"История одной акварели"
История одной акварели
Светлой памяти
Зинаиды Тимофеевны и
Бориса Борисовича
Пушкиных
(К юбилею Натальи Николаевны Пушкиной).
Ослепительная, изысканная красота этой женщины была таким же редким даром природы, как гениальность ее первого мужа, великого русского поэта А.С.Пушкина. Ею восхищались самые знатные и самые знаменитые люди той блестящей эпохи. В этом 2012 году исполнилось 200 лет со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской.
Жизнь А.С.Пушкина во всем своем богатстве и многообразии всегда привлекала к себе внимание миллионов почитателей его гениального таланта. Семья Пушкина – его отец и мать, сестра и брат, жена и дети, близкие ему люди, составляют как бы частицу его самого, многое в их судьбах обусловлено его судьбой. Портреты родных поэта – документы эпохи, документы своеобразной семейной биографии Пушкиных.
Многие известные художники XIX века: Н.Н.Гау, Ш.П.Мазер, И.К.Макаров, К.И. Лаш – сохранили образ Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. С портретов на нас смотрит женщина, очень красивая, прелестная, но очень печальная, эта другая Натали, потерявшая навеки «своего Пушкина», но сохранившая память о Поэте, его рукописи, письма к ней, вещи и его документы, вырастившая его детей.
Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы (венчание состоялось 18 февраля 1831 года в Москве, в церкви Старого Вознесения на Никитской улице), Наталья Николаевна почти сразу же стала «наиболее модной» женщиной высшего света, одной из первых красавиц Петербурга.
Именно в это время Александр Павлович Брюллов, брат знаменитого Карла Брюллова, создает один из самых известных портретов, единственный портрет Натальи Николаевны Пушкиной, написанный при жизни А.С.Пушкина (портрет Н.Н.Пушкиной).
Тонкий, «воздушный» акварельный портрет Натальи Николаевны, передает юную прелесть и благоуханность облика девятнадцатилетней жены поэта. Пушкина в открытом бальном платье. Темно-русые волосы причесаны по моде 1831-1832 годов, красивые светло-карие глаза немного косят, на лбу нитка жемчуга с подвеской, в ушах длинные серьги.
Поэт гордился своею «грациозною, стройносозданною, богинеобразною, мадонистою супругой» (В.А.Жуковский).
Красоту Натальи Николаевны графиня Дарья Федоровна Фикельмон, внучка М.И.Кутузова, хорошая знакомая А.С.Пушкина, называла «поэтической», проникающей до самого сердца, но предрекала ей печальную судьбу. «Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике,- записала она в своем дневнике 12 ноября 1831 года, - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Она носит на челе печать страдания … какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!»
Как жаль, что так трагически верно предсказала судьбу Натальи Николаевны графиня Долли, так называли ее в свете близкие и друзья.
Однако рассказ мой о другом акварельном портрете Н.Н.Пушкиной, созданном английским художником Томасом Райтом в 1844 году. И начну я с описания события, которое произошло в 30-ые годы уже XX века.
Приближалась юбилейная трагическая дата 1937 года, 100-летие трагической гибели поэта, в СССР готовились торжественно отметить эту годовщину. Литераторы-пушкинисты писали статьи о поэте, к печати готовилось Полное Академическое издание произведений А.С.Пушкина, по всей стране искали, собирали вещи, документы, материалы, связанные с ним.
