ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Основная цель моей работы воспитание нравственных ценностей у детей.
В течении года я работаю над темой Нравственное воспитание детей. Я пересмотрела, перечитала достаточно литературы, касающейся вопросов нравственного воспитания детей.
В воспитании ребенка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны , но и стали бы целью жизни каждого ребенка, предметом собственных стремлений и личного счастья`.
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный, безнравственный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете, страшно заходить в лифт, если там уже кто-то есть. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения этими понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
В связи с этим возникла необходимость систематизировать накопленный опыт работы по данной теме и создать единую программу, посредством которой можно знакомить детей с нормами нравственности и развивать качества личности, которые необходимы для жизни в современном мире.
Нравственность - основа воспитательной системы в моей группе.
Актуальность моей воспитательной системы обусловлена тем, что на сегодняшний день наблюдается необходимость активизировать нравственное воспитание .
Задачами нравственного воспитания являются:
- Передача и усвоение нравственных знаний на основе познания системы ценностей;
- Формирование потребности в выполнении правил поведения;
- Формирование личной заинтересованности в нравственном совершенстве;
- Формирование и присвоение нравственных убеждений на основе усвоенных знаний о системе ценностей;
- Выработка и освоение нравственных умений и навыков на основе сформированных убеждений в необходимости приобщения к системе ценностей.
- Развитие нравственно познавательной деятельности на основе активизации способностей приобщения к общечеловеческим и этнокультурным ценностям.
Детство это яркий расцвет жизни, период, в который воспитывает каждое явление, каждый человек, каждое происходящее событие. Память детства самая долгая память: то что узнал и запомнил в детстве, остается с человеком на всю жизнь. Развитию любознательности ребенка ,способствует интересная, многогранная и содержательная жизнь школы и семьи, которая стимулирует духовный его рост.
Душа ребенка изучается опытом и наблюдением, самосознанием своих внутренних душевных состояний и процессов.
Главную сущность работы в формировании нравственного облика личности воспитанников я вижу в обеспечении единства обучения, воспитания и развития как процесса, направленного на достижение цели.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
Работая над проблемами нравственной воспитанности средних школьников, я учитываю их возрастные и психологические особенности:
1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет - говорил А.С.Макаренко.
2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 10-11-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 15 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения разбиваю на 3 уровня:
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: Не разговаривай громко, Не перебивай беседующих, Не трогай чужую вещь, Не бросай мусор и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
На 3 уровне осваивается принцип: Помогай окружающим людям!
4. Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5. Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Преодолеваю эти особенности, основываясь на опыте великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: « В практической работе по нравственному воспитанию педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.» Я раскрываю перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учу их азбуке морали:
* Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
* Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
* Все блага и радости жизни создаются только трудом. Без труда нельзя честно жить.
* Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай взрослых, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
* Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
В целях привития детям нравственных норм и ценностей проведена следующая работа:
Открытые мероприятия: Заговори ,чтоб я тебя увидел.- (воспитательный час),
«Законы сохранения доброты!», «О милосердии», «Всемирный день «СПАСИБО»
Занятия: «Вежливые слова», «Человек и его манеры», «Спешите делать добро», Обидное слово» , «Азбука нравственности», «Этикет телефонного разговора».
Во время занятия «Вежливые слова» мальчики старались вспомнить и произнести как можно больше добрых и вежливых слов, давали верные ответы на вопросы: «Почему мы употребляем эти слова? Что является причиной ,когда мы используем иногда совсем недобрые слова?»
На занятии «Спешите делать добро» было видно, что каждому ребенку очень хотелось, чтобы именно его точку зрения выслушали и поступали все так же как он.
На занятии «Человек и его манеры» была проведена игра Комплимент, на которой дети очень несмело говорили друг другу добрые слова. Мною был задан тон, и дети несмело вторили ему. Зато в комплиментах воспитателю они не стеснялись.
Больше всего детям понравилось занятие «Заговори чтоб я тебя увидел!» На занятии дети читали стихи, знакомились с научными доказательствами вреда от сквернословия, смотрели социальный ролик против сквернословия, придумывали слоганы о сквернословии.
На занятиях с детьми велась работа по сплочение коллектива, на воспитании правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети, сначала ведут себя скованно, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило, к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, некоторые смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие занятия ребятам необходимы, чтобы помочь им раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других.
Беседуя с детьми, я поняла, что детям не хватает доверительного общения: нет способностей, раскрыть свою проблему, понять и решить ее
Игры: урок игра Турнир Вежливости (ситуации, сцены), игровой час Общительность, дидактическая игра Кто ты?, урок игра Как встречают Новый год в других странах?, Мои права.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в играх, но очень стесняются проявить себя в игре, показать свои способности. Во время игры раскрываются индивидуальные способности ребенка.
В процессе работы я уделяла большое внимание уважению воспитанников к сверстникам и людям другой национальности, полноценному общению на примерах равноправия. Старалась оказывать необходимую помощь, проявлять внимательное отношение к нуждам детей в решении возникающих проблем, так как это является главной ценностью человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Так же проводились беседы по правилам и обязанностям в детском доме, соблюдение дисциплины в общественных местах. Дети свои обязанности и права знают, справляются хорошо и добросовестно относятся к ним.
Таким образом, в процессе моей воспитательной деятельности я формировала умения и навыки эффективного взаимодействия с представителями различных культур, старалась воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Формирование толерантного поведения как составляющей культуры межнационального общения связано с приобретением навыков, умений и знаний, появлением детей с высоким уровнем, изучением их индивидуальных особенностей в воспитательной работе. На каждого ребенка ведется тетрадь наблюдений. Для того, чтобы отследить развитие личности каждого ребенка требуется диагностика, где учитываются индивидуальные особенности детей.
Успех в достижении цели в работе над темой « Нравственное воспитание детей», во многом зависит от организации воспитательной работы с помощью средств и приемов дифференцированной работы, повышенном внимании к индивидуальным психологическим особенностям детей.
В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.
Дети, привыкшие к критике,
Учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в насмешках выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто стыдимые
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом
Находят в мире любовь.
ТЕТЕРЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
воспитатель ГБУ «ЦССВ»ГАРМОНИЯ»