Система индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями по предмету "Лепка".
В данной статье рассматривается система занятий и примерный учебно- тематический план для занятий по предмету "Лепка" с учеником с ограниченными возможностями (аутизм).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями (аутизм) по предмету «Лепка».
Мамонова Марина Александровна
МБОУ ДОД «Талнахская детская школа искусств»
В данной статье мы рассмотрим систему занятий и примерный учебно-тематический план по предмету «Лепка» с учениками ограниченными возможностями (аутизм).
Рассмотрим внешние проявления аутизма, такие как:
-снижение способности к установлению эмоционального контакта;
-однообразные действия - моторные и речевые (повторение одних и тех же действий, звуков, фраз);
-сосредоточенность на одной и той же теме в лепке;
-малая потребность в общении;
-трудности восприятия информации;
-затруднения в использовании речи (задержка речевого развития).
«Лепка» - самый осязаемый вид художественного творчества.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ученика с ограниченными возможностями. Она помогает:
- развить фантазию, воображение, зрительную память, наблюдательность;
-повышает сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
-развивает координацию рук и мелкую моторику;
-синхронизирует работу обеих рук;
-помогает достигать результата и по необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
-развивает трудовые навыки.
Значение лепки в развитии ученика c ограниченными возможностями трудно переоценить, занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук. Это необходимо для развития и повышения интеллекта. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, говорит и думает.
Учащийся приобретает элементарные навыки в работе с таким пластическим материалом как пластилин и инструментами (стеки), учится лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем с указанием распределения часов (1 час в неделю) и составлен в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития ученика.
Первый год обучения
№ | Наименование темы | ||
Аудиторные занятия | |||
1. | Лепка простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Плоские и объемные. | 2 | |
2. | Работа с натурным материалом (фрукты, овощи). | 2 | |
3. | «Робот». Пластилиновая мозаика. | 2 | |
4. | «Рыбка». Рельеф. | 2 | |
5. | «Фантазийное животное». Пластилиновая мозаика. | 2 | |
6. | «Ёжик», «черепаха». Круглая скульптура. | 2 | |
7. | «Снеговик». Круглая скульптура. | 2 | |
8. | «Домик». Рельеф. | 3 | |
2 полугодие | |||
9. | Лепка из пластилиновых жгутов (горшочек, вазочка). | 2 | |
10. | «Колобок». Пластилиновая мозаика. | 3 | |
11. | «Медведь». Круглая скульптура. | 2 | |
12. | Работа с натурным материалом (осенние листья). | 2 | |
13. | Лепка животных (кошка, собачка, зайчик, лошадка). | 2 | |
14. | Лепка из пластилиновых жгутов (домик). | 3 | |
15. | Итоговая работа. «В деревне». | 4 | |
Итого: | 35 |
В программу занятий по лепке можно включить задания по пластилиновой мозаике - заполнение нарисованного контура на доске или листе картона кусочками цветного пластилина (цветная мозаичная картинка). Во втором полугодии это задание усложняется и пластилином полностью заполняется пространство листа.
Лепка с натуры начинается уже с третьего занятия. Для этого рекомендуется использовать овощи, фрукты, осенние листья, так как они разнообразны по форме и интересны по пластике.
Работы выполняются как в круглой скульптуре, так и в рельефе. По картинке, фотографии животных и птиц ученик должен стремиться как можно выразительнее запечатлеть натуру в своих работах.
Целью учебного предмета «Лепка» является установление эмоционального контакта, развитие внимания, восприятия, зрительной памяти, формирование практических умений и навыков работы пластилином.
Задачами учебного предмета «Лепка» являются:
- знакомство с оборудование и пластическим материалом (стеки, пластилин);
- знакомство со способами лепки простейших форм и предметов;
- формирование умения изображать предметы окружающего мира с натуры и по памяти;
- развитие координации рук и мелкой моторики.
Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать и созидать по законам красоты.
Занятия рекомендуется проводить в одной и той же обстановке, в привычных для ученика условиях. Работа с таким учеником должна быть последовательной, от простых заданий к сложным. Нужно поставить конкретную задачу, объяснить ученику, что он должен делать. Но одного объяснения не достаточно, так как аутисты не всегда понимают значение слов, надо детально продемонстрировать то, что ему нужно слепить. Также можно поэтапно выполнить задание вместе с учеником, при необходимости задействовать его руки. Все сложные действия необходимо разбивать на простые задания, иначе учащийся не сможет их выполнить.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Рони Орен. Секреты пластилина. 2009г.
2.Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. – М., 1998
3.М.Новацкая. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. 2014г.
4. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг «Аутичный ребёнок: пути помощи».
5. Т.Питерс «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию». Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999г.