Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)
Главной целью обучения иностранным языкам в школе признается развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке. Однако, для того, чтобы это общение состоялось, нужно, чтобы у ученика была сформирована потребность в такого рода общении. С другой стороны, развитие личности происходит через познание. Нельзя заставить ребенка учиться, если не пробудить внутренний интерес к учению, не организовать активную познавательную деятельность.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Доказано, что устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса
Охарактеризовать учебную деятельность можно следующей логической цепочкой: «потребность – мотив – цель» или «хочу – интересуюсь – научусь». Потребность младшего школьника – общение, игра, осваивание новых социальных ролей и ощущение успешности, получение новых знаний. Познавательные интересы младших школьников достаточно широки: это познание окружающего мира, знакомство со сверстниками, освоение способов взаимодействия с окружающими людьми. Следовательно, одну из целей учебной деятельности младшего школьника можно сформулировать так: научиться устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, узнавать что-то новое в процессе общения и сотрудничества , получить высокую оценку своих знаний и способностей у окружающих.
В деятельности младшего школьника можно выделить ряд важных мотивов, основанных на выделении личностного смысла учебной деятельности и отношении к самой деятельности:познавательные мотивы и социальные мотивы.
Одним из основных преимуществ УМК «Forward» является разнообразие способов мотивации учебной деятельности, среди которых можно выделить пять основных групп:
1) Внешнее воздействие
- оформление учебного материала: красочность, эстетичность, наглядность
- эмоциональность подачи учебного материала
- четкость, упорядоченность, системность в представлении учебного материала
2) Тематическое содержание учебного материала
- сюжетность
- преемственность
- межпредметность
- неожиданность
- уникальность
- кросскультурная направленность
- соответствие возрастным особенностям и интересам
3) Учебные задания
- разнообразие, избыточность, возможность выбора
- разноуровневость
- нестандарность, занимательность
- развивающая, творческая направленность
- практическая направленность
4) Формы работы с учебным материалом (организации учебной деятельности)
- создание реальных коммуникатинвых ситуаций
- самостоятельная работа учащихся
- коллективная деятельность (парная, групповая)
- игровые формы, элементы соревновательности
5) Формы контроля и оценки достижений
- вариативность форм контроля
- возможность самопроверки
- дифференцированный подход
*** Полный тескт статьи читайте в приложении