О профстандарте

Кудрявцева Елена Юрьевна

Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель»

http://pedagog-prof.org/index.php?option=com_k2&view=item&id=514:%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5&Itemid=44

О профстандарте Подробнее

О профстандарте учителя. Мнение профсоюза

1. Проект написан неряшливо, второпях, иногда – просто безграмотно:

·         Стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.

·         Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.

 

2. Проект не соотносится с действующими учебными программами и учебниками, с КИМами ЕГЭ. Например, учитель русского языка должен:

·         Обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.

·         Совместно с обучающимися осуществлять поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума. Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».

 

 

3. В ряде случаев формулировки сами противоречат современным научным представлениям. Например:

·         Совместное  с обучающимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»). (правильно – народной этимологии).

·         Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики. (в науке лингвистике не принято давать этические и эстетические оценки языковым явлениям).

 

4. Большая часть требований завышена, то есть эти требования относятся к учителю – опытному профессионалу, прошедшему специальное обучение, помимо ныне существующих педагогических вузов. Нельзя требовать от обычного учителя русского языка, например, таких умений:

·         Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному. (это отдельная специальность – обучение русскому языку как иностранному)

·         Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.(это отдельная специальность – дефектолог, психолог)

·         Поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов. (в педагогических вузах этому не обучают)

·         Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Организовывать олимпиады, конференции, турниры математические и лингвистические игр в школе и др.  (если это выходит за рамки учебных занятий, то, по действующему законодательству, этого требовать нельзя)

·         Осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью - СДВГ и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. (это требования к нескольким специалистам, один педагог не может владеть всеми перечисленными умениями).

 

5. Разработчики слепо копируют ЕКС, не пытаясь решить одну из самых острых проблем — отсутствие специальности «классный руководитель».  Воспитательные и развивающие функции классного руководителя в тексте оказались перенесенными на всех педагогов.

 

6. Приведенные в Справке сведения не дают оснований для утверждения о том, что общественная экспертиза и широкое обсуждение были проведены. В Приложении 1 к Пояснительной записке среди разработчиков стандарта нет ни одного учителя и н одного представителя профсоюзов – исключительно директора школ и вузов. В Приложении 2 в обоих мероприятиях, проведенные в рамках обсуждения проекта, также участвовали исключительно представители работодателей, не было ни одного учителя. Возможно, это связано со временем проведения – периодом летних отпусков. Суда по Приложению 3, в обсуждении приняли участие 7 человек – и среди них тоже ни одного учителя.

 

7. Из Пояснительной записки видно, что разработчики не определились с самым главным: зачем нужен стандарт? Они в разных местах текста по-разному формулируют его функции.

Сначала сказано:

 Стандарт педагогической деятельности как многофункциональный документ, который, после разработки соответствующих механизмов и правил, может использоваться в различных применениях:

-                   Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

-                   Профессиональный стандарт педагога – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

-                   Профессиональный стандарт педагога – объективный измеритель квалификации педагога.

-                   Профессиональный стандарт педагога – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

-                   Профессиональный стандарт педагога – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Далее в другом месте:

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

И еще одно перечисление:

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цели применения профессионального стандарта педагога:

-                   Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

-                   Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

-                   Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

-                   Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Либо стандарт — набор требований к педагогу в соответствии с его квалификацией (и тогда необходима конкретизация этих требований), либо это инструмент повышения качества образования, реализации стратегии образования. Объединение этих разных задач в одном документе приведет к нечеткости формулировок и – как следствие – к многочисленным конфликтным ситуациям.

 

Выводы и предложения:

1.      При разработке стандарта необходимо прежде всего определиться с его целями. В Пояснительной записке разработчики объединили несколько несовместимых целей, поэтому данный текст не может быть принят даже за основу.

2.      Данный текст не может быть принят за основу стандартов, так как стандарт — это необходимый набор минимальных требований, а в данном тексте требования завышены и не обоснованы. Если он будет принят в таком виде, большинство педагогов окажутся не соответствующими требованиям стандарта.

3.      При переработке (или разработке нового варианта) стандарта необходимо ориентироваться на действующие учебные программы, а также на программы высшего педагогического образования. Нельзя требовать от работника тех знаний и умений, которые он не мог получить в вузе.