В это время в Государственный литературный музей в Москве принесли семейный альбом с рисунками Райта, который принадлежал когда-то Н.Н.Пушкиной-Ланской. Семь рисунков были без подписи и 15 листов с прорезью, т.е. рисунки кто-то похитил. К кому обратиться за разъяснениями? Альбом хранился у дочери поэта Марии Гартунг, но она умерла. И тут вспомнили, что в Москве проживает Анна Александровна Пушкина, родная внучка поэта, которая была дружна с тетей, бывала у нее часто и, несомненно, должна была видеть этот альбом. В.М.Бонч-Бруевич, который входил в комиссию по изданию собрания сочинений поэта, писал об этом случае в газете «Известия»: «Сейчас же командировав секретаря музея К.Б.Сурикову к ныне здравствующей родной внучке великого поэта А.А.Пушкиной, мы предъявили ей этот альбом. И вот что раскрылось. Альбом принадлежал Н.Н.Пушкиной, которой, по всей вероятности, преподнесли в день ее именин 26 августа 1841 г. Это число и помечено на первом листе. Все 20 рисунков, находящихся в альбоме и помеченных N.F., принадлежат первой жене барона Фризенгофа – Наталье Фризенгоф. Этот барон, овдовев, женился на сестре жены Пушкина, Александре Николаевне Гончаровой».
И Анна Александровна подробно объяснила секретарю музея, кто изображен на каждой акварели. Описав все это, В.Бонч-Бруевич воскликнул от восторга: «Вот такие огромные богатства нашли мы в этом стареньком альбоме!». И все это между делом, с энциклопедической точностью рассказала Пушкина. Можно себе представить, какую огромную работу надо было бы сделать пушкиноведам, не будь этой добрейшей и умнейшей женщины.
Удивительно то, что акварель Н.Н.Пушкиной работы английского гравера и живописца Т.Райта, которая была написана в 1844 году, как и портреты сестры Александрины, детей (Маше Пушкиной было уже 12 лет, Саше – 11, Грише – 9, маленькой Таше – 8 лет, портрет которой в серии рисунков Райта отсутствует), их гувернантки Констанции Майковой, хранились в альбоме вдовы поэта (портреты Маши, Саши, Гриши Пушкиных).
Портрет Н.Н.Пушкиной подписан и датирован художником; он был изъят потомками поэта и в настоящее время находится в Москве, хранился у праправнука поэта Бориса Борисовича Пушкина, сердце которого перестало биться 8 сентября 2012 года в 200-летний юбилейный день рождения его прапрабабушки Натальи Николаевны Пушкиной (портрет Н.Н.Пушкиной).
В январе 2012 года, будучи на каникулах в Москве с внучкой, я побывала в гостях у Зинаиды Тимофеевны и Бориса Борисовича Пушкиных. Разве могла я подумать, что это будет последняя встреча с этими удивительно скромными, достойными и прекрасными людьми. Невозможно передать, какие чувства нахлынули на меня, когда держала портрет Натальи Николаевны. Она изображена в профиль, вдоль щек спускаются полуразвившиеся локоны, платье закрытое, строгое, она не «богиня», не «ангел», а самая земная, хотя и очень красивая женщина. Печальное, даже скорбное выражение лица, может быть, вызвано размышлениями о будущем (вскоре она выйдет замуж за П.П.Ланского, уже дано ею согласие на брак) или известием о смерти старшей сестры, Екатерины Дантес-Геккерн, судьба которой так тесно переплелась с её судьбой.
Конечно, впечатление осталось очень сильным. Приехав домой, старалась прочитать, как можно больше о самой акварели. Появился вопрос, каким образом портрет оказался у Анны Александровны, которая в свою очередь передала его Борису Борисовичу. Ведь акварель находилась в альбоме, и вряд ли смогла бы ее изъять внучка поэта в 1937 году. Пересмотрела и перечитала книги на эту тему, поработала в Интернете – ничего. Обратилась за помощью к Борису Борисовичу. И выяснилось, что после смерти Н.Н.Пушкиной в 1863 году, старшей дочери поэта Марии Александровне в память о матери достался ее альбом с работами Т. Райта. Только портрет Натальи Николаевны остался у ее старшего сына Александра. В коричневой рамке он стоял до последних дней на столе в кабинете у Александра Александровича, который в свою очередь, очень любя свою дочь Анну, незадолго до своей кончины передал ей святые семейные реликвии – портрет Н.Н.Пушкиной и печатку А.С.Пушкина из дымчатого топаза с инициалами поэта. Последнему подарила ее княгиня Мария Николаевна Волконская.
