Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра
Анализ литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра
Жизнь ребенка без родителей делится на две половины: жизнь сиротском учреждении и жизнь после его окончания. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей-сирот. Замедленное интеллектуальное развитие, его дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта, несформированность чувства долга, причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей.
Поэтому современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. при исследовании этой проблемы решаются задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии, ослабление негативных последствий депривации и задачи социальной адаптации детей для успешной интеграции их в общество.
Только в семье ребенок может адаптироваться к нормальной жизни. Многие воспитанники детских домов не владеют даже элементарными навыками проживания в обществе – не знают, как пользоваться деньгами, не умеют мыть посуду. Выходя из интерната, они оказываются наедине с совершенно другим миром, в котором просто не готовы жить. Необходимо ввести обязательный постинтернатный патронаж, чтобы за подростком в течение несколько лет был закреплен отдельный человек. Тогда выпускник не будет чувствовать себя одиноким. Патронаж фактически обеспечит его взрослым другом». Если же ребенку повезло, и он попал в семью, то он начинает быстрее развиваться, и из него получается полноценный член общества.
В связи с тем, что фактически это осуществить пока не представляется возможным, социально-реабилитационные центры частично берут на себя данную задачу.
Основными задачами социально-реабилитационных центров при работе с выпускниками детских домов являются:
- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
- охрана интересов и прав воспитанников;
- освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
- формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Следует отметить, что подготовку подростка-сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Все программы, за исключением одной, должны быть реализованы в период нахождения подростка в стенах детского дома.
Все так же актуальны следующие направления работы с детьми-сиротами:
- профилактика девиантного и делинквентного поведения;
- нравственное воспитание;
- полоролевое воспитание (обучение "женским" и "мужским" моделям поведения);
- сексуальное просвещение;
-профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;
- профориентация;
- формирование навыков решения жизненно важных задач;
- валеология, здоровьесберегающие технологии;
- обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и пр.).
В связи с тем, что социально-психологической адаптации выпускников в учреждениях интернатного типа не уделяется должного внимания, в социально-реабилитационных центрах разрабатываются программы для адаптации выпускников, которые реализуются в период их самостоятельной жизни, — это программы постинтернатного сопровождения. В процессе их реализации необходимы занятия для формирования навыков управления своим свободным временем, психокоррекционные занятия по самооценке; психотерапевтическая работа по восстановлению уважения к труду. Ценность труда потеряна сегодня у большинства молодых людей, но у выпускников детских домов она деформирована еще и в силу того, что они находятся на государственном обеспечении.
Социальная адаптация означает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация проводится через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
В ходе реализации программ решаются следующие проблемы:
- профессионального самоопределения выпускников;
- освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;
- ознакомления со структурой и функциями семьи;
- формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.
Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах – важная функция, которую выполняют сотрудники центра. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:
- выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;
- формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
- приобретения опыта деятельности.
Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.
Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.
Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности.
Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.
Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке "образа его Я", возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.
Таким образом, наиболее распространенная схема самопознания своего "Я" включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.
Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.
Наиболее оправданным является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Воспитанник должен научиться приобретать и формировать свою жизненную позицию, быть способный делать разумный выбор, вырабатывать собственные идеи. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества.
На основе анализа воспитательных систем, в том числе работ В,А, Краковского, С.Т. Шацкого, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Тубельского, коммунарской методики И.Иванова и др., а также с учетом современных технологий организации воспитательного процесса, разрабатываемых Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, А.К. Савченко, определяют следующий ряд принципов, которые могут быть положены в основу работы с воспитанниками детского дома.
- Принцип творческого начала в проведении и организации воспитательного мероприятия. Проведение воспитательных мероприятий с элементами непредсказуемости способствует формированию у детей различных вариантов реагирования, приучает их к неожиданностям взрослой жизни и тем самым работает на развитие механизмов социальной адаптации.
- Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе. Принцип реализуется в формировании основы для адекватного общения воспитанника с разными социальными группами (взрослыми, сверстниками и т.д.) через развитие его собственных устремлений. Личностно ориентированный подход способствует устранению таких иждивенческих отношений, так как он направлен на организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы воспитанника сами для себя открывали свои возможности в решении поставленных воспитателем задач.
- Принцип коррекционно-развивающей направленности мероприятий.
- Принцип единства обучения и воспитания.
- Принцип социально-практической направленности мероприятий.
Итак, ни один педагог и воспитатель не могут повлиять на социальную ситуацию, которая сегодня постоянно меняется. Однако научить воспитанников владеть собой, ориентироваться в этой ситуации, приспосабливаться к условиям, которые может быть и не очень хорошие – вот задача социальной адаптации. Социальная адаптация – это не столько борьба с внешними условиями, сколько развитие внутри себя механизмов самоутверждения.
Таким образом, критериями преодоления трудностей могут быть сведущие:
1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.
Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.
Итак, понятие социально-психологической адаптации подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества, а также с собственными потребностями, мотивами, интересами. Адаптивный потенциал личности рассматривается как одно из важнейших социальных качеств личности, обеспечивающих ей субъектное функционирование в разнообразных критических ситуациях (стресс, кризисы, конфликты) социальной жизни. Несоответствующий социальным нормам эффективного функционирования личности адаптивный потенциал наиболее четко проявляет дефект социализации развивающейся личности в критические периоды жизнедеятельности подростка, индуцируя возникновение стресса психологической аккультурации, блокирующего конструктивные формы социальной активности личности. Несоответствие актуального уровня адаптивного потенциала личности социально-нормативному (т.е. необходимому для полноценного социального функционирования) является дефектом социализации развивающейся личности.
Выпускники учреждений интернатного типа неизбежно испытывают трудности в адаптации к условиям жизни вне детского дома. Это связано с рядом объективных причин: дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.
В настоящее время социально-реабилитационные центры должны ставять перед собой задачу помочь выпускникам детских домов адаптироваться к новым условиям жизни путем разработки и реализации программ постинтернатного сопровождения.