ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ЭТО НЕ МИЛАЯ ЗАБАВА.
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ЭТО НЕ МИЛАЯ ЗАБАВА.
ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА-
ЭТО НЕ МИЛАЯ ЗАБАВА,
А ЗАДАНИЕ,ТРЕБУЮЩЕЕ
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ-
ТЯЖКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ,
УСИЛИЙ,БЕССОННЫХ НОЧЕЙ
И МНОГО,МНОГО МЫСЛЕЙ…»
Я.КОРЧАК
В НАШ СКОРОТЕЧНЫЙ ВЕК ,В ИЗОБИЛИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК,СТАТЕЙ,ПРОГРАММ,ДИСКУССИЙ,МАТЕРИАЛОВ,РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ,МОЖНО ЛЕГКО «ПОТЕРЯТЬСЯ» И «ЗАБЛУДИТЬСЯ».КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ И ТЕ ЕДИНСТВЕННЫЕ МЕТОДИКИ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ В ЕГО РАБОТЕ?БЕССПОРНО ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ ОЧЕНЬ ТЕРНИСТ И СЛОЖЕН.ЕСЛИ БЫ БЫЛО МОЖНО,ТО ПЕРЕД КАЖДОЙ СТАТЬЁЙ,МЕТОДИКОЙ,ПРОГРАММОЙ ПО ВОСПИТАНИЮ , Я БЫ НАПИСАЛА «БЕЗ ЛЮБВИ К РЕБЕНКУ-ВОСПИТАНИЕ ТЕРЯЕТ СМЫСЛ!»
Я РАБОТАЮ ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДЕТСКОМ ДОМЕ.СЕЙЧАС ЭТО УЧРЕЖДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ ЦЕНТРОМ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ГБУ«ЦССВ»ГАРМОНИЯ»). УЖЕ МНОГО ЛЕТ КАЖДУЮ СВОЮ СМЕНУ Я НАЧИНАЮ СЛЕДУЮЩИМИ СЛОВАМИ: «ВХОЖУ Я В ГРУППУ, СЕРДЦЕ БЬЁТСЯ: НАДЕЮСЬ,ВЕРУЮ,ЛЮБЛЮ!И ЭТИ ТРИ СВЯТЫЕ СЛОВА ДУШЕ РЕБЕНКА ОТДАЮ!»
СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ. НЕОБХОДИМО ЧЕТКО ПОНИМАТЬ, В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ОТ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ?
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ- СПОСОБЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ .
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ-ПРЕДМЕТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (ГАЗЕТЫ,ЖУРНАЛЫ,КНИГИ, КИНОФИЛЬМЫ, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ)
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ЭТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И БЕЗ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА .
Я СТАРАЮСЬ В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ РАЗВИВАТЬ ДУХ СОТРУДНИЧЕСТВА,А НЕ ПОКОРНОСТИ. ПОКОРНЫЕ ПРОСТО ВЫПОЛНЯЮТ РАСПОРЯЖЕНИЯ: ОНИ НЕ ДУМАЮТ, НЕ ЧУВСТВУЮТ, НЕ УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНО. СОТРУДНИЧАЮЩИЕ УЧАСТВУЮТ В ЛЮБОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, И ЭТО СПОСОБСТВУЕТ ИХ РАЗВИТИЮ .
ИСПОЛЬЗУЮ В РАБОТЕ МЕТОД НЕДОПИСАННОГО РАССКАЗА: ДАЮ ДЕТЯМ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, И ДЕТИ ПИШУТ СВОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ. ИНТЕРЕСНЫМ БЫЛ ВОПРОС «ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА?» РАЗМЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ (5-9 КЛАСС)
ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА- ЭТО ЗНАЧИТ:
ДАРИТЬ ЕМУ УЛЫБКУ ВСЕГДА, НЕЗАВИСИМО ОТ НАСТРОЕНИЯ,ДОВЕРЯТЬ ЕМУ И ДАЖЕ ПОСТАРАТЬСЯ ХОТЬ НА ОДНУ МИНУТКУ СТАТЬ ТАКИМ ЖЕ,КАК ОН,- МАЛЕНЬКИМ И БЕЗЗАБОТНЫМ.
