Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

 Главной целью обучения иностранным языкам в школе признается развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке. Однако, для того, чтобы это общение состоялось, нужно, чтобы у ученика была сформирована потребность в такого рода общении.  С другой стороны, развитие личности происходит через познание.  Нельзя заставить ребенка учиться, если не пробудить внутренний интерес к учению, не организовать активную познавательную деятельность.    

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.  Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.  Доказано, что устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса

Охарактеризовать учебную деятельность можно следующей логической цепочкой:  «потребность – мотив – цель» или «хочу – интересуюсь – научусь». Потребность младшего школьника – общение, игра, осваивание новых социальных ролей и ощущение успешности, получение новых знаний. Познавательные интересы младших школьников достаточно широки: это познание окружающего мира, знакомство со сверстниками, освоение способов взаимодействия с окружающими людьми. Следовательно,  одну из  целей учебной деятельности младшего школьника можно сформулировать так:  научиться устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, узнавать что-то новое в процессе общения и сотрудничества , получить высокую оценку своих знаний и способностей у окружающих.

 

В деятельности младшего школьника можно выделить ряд важных мотивов, основанных на выделении личностного смысла учебной деятельности    и отношении к самой деятельности:познавательные мотивы и социальные мотивы.

Одним из основных преимуществ УМК «Forward» является разнообразие способов мотивации учебной деятельности, среди которых  можно выделить пять основных групп:

1)      Внешнее воздействие

- оформление учебного материала: красочность, эстетичность, наглядность

- эмоциональность подачи учебного материала

- четкость, упорядоченность, системность в представлении учебного материала

2)      Тематическое содержание учебного материала

- сюжетность

- преемственность

- межпредметность

- неожиданность

- уникальность

- кросскультурная направленность

- соответствие возрастным особенностям и интересам

3)  Учебные задания

- разнообразие, избыточность, возможность выбора

- разноуровневость

- нестандарность, занимательность

- развивающая, творческая направленность

- практическая направленность

4)      Формы работы с учебным материалом (организации учебной деятельности)

- создание реальных коммуникатинвых ситуаций

- самостоятельная работа учащихся

- коллективная деятельность (парная, групповая)

- игровые формы, элементы соревновательности

5)      Формы контроля и оценки достижений

- вариативность форм контроля

- возможность самопроверки

- дифференцированный подход

 


*** Полный тескт статьи читайте в приложении

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: