«Учимся сочинять музыку. ИКТ в образовательном процессе, как условие развития творческих способностей».
Опубликовано 27.09.2014 - 22:07 - Евстигнеева Татьяна Сергеевна
Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных идеалов. Главное, что должен сделать педагог, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и сопереживать.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
На сегодняшний день актуальной проблемой остается привлечение детей в дополнительное образование. Поэтому важным фактором в решении данной проблемы является применение современных форм и методов обучения детей.
Наше время характеризуется тем, что дети, зачастую, обладают большими знаниями и умениями в овладении компьютером. Основываясь на этом, можно использовать ИКТ в образовательном процессе, что успешно используется на музыкальных занятиях бардовской студии.
Разнообразие компьютерных музыкальных программ позволяет не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и сочинять музыку. Момент творческого поиска воспитывает и развивает у детей такие качества, как эстетический вкус, воля, образное и логическое мышление, целеустремленность. Использование компьютера возможно на любом музыкальном занятии, а особенно на занятиях, когда ребятам дается задание по импровизации, сочинительству. Сочиняют ребята несложные формы, в основном, это мелодии-песни, положенные на стихи поэтов или на собственные стихи. Необходимо уточнить, что на сочинительство приходится отводить немалое количество времени. Поэтому используются разные формы организации в работе с детьми: индивидуальные и групповые. Также, ребятам дается домашнее задание, где они самостоятельно осваивают музыкальные программы.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
• Музыкальные проигрыватели
• Музыкальные энциклопедии
• Обучающие программы
• Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
1.Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
2.Огромную помощь на занятиях дают музыкальные энциклопедии. В них представлены сведения о шедеврах музыки, композиторах, о многих современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип.
3. Обучающие программы по музыке –такие, к примеру, как Ейрмастерскул и Музыкальный экзаменатор. Эти программы являются вспомогательным инструментом для тренировки и развития музыкального слуха. Начав с простых упражнений и продвигаясь к более сложным, ребята учатся правильно определять высоту нот, различать аккорды, разбираться в интервалах. В программе есть курсы обучения, адаптированные к различным инструментам.
4. Нотные редакторы- это компьютерные программы, предназначенные для набора нотного текста. Нотный редактор работает с нотным текстом подобно тому, как текстовый редактор — с словесно-буквенным текстом .Все нотные редакторы позволяют вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапазоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур. Большинство нотных редакторов позволяют также проигрывать нотный текст. При сочинении мелодии нотный редактор является незаменимым помощником, потому как написанная мелодия проигрывается, и можно услышать ошибки и исправить их. К тому же распечатанный нотный текст выглядит эстетично, словно он был напечатан в издательстве.
Применяя новые информационные технологии, нельзя забывать о том, что применение ИКТ в педагогической деятельности должно быть дозировано. Общение с компьютером нельзя заменить живым общением с педагогом.
Поэтому следует использовать только те программы, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка, старясь не перегрузить компьютером. Такими программами (нотными редакторами) для импровизации и сочинительства на сегодняшний день являются программы Финал, Сибелиус и Мьюзскор.
Чем полезно обучение ?
1. В нотном редакторе все записанные вами звуки играются так, как вы их написали.
Если, например, написать партию инструмента или задание по сольфеджио в нотном редакторе, то можно услышать правильное интонационное и метро-ритмическое звучание записанного произведения. Услышать то, что вы сочинили в своей голове, набрав ноты в программе. Запись собственной мелодии воспитывает у ребят усидчивость, целеустремленность и самостоятельность, а обучение в нотном редакторе значительно повышает музыкальную грамотность, ученик быстрее учится читать ноты - и понимать ноты. Ребенок учится ставить себе цели и достигать их, что является немаловажным фактором в современном мире.
Более «продвинутым» ученикам можно порекомендовать пробовать переписывать и аккомпанемент к своей партии - чтобы услышать звучание партии сопровождения, попробовать играть с этим механическим аккомпанементом дома.
Продуктивно совместное обучение сочинительству на музыкальных занятиях на заданный пример.
Так как, совместная деятельность детей на занятиях создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
( Демонстрация результатов работы детей)
Заключение.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности..
Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на занятии для решения всех проблем неправильно. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом.
Умение «поставить проблему», заинтересовать обучающихся, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за педагогом.
Но, по образному выражению Анатолия Гина - "Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”.
Первым всегда идет впередсмотрящий.