(8 КЛАСС)
ВСЕГДА ОБЩАТЬСЯ С НИМ,ЧУВСТВОВАТЬ ЕГО, ПОНИМАТЬ ЕГО ЖЕЛАНИЯ,МЕЧТЫ. ЧЕЛОВЕК,КОТОРЫЙ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБИТ РЕБЁНКА,ВСЕГДА НА ЕГО СТОРОНЕ. (9 КЛАСС)
ПОМОГАТЬ ЕМУ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ,ЗАЩИТИТЬ ЕГО ОТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ,А САМОЕ ГЛАВНОЕ-ЧУВСТВОВАТЬ ЕГО ЛЮБОВЬ К МИРУ,К ЛЮДЯМ И К ЖИЗНИ. (9 КЛАСС)
ДОВЕРЯТЬ ЕМУ,ПРИНИМАТЬ ЕГО ТАКИМ КАКОВ ОН ЕСТЬ.УМЕТЬ ВЫСЛУШАТЬ И ПОНЯТЬ ЕГО. (6 КЛАСС)
УВАЖАТЬ ЕГО И ЗНАТЬ ,ЧТО У НЕГО ЕСТЬ ПРАВО НА ВЫБОР.
(5 КЛАСС)
СТАРАТЬСЯ ВСЕГДА НАХОДИТЬ С НИМ ОБЩИЙ ЯЗЫК И УВАЖАТЬ МНЕНИЕ РЕБЕНКА. (7 КЛАСС)
ВСЕГДА В СВОЕЙ РАБОТЕ СТАРАЮСЬ НЕ ЗАБЫВАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ 10 ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ.
10 ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ
1. НЕ УНИЖАЙ РЕБЁНКА!
МЫ ИНОГДА ЗАПРОСТО МОЖЕМ СКАЗАТЬ РЕБЁНУ:« А ЛУЧШЕ ТЫ НИЧЕГО НЕ МОГ ПРИДУМАТЬ?У ТЕБЯ ВООБЩЕ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ ЕСТЬ?» ВСЯКИЙ РАЗ,КОГДА МЫ ГОВОРИМ ЧТО-ЛИБО ПОДОБНОЕ,МЫ РАЗРУШАЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ РЕБЁНКА.
2. НЕ УГРОЖАЙ !
«ЕСЛИ ТЫ,ЕЩЁ РАЗ СДЕЛАЕШЬ, ТЫ У МЕНЯ ПОЛУЧИШЬ !» КОГДА МЫ ТАК ГОВОРИМ,МЫ УЧИМ РЕБЁНКА БОЯТЬСЯ И НЕНАВИДЕТЬ НАС. УГРОЗЫ СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ – ОНИ НЕ УЛУЧШАЮТ ПОВЕДЕНИЯ .
3. НЕ ВЫМОГАЙ ОБЕЩАНИЙ!
РЕБЁНОК ПРОВИНИЛСЯ,А МЫ ЕМУ ГОВОРИМ : «ПООБЕЩАЙ,ЧТО БОЛЬШЕ ТАК ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕШЬ.» ОБЕЩАНИЯ ОТНОСЯТСЯ К БУДУЩЕМУ. А РЕБЁНОК ЖИВЕТ ТОЛЬКО В НАСТОЯЩЕМ.ЕСЛИ ОН ЧУВСТВИТЕЛЕН,ТО ЭТО РАЗОВЬЁТ В НЁМ ЧУВСТВО ВИНЫ,А ЕСЛИ НЕТ, ТО НАУЧИТ ЦЕНИЗМУ.
4. НЕ ОПЕКАЙ ИЗЛИШНЕ !
ИЗЛИШНЯЯ ОПЕКА ПРИУЧАЕТ К МЫСЛИ,ЧТО САМ РЕБЁНОК НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ. ПРИМИТЕ КАК ДЕВИЗ:« НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА РЕБЁНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ !»
