Педагогическое эссе «Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом…».
Быть человеком значительно труднее,
чем им называться. Если хотите,
чтобы Ваши воспитанники были
ЛЮДЬМИ, будьте ЧЕЛОВЕКОМ
прежде всего ВЫ.
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_esse.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом…».
Быть человеком значительно труднее,
чем им называться. Если хотите,
чтобы Ваши воспитанники были
ЛЮДЬМИ, будьте ЧЕЛОВЕКОМ
прежде всего ВЫ.
В. Сухомлинский
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
В наше время все по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нём просто «подателя информации» по предмету. Я же вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика. Слово «школа» восходит к латинскому «скале» - лестница. Речь идёт прежде всего о лестнице восхождения – физического, интеллектуального, духовного в человеке, поэтому на своих занятиях я стараюсь быть с воспитанниками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими их душами. Я считаю себя современным педагогом, а потому, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как понимаю, что должна быть образцом для своих учеников. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для учащихся. Я следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь даже самым незначительным успехам моих учеников. Для меня, как педагога, важно создавать на каждом моем занятии ситуацию успеха для каждого ученика. Я счастлива, когда ребята с интересом идут ко мне на занятие, но для меня важно и то, что я иду к ним с удовольствием и жду встречи с ними.
Общеизвестно, что «личность воспитывает личность». Вглядитесь внимательнее! Да, мы замечаем, что возле внутренне богатых и одаренных людей вырастают не менее окрыленные. Но невозможно описать, как выстраивается этот «воспитательный процесс». Личность способна создать вокруг себя определенную среду, своего рода силовое поле. Чтобы создать его, нужно обладать большим внутренним «зарядом». Это поле невидимо, оно действует на «родственные» объекты. Под родством здесь можно понимать наличие определенных способностей. Нельзя развить то, чего нет. Наблюдая те положительные изменения, которые происходят с моими воспитанниками, соприкасающимися с миром спорта, физического совершенствования, я еще более утверждаюсь в мысли, что «красота спасет мир». Я отдаю все свои силы для того, чтобы научить ребят «искусству физического и духовного самосовершенствования». «Чувства не обманывают, обманывает разум», – сказал однажды Гёте. Если угодно, – это и есть один из краеугольных камней моей педагогической философии. Значит ли это, что я целенаправленно воспитываю чувства? И да, и нет! «Да» в том смысле, что на моих занятиях чувства детей всегда найдут себе пищу. У меня не бывает занятий без экспериментов, и эксперименты в них играют очень важную роль – исходных моментов познания и материала для обсуждения, постановки проблем и поиска закономерностей. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином.
Таланты были даны каждому и каждому разное число. Это замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их, и помогать им раскрыться – высокая миссия педагога. А значит и моя.
Я каждый день спешу туда, где трудно, весело, интересно и радостно!
Туда, где ребенок действительно для меня «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Я горю вместе с ними. Для меня педагогика – это искусство, а настоящий педагог – художник.
Живу надеждой, что двадцать первый век будет веком возрождения физического совершенствования, духовности, веком нравственного расцвета, веком души и сердца, а не холодного разума.
Комментарии
Пройти школьный этап в своей
Пройти школьный этап в своей жизни – это сложнейшее и одновременно увлекательное время, особенно для тех, кто не просто проживает года, а наслаждается жизнью, кто ее понял и не торопится.
Вспомнились замечательные строки Омара Хайяма
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт, и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасёт,
Но кто живёт с синицею в руках,
Свою жар-птицу точно не найдёт
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь.
В повседневном быту, буднях мы забываем о том, о чем дети никогда не забывают, я говорю о любви искренней, нежной, бескорыстной. Любви простой не за что-то, а потому что любят.
Учителю нужно любить, и тем более любить тех, кого учишь, но не только за блестящее знание своего предмета, а за главное – умение обратиться к душе и сердцу будущего человека!
Учиться понимать то время, в котором живешь ты и твои ученики, осознавать изменения и почитать традиции, учить и учиться у детей, которые рядом дарят свое тепло и моменты своей жизни – это необходимость как воздух, как вода и пища (духовная и материальная), – это не только уроки школы, это – уроки жизни.
Дети даже через много лет поймут и вспомнят таких учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, поддержку и вдохновение.