ ЕГО.                                                          (6 КЛАСС)

 

УВАЖАТЬ ЕГО И ЗНАТЬ ,ЧТО У НЕГО ЕСТЬ ПРАВО НА ВЫБОР.

                                                                                                                                             (5 КЛАСС)

СТАРАТЬСЯ ВСЕГДА НАХОДИТЬ С НИМ ОБЩИЙ ЯЗЫК И УВАЖАТЬ МНЕНИЕ РЕБЕНКА.                                                                                 (7 КЛАСС)

 

ВСЕГДА В СВОЕЙ РАБОТЕ СТАРАЮСЬ НЕ ЗАБЫВАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ 10 ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ.

                                              10 ЗАПОВЕДЕЙ  ВОСПИТАНИЯ

  1.  НЕ УНИЖАЙ РЕБЁНКА!

МЫ ИНОГДА ЗАПРОСТО МОЖЕМ  СКАЗАТЬ РЕБЁНУ:« А ЛУЧШЕ ТЫ НИЧЕГО НЕ МОГ ПРИДУМАТЬ?У ТЕБЯ ВООБЩЕ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ ЕСТЬ?» ВСЯКИЙ РАЗ,КОГДА МЫ ГОВОРИМ ЧТО-ЛИБО ПОДОБНОЕ,МЫ  РАЗРУШАЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ РЕБЁНКА.

2.  НЕ УГРОЖАЙ !

«ЕСЛИ ТЫ,ЕЩЁ РАЗ СДЕЛАЕШЬ, ТЫ У МЕНЯ ПОЛУЧИШЬ !» КОГДА МЫ ТАК ГОВОРИМ,МЫ  УЧИМ РЕБЁНКА БОЯТЬСЯ И  НЕНАВИДЕТЬ НАС.  УГРОЗЫ СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ – ОНИ НЕ УЛУЧШАЮТ ПОВЕДЕНИЯ .

3.   НЕ ВЫМОГАЙ  ОБЕЩАНИЙ!

РЕБЁНОК ПРОВИНИЛСЯ,А МЫ  ЕМУ ГОВОРИМ : «ПООБЕЩАЙ,ЧТО БОЛЬШЕ ТАК ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕШЬ.» ОБЕЩАНИЯ ОТНОСЯТСЯ К  БУДУЩЕМУ. А РЕБЁНОК ЖИВЕТ  ТОЛЬКО В НАСТОЯЩЕМ.ЕСЛИ  ОН ЧУВСТВИТЕЛЕН,ТО ЭТО  РАЗОВЬЁТ В НЁМ ЧУВСТВО ВИНЫ,А ЕСЛИ НЕТ, ТО НАУЧИТ ЦЕНИЗМУ.

4. НЕ ОПЕКАЙ  ИЗЛИШНЕ !

ИЗЛИШНЯЯ ОПЕКА ПРИУЧАЕТ К  МЫСЛИ,ЧТО САМ РЕБЁНОК  НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ. ПРИМИТЕ КАК ДЕВИЗ:« НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА РЕБЁНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ  СДЕЛАТЬ САМ !»

5. НЕ ТРЕБУЙ  НЕМЕДЛЕННОГО  ПОВИНОВЕНИЯ

РЕБЁНКУ НЕ НРАВИТСЯ ,КОГДА  ОТ НЕГО ТРЕБУЮТ,ЧТОБЫ ОН НЕМЕДЛЕННО ОСТАВИЛ СВОЁ ЗАНЯТИЕ.СКАЖИТЕ ТАК: «МИНУТ  ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ,БУДЕМ ОБЕДАТЬ!» (ИЛИ ЕЩЁ ЧТО-ТО…) НЕМЕДЛЕННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ НЕ  СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ НЕЗАВИСИМОГО, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.

6. НЕ ПОТАКАЙ  РЕБЁНКУ !

РЕЧЬ ИДЕТ О ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ. ДЕТИ ЧУВСТВУЮТ,ЧТО ВЗРОСЛЫЕ БОЯТСЯ БЫТЬ «ТВЁРДЫМИ»,НЕ ВСЕГДА МОГУТ СКАЗАТЬ: « НЕТ!» ЭТО ВСЕЛЯЕТ  УВЕРЕННОСТЬ,ЧТО  ПРАВИЛА «РЕЗИНОВЫЕ»-СТОИТ  НЕМНОЖКО ПОДНАЖАТЬ,И ОНИ РАСТЯНУТСЯ. ПОТАКАНИЕ ЛИШАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ  ВЫРАСТИ  ПРИСПОСОБЛЕННЫМ К ЖИЗНИ.

7. БУДЬ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЕН !

У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ,И  ВЫ ПОЗВОЛЯЕТЕ РЕБЁНКУ НАРУШАТЬ ВСЕ ПРАВИЛА. ПОТОМ  ПРОХОДИТ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ,И ВЫ ТРЕБУЕТЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ.НО УВЫ..РЕБЁНОК  ВАС НЕ ПОНИМАЕТ. ДЕТЯМ НЕОБХОДИМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ТРЕБОВАНИЯХ.

8. НЕ ТРЕБУЙ ТОГО, ЧТО    НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ РЕБЁНКА !

ЕСЛИ ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ПЯТИЛЕТНЕГО  РЕБЁНКА,ЧТОБЫ ОН МОГ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, КАК ПОДРОСТОК, ТО ЭТИМ ВЫ ПРОВОЦИРУЕТЕ У НЕГО НЕПРИЯЗНЬ К ВАМ. ВЫ ТРЕБУЕТЕ ЗРЕЛОСТИ ПОВЕДЕНИЯ,МАЛЫШ НА НЕЁ НЕ СПОСОБЕН.ЭТО ПЛОХО СКАЗЫВАЕТСЯ НА РАЗВИТИИ ЕГО СОЗНАНИЯ.

9. НЕ МОРАЛИЗУЙ  И НЕ ГОВОРИ СЛИШКОМ МНОГО !

ПОД ВЛИЯНИЕМ СЛОВЕСНОГО  ПОТОКА  РЕБЁНОК  «ОТКЛЮЧАЕТСЯ» .ЭТО ЕГО ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ  ЗАЩИТЫ. НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ ЦЕЛЫЕ ЛЕКЦИИ О МОРАЛИ.  РЕБЁНОК  ИСПЫТЫВАЕТ  ПОСТОЯННОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ,А ЭТО РАЗВИВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ САМООЦЕНКУ.

10. НЕ ЛИШАЙ  РЕБЁНКА ПРАВА  ОСТАВАТЬСЯ РЕБЁНКОМ !

«ОБРАЗЦОВЫЙ» РЕБЁНОК-  НЕ СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК.ЭТО РЕБЁНОК ПОД МАСКОЙ.ОН СПРЯТАЛ СВОЁ «Я» ПОД ОБОЛОЧКУ,А ВНУТРИ У НЕГО ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ, ДАВАЙТЕ  НЕ   ЗАБЫВАТЬ,ЧТО ОНИ  ВСЁ-ТАКИ ДЕТИ. ДАВАЙТЕ ОСТАВИМ ЗА НИМИ ЭТО ПРАВО!

 

                                                                           О.И.ТЕТЕРЕВА

                                                            ВОСПИТАТЕЛЬ ГБУ «ЦССВ»ГАРМОНИЯ»