Анна Александровны Пушкина долгие годы была опекуном внуков своей родной сестры Веры Александровны Мезенцевой – Бориса и Сергия Пушкиных, которым она и оставила реликвии в наследство.
И еще совсем неожиданное открытие. Если вы внимательно рассмотрите акварель, то, конечно, обратите внимание на мягкость, пастельность изображения: бледное лицо, разные оттенки темно-коричневого цвета (волос, платья), белоснежный кружевной воротник. Только концы шейного платка розовым пятном выделяются и являются украшением этого строгого платья. И поэтому непонятное нечто черного цвета в волосах… привлекает, притягивает внимание. Что это – украшение, декоративная булавка, шпилька? Дань моде, некое кокетство…? Вряд ли, не то настроение и время у Натальи Николаевны.
Удивительную историю рассказала мне племянница Бориса Борисовича Пушкина Наталия Павловна Кузнецова: «Родители праправнуков А.С.Пушкина Бориса и Сергея разошлись в начале 30-х годов XX века, а в 1935 году ушла из жизни мать мальчиков, правнучка поэта Марина Сергеевна Мезенцева. Братья жили на иждивении бабушки Анны Александровны Пушкиной, хотя и получали какую-то незначительную пенсию. Помогал также своим внукам и дедушка по отцу Борис Эдуардович Геринг, перебравшийся после 1917 года в Подмосковье и купивший в Быково небольшой дом. Летние месяцы мальчики любили проводить там. Там же они познакомились со своим братом по отцу, который к тому времени вторично был женат, Павлом. Мальчики подружились. А однажды Павел был в гостях у Сергея и Бориса. Взрослых дома не было. Внимание Павла привлекла акварель с изображением Натальи Николаевны. Мальчики, внимательно рассмотрев портрет, решили «закрепить» полураспустившуюся прическу Н.Пушкиной. На глаза попал химический карандаш. Тщательно намочив его, Павел, не задумываясь, пририсовал черную заколку. Когда вернулась Анна Александровна, пределу её возмущения не было конца. Но, чтобы не испортить акварель бабушки окончательно, она приняла решение оставить всё, как есть».
И последнее. Совсем немного об авторе акварели Томасе Райте, английском художнике, акварелисте и гравере. Учителем его был живописец Джордж Дау, на дочери которого он был женат. Когда Дау приехал в Петербург для работы над портретной галереей героев Отечественной войны 1812 года, то он в 1822 году вызвал к себе и Райта. Тот гравировал ряд его живописных произведений. Сам же Т.Райт был очень модным портретистом. Ему принадлежит много работ в гравюре и акварелях: император Николай I, друг А.С.Пушкина П.А.Вяземский, и, говоря словами поэта «…бывают странные сближения…», Д. Дантес, С.Н.Мартынов, убийцы двух русских поэтов (портреты).
Самое знаменитое творение художника – портрет Пушкина, созданный в декабре 1836 года. Вначале это был рисунок, с которого он сделал гравюру. Она готовилась для задуманного Пушкиным собрания сочинений, однако увидела свет лишь в 1859 году. Тогда же не было в живых ни поэта, ни художника, скончавшегося в 1849 году (портрет А.С.Пушкина).
Библиография:
1. Беседа с Н.П.Кузнецовой, 11.09.2012 года, Москва. Рукопись.
2. Полушин В.А. Потомки великого древа. Записки нестороннего наблюдателя. – Красноярск: Бонус, 1999.
3. Путеводитель по портретам А.С. Пушкина./Автор-составитель Крыжановский В.Е. – Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2006.
4. Рожнова Т.М., Рожнов В.Ф. Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки. – СПб.: Вита Нова, 2001.