До принятия стандарта необходимо провести широкое обсуждение, опубликовав альтернативные варианты стандартов в профессиональной п

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

О профстандарте учителя. Мнение профсоюза

1. Проект написан неряшливо, второпях, иногда – просто безграмотно:

  • Стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
  • Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.

2. Проект не соотносится с действующими учебными программами и учебниками, с КИМами ЕГЭ. Например, учитель русского языка должен:

  • Обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
  • Совместно с обучающимися осуществлять поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума. Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».

3. В ряде случаев формулировки сами противоречат современным научным представлениям. Например:

  • Совместное  с обучающимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»). (правильно – народной этимологии).
  • Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики. (в науке лингвистике не принято давать этические и эстетические оценки языковым явлениям).

4. Большая часть требований завышена, то есть эти требования относятся к учителю – опытному профессионалу, прошедшему специальное обучение, помимо ныне существующих педагогических вузов. Нельзя требовать от обычного учителя русского языка, например, таких умений:

  • Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному. (это отдельная специальность – обучение русскому языку как иностранному)
  • Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.(это отдельная специальность – дефектолог, психолог)
  • Поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов. (в педагогических вузах этому не обучают)
  • Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Организовывать олимпиады, конференции, турниры математические и лингвистические игр в школе и др.  (если это выходит за рамки учебных занятий, то, по действующему законодательству, этого требовать нельзя)
  • Осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью - СДВГ и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. (это требования к нескольким специалистам, один педагог не может владеть всеми перечисленными умениями).

5. Разработчики слепо копируют ЕКС, не пытаясь решить одну из самых острых проблем — отсутствие специальности «классный руководитель».  Воспитательные и развивающие функции классного руководителя в тексте оказались перенесенными на всех педагогов.

6. Приведенные в Справке сведения не дают оснований для утверждения о том, что общественная экспертиза и широкое обсуждение были проведены. В Приложении 1 к Пояснительной записке среди разработчиков стандарта нет ни одного учителя и н одного представителя профсоюзов – исключительно директора школ и вузов. В Приложении 2 в обоих мероприятиях, проведенные в рамках обсуждения проекта, также участвовали исключительно представители работодателей, не было ни одного учителя. Возможно, это связано со временем проведения – периодом летних отпусков. Суда по Приложению 3, в обсуждении приняли участие 7 человек – и среди них тоже ни одного учителя.

7. Из Пояснительной записки видно, что разработчики не определились с самым главным: зачем нужен стандарт? Они в разных местах текста по-разному формулируют его функции.

Сначала сказано:

 Стандарт педагогической деятельности как многофункциональный документ, который, после разработки соответствующих механизмов и правил, может использоваться в различных применениях:

  • Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Профессиональный стандарт педагога – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Профессиональный стандарт педагога – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Профессиональный стандарт педагога – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Профессиональный стандарт педагога – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Далее в другом месте:

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

И еще одно перечисление:

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цели применения профессионального стандарта педагога:

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Либо стандарт — набор требований к педагогу в соответствии с его квалификацией (и тогда необходима конкретизация этих требований), либо это инструмент повышения качества образования, реализации стратегии образования. Объединение этих разных задач в одном документе приведет к нечеткости формулировок и – как следствие – к многочисленным конфликтным ситуациям.

Выводы и предложения:

  1. При разработке стандарта необходимо прежде всего определиться с его целями. В Пояснительной записке разработчики объединили несколько несовместимых целей, поэтому данный текст не может быть принят даже за основу.
  2. Данный текст не может быть принят за основу стандартов, так как стандарт — это необходимый набор минимальных требований, а в данном тексте требования завышены и не обоснованы. Если он будет принят в таком виде, большинство педагогов окажутся не соответствующими требованиям стандарта.
  3. При переработке (или разработке нового варианта) стандарта необходимо ориентироваться на действующие учебные программы, а также на программы высшего педагогического образования. Нельзя требовать от работника тех знаний и умений, которые он не мог получить в вузе.
  4. До принятия стандарта необходимо провести широкое обсуждение, опубликовав альтернативные варианты стандартов в профессиональной печати («Учительской газете», «Первом сентября», журнале «Директор школы» и др.).