Моя педагогическая философия
"Ученик - не сосуд, который надо наполнить знаниями, это факел, который надо зажечь".
По–разному приходим мы в школу, и по–разному складываются наши судьбы. Мой путь в школу начинается с моего детства, когда я собирала вокруг себя детей, тех, кто помладше, да и сверстников и рассказывала им сказки, которые сочиняла сама. А потом, когда уже училась в школе, часто слышала от своих одноклассников: «Твое объяснение мы понимаем лучше, чем объяснение некоторых учителей». Огромную роль в выборе моей профессии сыграли мои педагоги. Это оттуда, из моей школьной жизни идет стремление понять каждого ребенка, ведь мне так хотелось, чтобы меня понимали. И понимали, умные, душевные были наши учителя, потому что сумели воспитать в нас веру в дружбу, в человечность, ответственность за другого. А сложность нашего труда заключается в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом ребенке.
А еще мой путь в школу всегда был освещен светом школьной дружбы. Прошло более тридцати лет после окончания школы, а в памяти мои одноклассники остались «мальчишками» и «девчонками». Уверена, что хорошим учителем может стать тот, у которого собственные школьные воспоминания не вызывают неприязни, тот, для, кого школьные годы – лучшие в жизни, для кого одноклассники – это святое.
Считаю, что учитель сам должен быть человеком высоконравственным. Я с детства убеждена, что нельзя быть «слишком» порядочным. Никогда скромность, душевность, доброта не будут лишними, даже в наше жесткое время. Из нашего детства идут с нами по жизни наши достоинства и добродетели, также как оттуда наши дурные привычки, негативные черты характера. Педагог должен помнить о том, что самое важное, что определяет атмосферу жизни ребенка - это школа. Значит именно школа и педагог играют огромную роль в формировании личности.
Разработанная мной воспитательная модель имеет название «Человек – украшение мира» - это и есть мое жизненное кредо – воспитать человека, за жизнь и поступки которого, не будет стыдно, который украсит мир своим пребыванием на этой земле.
Мир, окружающий ребенка становится своим, когда этот мир познается ребенком, когда происходит освоение мира. И тогда он способен взаимодействовать с этим миром, воспринимать его, любоваться им, находить радость от общения и полюбить его. Правда, возможно это лишь при умении человека взаимодействовать с окружающим миром. А научить ребенка любить, радоваться жизни сможет только мудрый и щедрый педагог.
«Воспитывать душу и силу чувств не только сложнейшее из искусств, но и сверхважнейшее дело», - я полностью согласна с этими словами Эдуарда Асадова,- это дело нас, учителей и школы, дело родителей, дело политиков, дело общества. Важная задача – пробудить талант в каждом ребенке. Чем глубже проникает в нашу жизнь стремление организовать все ее стороны по законам красоты, тем скорее возникает в сознании ребенка ощущение неразрывной связи со всем сущим на земле. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни. Человек – звено в цепи поколений, соединяющее прошлое, настоящее и будущее.
Считаю очень важным объяснить учащимся, что человек сам творец своей судьбы.
Природой в нас заложено немало.
Вселенной часть, большой потенциал,
Но чтобы состояться, генов мало.
Нам нужно, чтобы кто – то помогал.
И матери любовь, и слово друга,
И педагог, и добрый человек.
Кто больше дал, чья в нас живет заслуга,
Я думаю, на то ответа нет.
И сам ты станешь тем, на что решился.
И, видит бог, все это по труду.
Как воспитал себя, так людям ты сгодился,
Как сделать смог ты сам свою судьбу!