5. НЕ ТРЕБУЙ НЕМЕДЛЕННОГО ПОВИНОВЕНИЯ
РЕБЁНКУ НЕ НРАВИТСЯ ,КОГДА ОТ НЕГО ТРЕБУЮТ,ЧТОБЫ ОН НЕМЕДЛЕННО ОСТАВИЛ СВОЁ ЗАНЯТИЕ.СКАЖИТЕ ТАК: «МИНУТ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ,БУДЕМ ОБЕДАТЬ!» (ИЛИ ЕЩЁ ЧТО-ТО…) НЕМЕДЛЕННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ НЕ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ НЕЗАВИСИМОГО, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.
6. НЕ ПОТАКАЙ РЕБЁНКУ !
РЕЧЬ ИДЕТ О ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ. ДЕТИ ЧУВСТВУЮТ,ЧТО ВЗРОСЛЫЕ БОЯТСЯ БЫТЬ «ТВЁРДЫМИ»,НЕ ВСЕГДА МОГУТ СКАЗАТЬ: « НЕТ!» ЭТО ВСЕЛЯЕТ УВЕРЕННОСТЬ,ЧТО ПРАВИЛА «РЕЗИНОВЫЕ»-СТОИТ НЕМНОЖКО ПОДНАЖАТЬ,И ОНИ РАСТЯНУТСЯ. ПОТАКАНИЕ ЛИШАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРАСТИ ПРИСПОСОБЛЕННЫМ К ЖИЗНИ.
7. БУДЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕН !
У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ,И ВЫ ПОЗВОЛЯЕТЕ РЕБЁНКУ НАРУШАТЬ ВСЕ ПРАВИЛА. ПОТОМ ПРОХОДИТ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ,И ВЫ ТРЕБУЕТЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ.НО УВЫ..РЕБЁНОК ВАС НЕ ПОНИМАЕТ. ДЕТЯМ НЕОБХОДИМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ТРЕБОВАНИЯХ.
8. НЕ ТРЕБУЙ ТОГО, ЧТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ РЕБЁНКА !
ЕСЛИ ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ПЯТИЛЕТНЕГО РЕБЁНКА,ЧТОБЫ ОН МОГ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, КАК ПОДРОСТОК, ТО ЭТИМ ВЫ ПРОВОЦИРУЕТЕ У НЕГО НЕПРИЯЗНЬ К ВАМ. ВЫ ТРЕБУЕТЕ ЗРЕЛОСТИ ПОВЕДЕНИЯ,МАЛЫШ НА НЕЁ НЕ СПОСОБЕН.ЭТО ПЛОХО СКАЗЫВАЕТСЯ НА РАЗВИТИИ ЕГО СОЗНАНИЯ.
9. НЕ МОРАЛИЗУЙ И НЕ ГОВОРИ СЛИШКОМ МНОГО !
ПОД ВЛИЯНИЕМ СЛОВЕСНОГО ПОТОКА РЕБЁНОК «ОТКЛЮЧАЕТСЯ» .ЭТО ЕГО ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ. НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ ЦЕЛЫЕ ЛЕКЦИИ О МОРАЛИ. РЕБЁНОК ИСПЫТЫВАЕТ ПОСТОЯННОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ,А ЭТО РАЗВИВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ САМООЦЕНКУ.
10. НЕ ЛИШАЙ РЕБЁНКА ПРАВА ОСТАВАТЬСЯ РЕБЁНКОМ !
«ОБРАЗЦОВЫЙ» РЕБЁНОК- НЕ СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК.ЭТО РЕБЁНОК ПОД МАСКОЙ.ОН СПРЯТАЛ СВОЁ «Я» ПОД ОБОЛОЧКУ,А ВНУТРИ У НЕГО ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ, ДАВАЙТЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ,ЧТО ОНИ ВСЁ-ТАКИ ДЕТИ. ДАВАЙТЕ ОСТАВИМ ЗА НИМИ ЭТО ПРАВО!
О.И.ТЕТЕРЕВА
ВОСПИТАТЕЛЬ ГБУ «ЦССВ»ГАРМОНИЯ»