Организация внеурочной деятельности в системе дополнительного образования детей.

Большакова Татьяна Альбертовна

Размышления о месте и роли дополнительного образования во внеурочной деятельности школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в системе

            дополнительного  образования детей.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Практика показывает,  что указанные требования  к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Новый подход к внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отводит роль дополнительному образованию как полноправному участнику образовательного процесса. Как правильно организовать внеурочную деятельность младших школьников, чтобы достичь высокой результативности - об этом пойдет речь в моей работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - что же это такое? Добро это или зло для нас, педагогов дополнительного образования. В своей работе я, как участник образовательного процесса, хочу предложить на рассмотрение своё видение этого вопроса.

Не так давно поднималась проблема интеграции общего и дополнительного образования детей, но вот практическое решение этой сложной задачи, на мой взгляд, осуществлялось на  низком уровне. В чём это проявлялось? Во- первых, как это не печально, большинство образовательных школ с трудом отходили от традиционной дидактоцентрической модели образования, в основе которой лежит когнитивная образовательная философия, где ребёнок – это объект для передачи основных предметных знаний . Как правило, при таком подходе формировались технологии авторитарной направленности , что притупляло или заглушало творчество, фантазию, самостоятельность и стремление детей к культуре. Философия же педагогической системы дополнительного образования детей направлена на личное развитие каждого ребёнка, на удовлетворение его потребностей – эмоциональных, интеллектуальных, познавательных, социальных и др. Такое противоречие педагогических систем уже само за себя говорит. Во – вторых, когда всё же образовательная школа обратилась к личностно- ориентированному подходу и , казалось бы, цели и задачи школы совпали с целями и задачами дополнительного образования оказалось, что механизмы реализации совместной деятельности не продуманы…

 Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства,  как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

« Школа и система Дополнительного образования детей не противопоставлены друг другу. Эти две разные образовательные системы должны и могут стремиться друг к другу, создавая глубокие интеграционные связи» [ 2,с. 9] Эти замечательные слова можно считать преддверием появления и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в наше время.

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Примерная  основная образовательная  программа образовательного учреждения.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, граждан-ской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.

Как видно из вышеизложенного, внеурочная деятельность является составной частью учебного плана и так же, как и часть обязательная направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Универсальные учебные действия.

Достижение результатов, как в общем образовании, так и во внеурочной деятельности младших школьников достигается через привитие универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

-обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные « Я сам!»

Регулятивные « Я могу!»

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

-проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

-различать основные нравственно- этические понятия;

-соотносить поступок с моральной нормой;

-оценивать свои и чужие поступки;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом и др.

-удерживать цель деятельности до получения результата;

- планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

-корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок и др.

Коммуникативные «Мы вместе!»

Познавательные « Я учусь!»

- оформлять диалогическое высказывание;

-различать особенности диалогической и монологической речи;

-описывать объект;

-характеризовать существенные признаки предмета и др.

- различать методы познания;

-анализировать результаты опытов;

-применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

-исследовать собственные нестандартные способы решения и др.

В таблице отражены действия для поверхностного ознакомления, потому что умений универсальных учебных действий насчитывается около 110 наименований.

Характеристика понятия « внеурочная деятельность» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( ФГОС НОО) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными- экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

 Цель внеурочной деятельности, в первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет  специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

В этом контексте для каждого общеобразовательного учреждения особое значение приобретает   проектирование программы в целом и её отдельных разделов, наполнение программы конкретным содержанием.

Практика показывает, что серьёзные затруднения при проектировании программы возникают в процессе моделирования внеурочной деятельности. Это связано, во-первых, с особой ролью внеурочной деятельности, обеспечивающей достижение планируемых результатов усвоения обучающимися программы, во-вторых, включение требований к внеурочной деятельности в разные структурные компоненты программы затрудняет процесс её моделирования , в-третьих, новизна подходов, определённых в Федеральном государственном образовательном стандарте, к целям, направлениям, технологиям и механизмам реализации программ внеурочной деятельности создаёт сложности при развёртывании образовательным учреждением системы внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса.

Моделирование внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Сущностные характеристики моделей внеурочной деятельности. Моделирование внеурочной деятельности.

Разработка и описание моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса производятся на основании документов федерального уровня и методических рекомендаций разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  Перечень нормативных документов и методических рекомендаций, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 177885.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., рег. №19707.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован Минюстом россии 08 февраля 2010 г., рег. №16299.