Февчук Л.П. Портреты и судьба: Из ленинградской Пушкинианы. – 2-е изд., доп. – Л.: Лениздат, 1990
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnoy_akvareli.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
История одной акварели
Светлой памяти
Зинаиды Тимофеевны и
Бориса Борисовича
Пушкиных
(К юбилею Натальи Николаевны Пушкиной).
Ослепительная, изысканная красота этой женщины была таким же редким даром природы, как гениальность ее первого мужа, великого русского поэта А.С.Пушкина. Ею восхищались самые знатные и самые знаменитые люди той блестящей эпохи. В этом 2012 году исполнилось 200 лет со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской.
Жизнь А.С.Пушкина во всем своем богатстве и многообразии всегда привлекала к себе внимание миллионов почитателей его гениального таланта. Семья Пушкина – его отец и мать, сестра и брат, жена и дети, близкие ему люди, составляют как бы частицу его самого, многое в их судьбах обусловлено его судьбой. Портреты родных поэта – документы эпохи, документы своеобразной семейной биографии Пушкиных.
Многие известные художники XIX века: Н.Н.Гау, Ш.П.Мазер, И.К.Макаров, К.И. Лаш – сохранили образ Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. С портретов на нас смотрит женщина, очень красивая, прелестная, но очень печальная, эта другая Натали, потерявшая навеки «своего Пушкина», но сохранившая память о Поэте, его рукописи, письма к ней, вещи и его документы, вырастившая его детей.
Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы (венчание состоялось 18 февраля 1831 года в Москве, в церкви Старого Вознесения на Никитской улице), Наталья Николаевна почти сразу же стала «наиболее модной» женщиной высшего света, одной из первых красавиц Петербурга.
Именно в это время Александр Павлович Брюллов, брат знаменитого Карла Брюллова, создает один из самых известных портретов, единственный портрет Натальи Николаевны Пушкиной, написанный при жизни А.С.Пушкина (портрет Н.Н.Пушкиной).
Тонкий, «воздушный» акварельный портрет Натальи Николаевны, передает юную прелесть и благоуханность облика девятнадцатилетней жены поэта. Пушкина в открытом бальном платье. Темно-русые волосы причесаны по моде 1831-1832 годов, красивые светло-карие глаза немного косят, на лбу нитка жемчуга с подвеской, в ушах длинные серьги.
Поэт гордился своею «грациозною, стройносозданною, богинеобразною, мадонистою супругой» (В.А.Жуковский).
Красоту Натальи Николаевны графиня Дарья Федоровна Фикельмон, внучка М.И.Кутузова, хорошая знакомая А.С.Пушкина, называла «поэтической», проникающей до самого сердца, но предрекала ей печальную судьбу. «Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике,- записала она в своем дневнике 12 ноября 1831 года, - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Она носит на челе печать страдания … какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!»
Как жаль, что так трагически верно предсказала судьбу Натальи Николаевны графиня Долли, так называли ее в свете близкие и друзья.
Однако рассказ мой о другом акварельном портрете Н.Н.Пушкиной, созданном английским художником Томасом Райтом в 1844 году. И начну я с описания события, которое произошло в 30-ые годы уже XX века.
Приближалась юбилейная трагическая дата 1937 года, 100-летие трагической гибели поэта, в СССР готовились торжественно отметить эту годовщину. Литераторы-пушкинисты писали статьи о поэте, к печати готовилось Полное Академическое издание произведений А.С.Пушкина, по всей стране искали, собирали вещи, документы, материалы, связанные с ним.
