Взгляд из детства, или кое-что о правах детей, обязанностях взрослых и о воспитании вообще…
Прошло немало времени после принятия Всеобщей декларации прав человека для того, чтобы стало понятно: права человека должны распространяться и на детей.
Неутешительные данные о положении детей в нашей стране заставили нас, взрослых, заняться более основательным изучением Конвенции. Понятно всем, что «Конвенция о правах ребенка» обращена к взрослым, но при этом, сами дети не должны оставаться в неведении относительно содержания этого документа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_iyunya.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Взгляд из детства, или кое-что о правах детей, обязанностях взрослых и о воспитании вообще…
Прошло немало времени после принятия Всеобщей декларации прав человека для того, чтобы стало понятно: права человека должны распространяться и на детей.
Неутешительные данные о положении детей в нашей стране заставили нас, взрослых, заняться более основательным изучением Конвенции. Понятно всем, что «Конвенция о правах ребенка» обращена к взрослым, но при этом, сами дети не должны оставаться в неведении относительно содержания этого документа.
Работая библиотекарем Детского отделения, я стараюсь «упростить» и «приспособить» к детям статьи Конвенции для того, чтобы они их лучше поняли. Формирование личностного отношения к правам человека способствует определенный эмоциональный настрой, который легко создается посредством использования разнообразных форм работы: познавательной игры «Как я стал Неболейкой» (при изучении статей 26 – 27): экологической сказки «В гости к Экошке»; брейн-рингу «Чему нас учат в школе» (ст. 28 – 29) или ролевой игры «Послушайте, это говорю Я!» (ст. 12 – 16).
Подобные занятия по изучению Конвенции о правах способствуют информированности детей, их социальной адаптации, развитию интеллекта, правильному отношению к окружающему миру.
Для того, чтобы мероприятия проходили интересно, ярко и необычно, я стараюсь использовать новые читательские технологии, например буктрейлеры – короткие видеоролики, созданный по мотивам книги, синквейны или сочетание знаменитого метода «Шести шляп мышлении» Эдварда де Боно и сказкотерапии. Замечательный цветовой приём позволяет вместе с усвоением цветовой гаммы применять те или иные стили мышления.
Метод шляп в сказкотерапии может удачно применяться в качестве дополнительного образования по развитию детей. Шляпы дают большой простор творчеству, и таким образом появляется возможность о сложных психических процессах говорить просто и весело, и маленькие дети играючи постигают высокие премудрости человеческого познания. И, кстати сказать, не только дети маленькие.
По роду своей библиотечной деятельности мне приходиться работать с разными детьми и, в том числе, с детьми «особенными».
С воспитанниками психоневрологического интерната мы читали и обсуждали сказку «Колобок». Надевая разноцветные шляпы, дети с удовольствием пересказывали краткое содержание сказки (белая шляпа), давали оценку всем героям - положительным (красная шляпа) и отрицательным (черная шляпа). Желтая шляпа надевалась на голову тому, кто хотел бы изменить сказку полностью или только в конце. Зеленая шляпа – это шляпа главного героя сказки. И, наконец, шляпа синяя. Это шляпа того, кто сделает правильный вывод из сказки.
Вот тут-то начинается самое интересное! Выводы были самыми разными, начиная от запрета убегать из интерната, «не верить незнакомцам», «не садиться на нос кому попало» и до (да простят меня читатели за вульгаризм) – «не быть лохом по жизни». Такова психология детей, воспитывающихся вне семьи.
А роль семьи в развитии личности ребенка особенно велика. В основе семейного воспитания стоит любовь, ведь детства, наполненного любовью, хватает на всю жизнь. Поэтому главная задача родителей – создание у ребенка уверенности в том, что его любят, о нем заботятся. Утверждайте и поддерживайте в детях это ощущение родительской любовью!
Уверенность в защищенности… Вот и день скоро наступит такой – 1 июня – Международный день защиты детей. Казалось бы, от кого и от чего надо защищать детвору? Да от постоянных посягательств на их свободу и жизнь. Ведь когда заканчиваются детские игры в войну и начинаются войны настоящие, дети становятся самой легкой их добычей.
Но не только от пуль и бомб надо защищать детей. И в мирное время их надо спасать от болезней, недоедания, жестокого обращения с ними. Это одно из обязательных условий для избавления от несчастий, обрушивающихся на маленькие семьи и большие народы.
Дети имеют право на счастливое детство и достойное будущее. А будет ли оно таким – зависит от взрослых. Они в ответе за это.