О профстандарте
Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель»
О профстандарте Подробнее
О профстандарте учителя. Мнение профсоюза
1. Проект написан неряшливо, второпях, иногда – просто безграмотно:
· Стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
· Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.
2. Проект не соотносится с действующими учебными программами и учебниками, с КИМами ЕГЭ. Например, учитель русского языка должен:
· Обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
· Совместно с обучающимися осуществлять поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума. Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
3. В ряде случаев формулировки сами противоречат современным научным представлениям. Например:
· Совместное с обучающимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»). (правильно – народной этимологии).
· Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики. (в науке лингвистике не принято давать этические и эстетические оценки языковым явлениям).
4. Большая часть требований завышена, то есть эти требования относятся к учителю – опытному профессионалу, прошедшему специальное обучение, помимо ныне существующих педагогических вузов. Нельзя требовать от обычного учителя русского языка, например, таких умений:
· Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному. (это отдельная специальность – обучение русскому языку как иностранному)
· Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.(это отдельная специальность – дефектолог, психолог)
· Поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов. (в педагогических вузах этому не обучают)
· Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Организовывать олимпиады, конференции, турниры математические и лингвистические игр в школе и др. (если это выходит за рамки учебных занятий, то, по действующему законодательству, этого требовать нельзя)
· Осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью - СДВГ и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. (это требования к нескольким специалистам, один педагог не может владеть всеми перечисленными умениями).
5. Разработчики слепо копируют ЕКС, не пытаясь решить одну из самых острых проблем — отсутствие специальности «классный руководитель». Воспитательные и развивающие функции классного руководителя в тексте оказались перенесенными на всех педагогов.
6. Приведенные в Справке сведения не дают оснований для утверждения о том, что общественная экспертиза и широкое обсуждение были проведены. В Приложении 1 к Пояснительной записке среди разработчиков стандарта нет ни одного учителя и н одного представителя профсоюзов – исключительно директора школ и вузов. В Приложении 2 в обоих мероприятиях, проведенные в рамках обсуждения проекта, также участвовали исключительно представители работодателей, не было ни одного учителя. Возможно, это связано со временем проведения – периодом летних отпусков. Суда по Приложению 3, в обсуждении приняли участие 7 человек – и среди них тоже ни одного учителя.
7. Из Пояснительной записки видно, что разработчики не определились с самым главным: зачем нужен стандарт? Они в разных местах текста по-разному формулируют его функции.
Сначала сказано:
Стандарт педагогической деятельности как многофункциональный документ, который, после разработки соответствующих механизмов и правил, может использоваться в различных применениях:
- Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
- Профессиональный стандарт педагога – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
- Профессиональный стандарт педагога – объективный измеритель квалификации педагога.
- Профессиональный стандарт педагога – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
- Профессиональный стандарт педагога – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Далее в другом месте:
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
И еще одно перечисление:
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цели применения профессионального стандарта педагога:
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Либо стандарт — набор требований к педагогу в соответствии с его квалификацией (и тогда необходима конкретизация этих требований), либо это инструмент повышения качества образования, реализации стратегии образования. Объединение этих разных задач в одном документе приведет к нечеткости формулировок и – как следствие – к многочисленным конфликтным ситуациям.
Выводы и предложения:
1. При разработке стандарта необходимо прежде всего определиться с его целями. В Пояснительной записке разработчики объединили несколько несовместимых целей, поэтому данный текст не может быть принят даже за основу.
2. Данный текст не может быть принят за основу стандартов, так как стандарт — это необходимый набор минимальных требований, а в данном тексте требования завышены и не обоснованы. Если он будет принят в таком виде, большинство педагогов окажутся не соответствующими требованиям стандарта.
3. При переработке (или разработке нового варианта) стандарта необходимо ориентироваться на действующие учебные программы, а также на программы высшего педагогического образования. Нельзя требовать от работника тех знаний и умений, которые он не мог получить в вузе.