В это время в Государственный литературный музей в Москве принесли семейный альбом с рисунками Райта, который принадлежал когда-то Н.Н.Пушкиной-Ланской. Семь рисунков были без подписи и 15 листов с прорезью, т.е. рисунки кто-то похитил. К кому обратиться за разъяснениями? Альбом хранился у дочери поэта Марии Гартунг, но она умерла. И тут вспомнили, что в Москве проживает Анна Александровна Пушкина, родная внучка поэта, которая была дружна с тетей, бывала у нее часто и, несомненно, должна была видеть этот альбом. В.М.Бонч-Бруевич, который входил в комиссию по изданию собрания сочинений поэта, писал об этом случае в газете «Известия»: «Сейчас же командировав секретаря музея К.Б.Сурикову к ныне здравствующей родной внучке великого поэта А.А.Пушкиной, мы предъявили ей этот альбом. И вот что раскрылось. Альбом принадлежал Н.Н.Пушкиной, которой, по всей вероятности, преподнесли в день ее именин 26 августа 1841 г. Это число и помечено на первом листе. Все 20 рисунков, находящихся в альбоме и помеченных N.F., принадлежат первой жене барона Фризенгофа – Наталье Фризенгоф. Этот барон, овдовев, женился на сестре жены Пушкина, Александре Николаевне Гончаровой».
И Анна Александровна подробно объяснила секретарю музея, кто изображен на каждой акварели. Описав все это, В.Бонч-Бруевич воскликнул от восторга: «Вот такие огромные богатства нашли мы в этом стареньком альбоме!». И все это между делом, с энциклопедической точностью рассказала Пушкина. Можно себе представить, какую огромную работу надо было бы сделать пушкиноведам, не будь этой добрейшей и умнейшей женщины.
Удивительно то, что акварель Н.Н.Пушкиной работы английского гравера и живописца Т.Райта, которая была написана в 1844 году, как и портреты сестры Александрины, детей (Маше Пушкиной было уже 12 лет, Саше – 11, Грише – 9, маленькой Таше – 8 лет, портрет которой в серии рисунков Райта отсутствует), их гувернантки Констанции Майковой, хранились в альбоме вдовы поэта (портреты Маши, Саши, Гриши Пушкиных).
Портрет Н.Н.Пушкиной подписан и датирован художником; он был изъят потомками поэта и в настоящее время находится в Москве, хранился у праправнука поэта Бориса Борисовича Пушкина, сердце которого перестало биться 8 сентября 2012 года в 200-летний юбилейный день рождения его прапрабабушки Натальи Николаевны Пушкиной (портрет Н.Н.Пушкиной).
В январе 2012 года, будучи на каникулах в Москве с внучкой, я побывала в гостях у Зинаиды Тимофеевны и Бориса Борисовича Пушкиных. Разве могла я подумать, что это будет последняя встреча с этими удивительно скромными, достойными и прекрасными людьми. Невозможно передать, какие чувства нахлынули на меня, когда держала портрет Натальи Николаевны. Она изображена в профиль, вдоль щек спускаются полуразвившиеся локоны, платье закрытое, строгое, она не «богиня», не «ангел», а самая земная, хотя и очень красивая женщина. Печальное, даже скорбное выражение лица, может быть, вызвано размышлениями о будущем (вскоре она выйдет замуж за П.П.Ланского, уже дано ею согласие на брак) или известием о смерти старшей сестры, Екатерины Дантес-Геккерн, судьба которой так тесно переплелась с её судьбой.
Конечно, впечатление осталось очень сильным. Приехав домой, старалась прочитать, как можно больше о самой акварели. Появился вопрос, каким образом портрет оказался у Анны Александровны, которая в свою очередь передала его Борису Борисовичу. Ведь акварель находилась в альбоме, и вряд ли смогла бы ее изъять внучка поэта в 1937 году. Пересмотрела и перечитала книги на эту тему, поработала в Интернете – ничего. Обратилась за помощью к Борису Борисовичу. И выяснилось, что после смерти Н.Н.Пушкиной в 1863 году, старшей дочери поэта Марии Александровне в память о матери достался ее альбом с работами Т. Райта. Только портрет Натальи Николаевны остался у ее старшего сына Александра. В коричневой рамке он стоял до последних дней на столе в кабинете у Александра Александровича, который в свою очередь, очень любя свою дочь Анну, незадолго до своей кончины передал ей святые семейные реликвии – портрет Н.Н.Пушкиной и печатку А.С.Пушкина из дымчатого топаза с инициалами поэта. Последнему подарила ее княгиня Мария Николаевна Волконская.