5.Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761 « Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей. Специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 06 октября 2010г., рег. №18638.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 03 марта 2011 г., рег.№19993.

7. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03-114 « Модель мониторинга введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

8. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г.№03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Предлагается несколько организационных моделей внеурочной деятельности.

Название

модели

Участники организации

и проведения

внеурочной деятельности

Механизм

координации

Формы реализации

Внеурочной деятельности

Модель дополнительного

образования

Педагоги дополнительного образования общеобразовательного учреждения, реализующие, помимо программ дополнительного образования, программы внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности, программы внеурочной деятельности, образовательные программы дополнительного образования

Соответствуют формам, представленным в программах внеурочной деятельности, согласно требованиям ФГС НОО

Модель школы

полного дня

Педагогические работники общеобразовательного учреждения, привлечённые для образовательного процесса в рамках программы школы полного дня

Программа школы полного дня, режим работы

Сочетание в рамках программы школы полного дня внеурочных занятий, занятий объединений дополнительного образования. Режимных мероприятий

Оптимизационная

модель

Все педагогические работники данного учреждения в рамках своих должностных обязанностей

Деятельность тьютора, классный руководитель по координации работы педагогов по реализации программ внеурочной деятельности в конкретном классе

Соответствуют формам деятельности педагогов, реализующих определённую часть программы внеурочной деятельности

Инновационно-

образовательная модель

Педагогические работники общеобразовательного учреждения совместно с учёными, специалистами муниципальных методических служб, привлечёнными для разработки программ внеурочной деятельности

Договоры о совместной деятельности между ОУ и учреждениями науки, профессионального образования, муниципальным органами управления образованием; технические задания на разработку и реализацию совместных проектов

Соответствуют формам, представленным в программах внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО

Модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Педагогические работники общеобразовательного учреждения, педагоги учреждений дополнительного образования

План внеурочной деятельности, программы внеурочной деятельности, договоры о сотрудничестве между образовательными учреждениями

Соответствуют формам, представленным в программах внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО

Каждая модель имеет свои преимущества.

Модель дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направлена в первую очередь на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает прежде всего реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Модель "школы полного дня".

Данную модель характеризует:

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разноакцентированных пространств;

-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

-создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

-построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

-опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

 Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель.

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.        Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования непосредственно предусмотрена в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах начального общего образования, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Какая модель будет наиболее продуктивной? Для оптимального выбора

существует определённый алгоритм моделирования внеурочной деятельности, который состоит из нескольких этапов.

I этап-определение целей и принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе;

II этап- анализ предлагаемых моделей;

III этап-анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей;

IV этап-выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.

Виды и направления внеурочной деятельности, формы организации.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная  и проектная деятельность.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с  видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности художественно- эстетического направления.

Уровни

воспитательных

результатов

Приобретение школьником  новых социальных  знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.

-художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

-  художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

Заключение.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Особую, совершенно новую роль в этом контексте играет внеурочная деятельность. Чтобы грамотно осуществлять новые подходы в дополнительном образовании детей, необходимо не просто владеть теоретическими и методическими знаниями в этой области, но и уметь находить им практическое применение.

                

Список литературы.

  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / Ю.Ю.Баранова [и др.]; - Москва, Просвещение, 2013.-91 с.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.- Москва, Просвещение, 2011.-223с.
  3. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы.- Ростов н/Д, издательство « Учитель»,2007.-256с.
  4. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования.- Москва, УМЦ « Школа 2000…».2008.-16 с.
  5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=228
  6. http://www.bestreferat.ru/referat-19561.html
  7. http://education.simcat.ru/school40/files/1360755854_ob_organizacii_vneurochnoy_deyat.pdf
  8. http://www.school61.ru/fgos/noo/vneurochn.htm
  9. http://www.pandia.ru/text/77/177/4565.php
  10. http://school44.admsurgut.ru/win/download/740/
  11. http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
  12. http://sch8sov.ru/index/0-68
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия
  14. http://sch8sov.ru/index/0-68
  15. http://irinastepanova7.ucoz.ru/load/vidy_universalnykh_uchebnykh_dejstvij_po_materialam_fgos_noo/1-1-0-61