Как работать с отстающими на уроках английского языка.

Чишуина Ирина Валерьевна

Советы и рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otstayushchie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе с неуспевающими учениками на уроках английского языка.

http://festival.1september.ru/ 

      В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы. При этом неизбежно возникновение целого ряда проблем. С одной стороны, результаты многолетних исследований отечественных учёных в области раннего обучения иностранным языкам, доказавших преимущества систематического обучения детей иностранным языкам в младшем школьном возрасте, получили признание на общественном и государственном уровне - законодательно закреплено раннее начало изучения иностранного языка (со II класса начальной школы).  С другой стороны, учитель, преподающий иностранный язык в начальной школе, повседневно сталкивается с целым рядом трудностей,  которые характеризуют  следующие противоречия:

1)      объективная необходимость обучения младших школьников иностранному языку и несформированность позитивной мотивации к изучению нового предмета;

2)      высокий темп изучения программного материала и           низкий уровень сформированности учебной деятельности;

3)      новый взгляд на ученика, как субъекта учебной деятельности и старые формы, методы и средства обучения;

4)      реализация коммуникативного принципа обучения языку            и низкий уровень развития речи на родном языке.

     Список можно продолжить. Можно долго рассуждать о качествах, которыми должен обладать учитель иностранного языка в начальной школе, но, увы, эти рассуждения неизбежно разбиваются  о вышеназванные противоречия. Я достаточно долго преподаю английский язык в начальной школе – с 1993 года. В течение долгих лет мои маленькие ученики получали только  «четвёрки» и «пятёрки». Учителя начальных классов приходили ко мне на уроки и с удивлением отмечали, что школьники, неуспевающие по их предметам, превосходно читают и общаются на английском языке. В последние годы ситуация изменилась. Появились дети с настолько ослабленные, что методы работы с ними, которые приносили раньше успех, уже не срабатывают. В результате растёт количество неуспевающих детей.

     Можно выделить следующие признаки неуспеваемости: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.  

     Причины неуспеваемости различные, но одной из них является слабое знание личности школьника.  В  связи с этим весьма актуальной становится тема учёта психологических особенностей неуспевающих учеников. М.М. Поташник в методическом пособии «Требования к современному уроку»  отмечает: «…почти все учителя, которые не могут добиться сколько-нибудь хороших результатов, не понимают, что причина их непрофессионализма кроется именно в незнании психологии, в незнании ребёнка, в непонимании механизмов, с помощью которых  у него происходит усвоение учебного материала. Причину своих неудач такие учителя видят в чём угодно, но только не в себе, а прежде всего -  в детях, которые де нерадивы, ленивы, тупы, якобы не хотят учиться и т.п.» [1]

     Выход для учителя, не желающего смириться с неудачами в обучении слабых учеников, один – исследование параметров, характеризующих ребёнка. Их достаточно много, но начинать надо с главного – установления доминирующего канала восприятия учебного материала.

       Психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории:

1)      визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение.

2)      аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии.

3)    кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция.

     Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что:

-  аудиал при введении материала проявит себя в работе с аудиоматериалом, прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу. При закреплении материала ему легко дадутся упражнения, направленные на расширенные высказывания, на выражение собственного мнения и отношения.  Такой ученик преуспеет в составлении рассказа на основе прослушивания аудиозаписи.

   -  визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника. При закреплении ему лучше предложить упражнение тип «Снежный ком», упражнения, представленные в диалоговом режиме. Рассказ он составит с опорой на картинки или текст.

    - кинистетик лучше освоит новый материал в игре, при закреплении материала он будет успешен в составлении подобного по образцу. Такие ученики побеждают в играх-соревнованиях. 

     Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками  является проявлением индивидуального подхода. Для того чтобы развить недостающие для успешного освоения программы каналы восприятия, я использую упражнения, при которых развиваются умения перерабатывать информацию с одного канала на другой. О.А. Иванова в статье «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» [2] предлагает целый ряд таких упражнений.