Анна Александровны Пушкина долгие годы была опекуном внуков своей родной сестры Веры Александровны Мезенцевой – Бориса и Сергия Пушкиных, которым она и оставила реликвии в наследство.
И еще совсем неожиданное открытие. Если вы внимательно рассмотрите акварель, то, конечно, обратите внимание на мягкость, пастельность изображения: бледное лицо, разные оттенки темно-коричневого цвета (волос, платья), белоснежный кружевной воротник. Только концы шейного платка розовым пятном выделяются и являются украшением этого строгого платья. И поэтому непонятное нечто черного цвета в волосах… привлекает, притягивает внимание. Что это – украшение, декоративная булавка, шпилька? Дань моде, некое кокетство…? Вряд ли, не то настроение и время у Натальи Николаевны.
Удивительную историю рассказала мне племянница Бориса Борисовича Пушкина Наталия Павловна Кузнецова: «Родители праправнуков А.С.Пушкина Бориса и Сергея разошлись в начале 30-х годов XX века, а в 1935 году ушла из жизни мать мальчиков, правнучка поэта Марина Сергеевна Мезенцева. Братья жили на иждивении бабушки Анны Александровны Пушкиной, хотя и получали какую-то незначительную пенсию. Помогал также своим внукам и дедушка по отцу Борис Эдуардович Геринг, перебравшийся после 1917 года в Подмосковье и купивший в Быково небольшой дом. Летние месяцы мальчики любили проводить там. Там же они познакомились со своим братом по отцу, который к тому времени вторично был женат, Павлом. Мальчики подружились. А однажды Павел был в гостях у Сергея и Бориса. Взрослых дома не было. Внимание Павла привлекла акварель с изображением Натальи Николаевны. Мальчики, внимательно рассмотрев портрет, решили «закрепить» полураспустившуюся прическу Н.Пушкиной. На глаза попал химический карандаш. Тщательно намочив его, Павел, не задумываясь, пририсовал черную заколку. Когда вернулась Анна Александровна, пределу её возмущения не было конца. Но, чтобы не испортить акварель бабушки окончательно, она приняла решение оставить всё, как есть».
И последнее. Совсем немного об авторе акварели Томасе Райте, английском художнике, акварелисте и гравере. Учителем его был живописец Джордж Дау, на дочери которого он был женат. Когда Дау приехал в Петербург для работы над портретной галереей героев Отечественной войны 1812 года, то он в 1822 году вызвал к себе и Райта. Тот гравировал ряд его живописных произведений. Сам же Т.Райт был очень модным портретистом. Ему принадлежит много работ в гравюре и акварелях: император Николай I, друг А.С.Пушкина П.А.Вяземский, и, говоря словами поэта «…бывают странные сближения…», Д. Дантес, С.Н.Мартынов, убийцы двух русских поэтов (портреты).
Самое знаменитое творение художника – портрет Пушкина, созданный в декабре 1836 года. Вначале это был рисунок, с которого он сделал гравюру. Она готовилась для задуманного Пушкиным собрания сочинений, однако увидела свет лишь в 1859 году. Тогда же не было в живых ни поэта, ни художника, скончавшегося в 1849 году (портрет А.С.Пушкина).
Библиография:
- Беседа с Н.П.Кузнецовой, 11.09.2012 года, Москва. Рукопись.
- Полушин В.А. Потомки великого древа. Записки нестороннего наблюдателя. – Красноярск: Бонус, 1999.
- Путеводитель по портретам А.С. Пушкина./Автор-составитель Крыжановский В.Е. – Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2006.
- Рожнова Т.М., Рожнов В.Ф. Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки. – СПб.: Вита Нова, 2001.
- Февчук Л.П. Портреты и судьба: Из ленинградской Пушкинианы. – 2-е изд., доп. – Л.: Лениздат, 1990.