Организация внеурочной деятельности в системе дополнительного образования детей.
Размышления о месте и роли дополнительного образования во внеурочной деятельности школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности в системе
дополнительного образования детей.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Новый подход к внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отводит роль дополнительному образованию как полноправному участнику образовательного процесса. Как правильно организовать внеурочную деятельность младших школьников, чтобы достичь высокой результативности - об этом пойдет речь в моей работе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - что же это такое? Добро это или зло для нас, педагогов дополнительного образования. В своей работе я, как участник образовательного процесса, хочу предложить на рассмотрение своё видение этого вопроса.
Не так давно поднималась проблема интеграции общего и дополнительного образования детей, но вот практическое решение этой сложной задачи, на мой взгляд, осуществлялось на низком уровне. В чём это проявлялось? Во- первых, как это не печально, большинство образовательных школ с трудом отходили от традиционной дидактоцентрической модели образования, в основе которой лежит когнитивная образовательная философия, где ребёнок – это объект для передачи основных предметных знаний . Как правило, при таком подходе формировались технологии авторитарной направленности , что притупляло или заглушало творчество, фантазию, самостоятельность и стремление детей к культуре. Философия же педагогической системы дополнительного образования детей направлена на личное развитие каждого ребёнка, на удовлетворение его потребностей – эмоциональных, интеллектуальных, познавательных, социальных и др. Такое противоречие педагогических систем уже само за себя говорит. Во – вторых, когда всё же образовательная школа обратилась к личностно- ориентированному подходу и , казалось бы, цели и задачи школы совпали с целями и задачами дополнительного образования оказалось, что механизмы реализации совместной деятельности не продуманы…
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.
« Школа и система Дополнительного образования детей не противопоставлены друг другу. Эти две разные образовательные системы должны и могут стремиться друг к другу, создавая глубокие интеграционные связи» [ 2,с. 9] Эти замечательные слова можно считать преддверием появления и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в наше время.
Теоретические основы организации внеурочной деятельности в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, граждан-ской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.
Как видно из вышеизложенного, внеурочная деятельность является составной частью учебного плана и так же, как и часть обязательная направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Универсальные учебные действия.
Достижение результатов, как в общем образовании, так и во внеурочной деятельности младших школьников достигается через привитие универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
-обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные « Я сам!» | Регулятивные « Я могу!» |
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; -проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; -проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; -различать основные нравственно- этические понятия; -соотносить поступок с моральной нормой; -оценивать свои и чужие поступки; -анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом и др. | -удерживать цель деятельности до получения результата; - планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций; -оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; -корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок и др. |
Коммуникативные «Мы вместе!» | Познавательные « Я учусь!» |
- оформлять диалогическое высказывание; -различать особенности диалогической и монологической речи; -описывать объект; -характеризовать существенные признаки предмета и др. | - различать методы познания; -анализировать результаты опытов; -применять таблицы, схемы, модели для получения информации; -исследовать собственные нестандартные способы решения и др. |
В таблице отражены действия для поверхностного ознакомления, потому что умений универсальных учебных действий насчитывается около 110 наименований.
Характеристика понятия « внеурочная деятельность» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( ФГОС НОО) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными- экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Цель внеурочной деятельности, в первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
В этом контексте для каждого общеобразовательного учреждения особое значение приобретает проектирование программы в целом и её отдельных разделов, наполнение программы конкретным содержанием.
Практика показывает, что серьёзные затруднения при проектировании программы возникают в процессе моделирования внеурочной деятельности. Это связано, во-первых, с особой ролью внеурочной деятельности, обеспечивающей достижение планируемых результатов усвоения обучающимися программы, во-вторых, включение требований к внеурочной деятельности в разные структурные компоненты программы затрудняет процесс её моделирования , в-третьих, новизна подходов, определённых в Федеральном государственном образовательном стандарте, к целям, направлениям, технологиям и механизмам реализации программ внеурочной деятельности создаёт сложности при развёртывании образовательным учреждением системы внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса.
Моделирование внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Сущностные характеристики моделей внеурочной деятельности. Моделирование внеурочной деятельности.
Разработка и описание моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса производятся на основании документов федерального уровня и методических рекомендаций разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Перечень нормативных документов и методических рекомендаций, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности.