До принятия стандарта необходимо провести широкое обсуждение, опубликовав альтернативные варианты стандартов в профессиональной п
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_1.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О профстандарте учителя. Мнение профсоюза
1. Проект написан неряшливо, второпях, иногда – просто безграмотно:
- Стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
- Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.
2. Проект не соотносится с действующими учебными программами и учебниками, с КИМами ЕГЭ. Например, учитель русского языка должен:
- Обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
- Совместно с обучающимися осуществлять поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума. Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
3. В ряде случаев формулировки сами противоречат современным научным представлениям. Например:
- Совместное с обучающимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»). (правильно – народной этимологии).
- Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики. (в науке лингвистике не принято давать этические и эстетические оценки языковым явлениям).
4. Большая часть требований завышена, то есть эти требования относятся к учителю – опытному профессионалу, прошедшему специальное обучение, помимо ныне существующих педагогических вузов. Нельзя требовать от обычного учителя русского языка, например, таких умений:
- Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному. (это отдельная специальность – обучение русскому языку как иностранному)
- Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.(это отдельная специальность – дефектолог, психолог)
- Поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов. (в педагогических вузах этому не обучают)
- Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Организовывать олимпиады, конференции, турниры математические и лингвистические игр в школе и др. (если это выходит за рамки учебных занятий, то, по действующему законодательству, этого требовать нельзя)
- Осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью - СДВГ и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. (это требования к нескольким специалистам, один педагог не может владеть всеми перечисленными умениями).
5. Разработчики слепо копируют ЕКС, не пытаясь решить одну из самых острых проблем — отсутствие специальности «классный руководитель». Воспитательные и развивающие функции классного руководителя в тексте оказались перенесенными на всех педагогов.
6. Приведенные в Справке сведения не дают оснований для утверждения о том, что общественная экспертиза и широкое обсуждение были проведены. В Приложении 1 к Пояснительной записке среди разработчиков стандарта нет ни одного учителя и н одного представителя профсоюзов – исключительно директора школ и вузов. В Приложении 2 в обоих мероприятиях, проведенные в рамках обсуждения проекта, также участвовали исключительно представители работодателей, не было ни одного учителя. Возможно, это связано со временем проведения – периодом летних отпусков. Суда по Приложению 3, в обсуждении приняли участие 7 человек – и среди них тоже ни одного учителя.
7. Из Пояснительной записки видно, что разработчики не определились с самым главным: зачем нужен стандарт? Они в разных местах текста по-разному формулируют его функции.
Сначала сказано:
Стандарт педагогической деятельности как многофункциональный документ, который, после разработки соответствующих механизмов и правил, может использоваться в различных применениях:
- Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
- Профессиональный стандарт педагога – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
- Профессиональный стандарт педагога – объективный измеритель квалификации педагога.
- Профессиональный стандарт педагога – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
- Профессиональный стандарт педагога – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Далее в другом месте:
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
И еще одно перечисление:
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цели применения профессионального стандарта педагога:
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Либо стандарт — набор требований к педагогу в соответствии с его квалификацией (и тогда необходима конкретизация этих требований), либо это инструмент повышения качества образования, реализации стратегии образования. Объединение этих разных задач в одном документе приведет к нечеткости формулировок и – как следствие – к многочисленным конфликтным ситуациям.
Выводы и предложения:
- При разработке стандарта необходимо прежде всего определиться с его целями. В Пояснительной записке разработчики объединили несколько несовместимых целей, поэтому данный текст не может быть принят даже за основу.
- Данный текст не может быть принят за основу стандартов, так как стандарт — это необходимый набор минимальных требований, а в данном тексте требования завышены и не обоснованы. Если он будет принят в таком виде, большинство педагогов окажутся не соответствующими требованиям стандарта.
- При переработке (или разработке нового варианта) стандарта необходимо ориентироваться на действующие учебные программы, а также на программы высшего педагогического образования. Нельзя требовать от работника тех знаний и умений, которые он не мог получить в вузе.
- До принятия стандарта необходимо провести широкое обсуждение, опубликовав альтернативные варианты стандартов в профессиональной печати («Учительской газете», «Первом сентября», журнале «Директор школы» и др.).