Мой опыт работы в сельской школе

Чибисов Алексей Александрович

Повышения эффективности и контроля  знаний

 

А.А.Чибисов, учитель биологии

 Большесосновского филиала

МБОУ  Заворонежской средней общеобразвоательной школы

Мичуринского района

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_chibisov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышения эффективности и контроля  знаний

А.А.Чибисов, учитель биологии

 Большесосновского филиала

МБОУ  Заворонежской средней общеобразвоательной школы

Мичуринского района

Проблема повышения эффективности и контроля  знаний, учащихся в настоящее время актуальна для всех видов общеобразовательных учреждений. Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников.

 В своей работе я использую проблемный дифференцированный подход, направленный на всестороннее и  гармоничное развитие личности, а также игровую форму обучения.

В игре развиваются и совершенствуются психические процессы: мышление, память, воображение, наблюдательность, приобретаются  ценные морально-волевые качества: нравственность, инициатива, находчивость, ответственность.

 К.Д. Ушинский говорил, что игра - это могучее воспитательное средство, в игре формируются все стороны человека:  ум, сердце. воля. Большое внимание я уделяю наглядности . Это демонстрация таблиц, рисунков, влажных препаратов, проведение практических работ, экскурсий .просмотр видеофильмов.  

На данный момент я провожу уроки с применением модульного обучения. В своей работе я опираюсь на рекомендации Т.И. Шамовой. Ею разработана модульная программа по образовательной программе В.В. Пасечника, В.М. Пакулова и др. по курсу "Человек и его здоровье" для общеобразовательной школы. Модули разработаны к учебнику "Биология. Человек" (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев). При построении модулей учитываю принципы модульного обучения: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников. Перед каждым модулем предусмотрен входной контроль знаний и умений учащихся, затем осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента и выходной контроль после завершения работы с модулем (темой). Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Введение модульного обучения в учебный процесс, осуществляю постепенно. Сначала некоторые темы полностью изучались с применением модульной технологии, но со временем я пришёл к выводу, что лучший результат  дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В этом случае часть материала раздела изучается с применением модулей, а часть - с применением традиционных и нетрадиционных форм уроков: урок - сказка, урок - ролевая игра, урок - КВН, конференция, семинар и т.д. Но обязательно в конце темы проводится выходной контроль. Это может быть тестовая работа, контрольная письменная работа и т.д.

Использование модульной технологии позволяет мне сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.

Это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться.

Наиболее эффективной формой представления материала по биологии,  следует считаю слайдовые презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде слайдовой  презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на уроках слайдовых презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации, содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование слайдовых презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Исходя из опыта моей педагогической практики, я пришёл к выводу о необходимости внедрения и более широкого применения информационно – коммуникационных технологий  на уроках биологии и химии. В своей педагогической деятельности  мне хотелось бы использовать компьютерные программы, которые позволяют учащимся  не только самостоятельно проделать опыт, и сделать выводы, но и сравнить полученные результаты с правильными, что поможет им адекватно оценить  свою  работу.

Компьютерные программы целесообразно использовать для проверки полученных знаний. Это можно делать в процессе актуализации знаний (то есть при проверке домашнего задания), при промежуточном  контроле на уроке. Многие дети с особенностями в развитии не могут сразу же запомнить большой объем материала.

 Поэтому, бывает необходимо после объяснения отдельного вопроса провести в качестве закрепления небольшую самостоятельную работу.  Эта работа позволяет ученику лучше усвоить новые знания, а мне  сделать вывод, насколько точно и полно был понят материал.

Если учащиеся хорошо усваивают новый материал, то можно использовать такие задания и в конце урока, при закреплении полученных знаний. Контрольные задания с электронных изданий можно включать в обобщающие уроки.

 Я провел анкетирование по теме: «Как ты относишься к урокам  биологии с использованием компьютера». Анкета включала в себя три вопроса:

  1. Нравятся ли тебе уроки с использованием компьютера и почему?
  2. Как тебе лучше запомнить новый материал, когда учитель использует на уроке компьютер или без него?
  3. Когда ты больше волнуешься, при проверке знаний на компьютере или при устном ответе?

На первый вопрос все учащиеся ответили положительно, им нравится работать на компьютере, так как, по словам детей,   «там все показано наглядно, не надо много писать, а главное можно самому самостоятельно проводить опыты ».

На второй вопрос также положительные результаты были даны в 100% случаев.

В третьем вопросе мнения разделились. Половина учащихся больше волнуется при ответе с использованием компьютерной программы, а вторая  - при ответе учителю.        

        Анализируя ответы детей на эти вопросы, для себя я определил, что  ответы зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Для одних учащихся проще дается общение с людьми, другим – с компьютером. Для себя я сделал вывод – при проведении контроля знаний, с помощью ПК подходить к этому дифференцированно.

Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей дает положительные  результаты:

  • вызывает интерес детей к изучению биологии и химии
  • помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность учеников,
  • помогает постоянно следить за усвоением знаний,  и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности.

В дальнейшем мне  бы хотелось включить учащихся в исследовательскую деятельность. Ведь современный учитель -  исследователь. Он изучает эффективность процесса обучения и воспитания, которое выражается в повышении уровня ЗУН и уровня воспитание ребенка. Для того, чтобы определить эффективность работы, необходимо уметь провести педагогические исследования. Именно на учебно-опытном участке учащиеся применяют, проверяют и закрепляют полученные теоретические знания на практике.