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 177885.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., рег. №19707.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован Минюстом россии 08 февраля 2010 г., рег. №16299.
5.Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761 « Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей. Специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 06 октября 2010г., рег. №18638.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 03 марта 2011 г., рег.№19993.
7. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03-114 « Модель мониторинга введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
8. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г.№03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Предлагается несколько организационных моделей внеурочной деятельности.
Название модели | Участники организации и проведения внеурочной деятельности | Механизм координации | Формы реализации Внеурочной деятельности |
Модель дополнительного образования | Педагоги дополнительного образования общеобразовательного учреждения, реализующие, помимо программ дополнительного образования, программы внеурочной деятельности | План внеурочной деятельности, программы внеурочной деятельности, образовательные программы дополнительного образования | Соответствуют формам, представленным в программах внеурочной деятельности, согласно требованиям ФГС НОО |
Модель школы полного дня | Педагогические работники общеобразовательного учреждения, привлечённые для образовательного процесса в рамках программы школы полного дня | Программа школы полного дня, режим работы | Сочетание в рамках программы школы полного дня внеурочных занятий, занятий объединений дополнительного образования. Режимных мероприятий |
Оптимизационная модель | Все педагогические работники данного учреждения в рамках своих должностных обязанностей | Деятельность тьютора, классный руководитель по координации работы педагогов по реализации программ внеурочной деятельности в конкретном классе | Соответствуют формам деятельности педагогов, реализующих определённую часть программы внеурочной деятельности |
Инновационно- образовательная модель | Педагогические работники общеобразовательного учреждения совместно с учёными, специалистами муниципальных методических служб, привлечёнными для разработки программ внеурочной деятельности | Договоры о совместной деятельности между ОУ и учреждениями науки, профессионального образования, муниципальным органами управления образованием; технические задания на разработку и реализацию совместных проектов | Соответствуют формам, представленным в программах внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО |
Модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Педагогические работники общеобразовательного учреждения, педагоги учреждений дополнительного образования | План внеурочной деятельности, программы внеурочной деятельности, договоры о сотрудничестве между образовательными учреждениями | Соответствуют формам, представленным в программах внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО |
Каждая модель имеет свои преимущества.
Модель дополнительного образования.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направлена в первую очередь на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает прежде всего реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.
Модель "школы полного дня".
Данную модель характеризует:
- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разноакцентированных пространств;
-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
-создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
-построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
-опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Оптимизационная модель.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
-взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования непосредственно предусмотрена в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах начального общего образования, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Какая модель будет наиболее продуктивной? Для оптимального выбора
существует определённый алгоритм моделирования внеурочной деятельности, который состоит из нескольких этапов.
I этап-определение целей и принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе;
II этап- анализ предлагаемых моделей;
III этап-анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей;
IV этап-выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.
Виды и направления внеурочной деятельности, формы организации.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности художественно- эстетического направления.
Уровни воспитательных результатов | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом. | |||
-художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |||
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
Заключение.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Особую, совершенно новую роль в этом контексте играет внеурочная деятельность. Чтобы грамотно осуществлять новые подходы в дополнительном образовании детей, необходимо не просто владеть теоретическими и методическими знаниями в этой области, но и уметь находить им практическое применение.
Список литературы.
- Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / Ю.Ю.Баранова [и др.]; - Москва, Просвещение, 2013.-91 с.
- Григорьев Д.В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.- Москва, Просвещение, 2011.-223с.
- Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы.- Ростов н/Д, издательство « Учитель»,2007.-256с.
- Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования.- Москва, УМЦ « Школа 2000…».2008.-16 с.
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=228
- http://www.bestreferat.ru/referat-19561.html
- http://education.simcat.ru/school40/files/1360755854_ob_organizacii_vneurochnoy_deyat.pdf
- http://www.school61.ru/fgos/noo/vneurochn.htm
- http://www.pandia.ru/text/77/177/4565.php
- http://school44.admsurgut.ru/win/download/740/
- http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
- http://sch8sov.ru/index/0-68
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия
- http://sch8sov.ru/index/0-68
- http://irinastepanova7.ucoz.ru/load/vidy_universalnykh_uchebnykh_dejstvij_po_materialam_fgos_noo/1-1-0-61