 

"Пойми фразу"

Учитель сообщает ученику на ухо какую-либо фразу, он показывает фразу пантонимически, чтобы остальные учащиеся сумели правильно ее разгадать. Допускаются уточняющие общие вопросы. Игра представляет собой тренировку навыков образного сообщения: это тренинг умения задавать вопросы, выстраивать логические цепочки, умения перерабатывать информацию с визуального и кинестетического канала на аудиальный (на уроках иностранного языка это можно применять при закреплении лексики и грамматики).

"Интонация"

Учитель пишет на листках бумаги названия какого-либо чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача учащихся - произнести заданную фразу (прочитать текст) с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык - работа с лексическим материалом, работа над выразительным чтением.

 

"Разговор больших пальцев"

Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, ссорятся, ищут возможность помириться, мирятся. Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. На уроках иностранного языка применяется при разучивании диалогов.

 

"Снежный ком"

Такое традиционное упражнение, как "снежный ком", может быть направлено на развитие визуализации как одного из приемов эффективного запоминания. Учитель называет какое-либо слово, ученик повторяет его, добавляя к нему еще одно, характеризующее какой-либо признак. Следующий ученик повторяет предыдущие слова и добавляет свое и т. д. При сбоях никто не подсказывает, цепочка слов продолжается с ошибками, про валами, либо точно воспроизводится. Затем рефлексируется, что было легким, трудным; идет осмысление "провалов" памяти. Хотя имеется в виду, что это упражнение проводится на визуальном канале (визуализация - создание зрительного образа на внутреннем плане), нам представляется, что разные ученики используют разные стратегии при запоминании: зрительные и слуховые ассоциации, тембр голоса, движения и т. п., то есть это упражнение может рассматриваться как игра для развития всех сенсорных каналов (это зависит от инструкции учителя).\

   Не менее важно знать и другие параметры, характеризующие учеников класса: сколько в классе левополушарных, правополушарных и детей со смешанным восприятием; как дети делятся по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики), кто в классе лидер, а кто аутсайдер и т.д. В связи с тем, что количество параметров достаточно много (а ведь их число необходимо умножить на количество учеников в классе, а затем на количество классов), у учителей может возникнуть представление о невозможности систематического исследования  возможностей учеников. М.М. Поташник советует вклеивать в тетрадь поурочных планов интегративные характеристики учеников по классам. При планировании уроков и работе в классе учитель заглядывает в них, и через 3-4 урока эти характеристики переходят в область автоматического запоминания и легко используются при проверке тетрадей, контрольных работ, опросе. Составление характеристик – прямая функция школьных психологов. Ну а что делать учителям, работающим в школах, где нет психологов? Во-первых, изучать личность каждого ученика и коллектива в целом путём наблюдения на уроке и вне его, обмена с коллегами, бесед с родителями. Во-вторых, «… сесть за книги по психологии и путём самостоятельной работы ликвидировать пробелы в своём профессиональном образовании, чтобы и дети впредь не страдали от безграмотности своих учителей и педагоги не попадали в конфузное положение» [3]. Учитель, последовательно осваивающий методики изучения возможностей ребёнка, обязательно улучшит качество своей работы, так как слабые ученики будут избавлены от напряжения и перегрузок и смогут с большей результативностью участвовать в учебно-воспитательном процессе.

       Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха.   Таким ученикам я предоставляю возможность отличиться, отмечаю похвалой даже самое незначительное движение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше». «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам». Я стараюсь чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд, при этом стараюсь обеспечить коллективные переживания при общих и личных удачах и неудачах детей. Подобная работа требует от учителя определённых усилий, но она необходима. 

    Дети 7 – 10 лет очень чувствительны к оценке, которую даёт им учитель. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. В связи с этим я хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амоношвили в 1984 году. Она включает в себя четыре компонента:

1)      доброжелательное отношение к ученику как к личности;

2)      положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

3)      конкретный анализ трудностей, с вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

4)      конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

     При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил не лучшим образом. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» ученики начальной школы расценивают как «Ты плохой».  Они нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой.

     В качестве заключения мне бы хотелось привести следующую цитату: «Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми её можно наилучшим образом обеспечить…Путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приёмам учебной деятельности, тренировке его психических функций (памяти, мышления, слухового восприятия и т. д.) и использование принципа индивидуально подхода. Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников»