Нужна ли исследовательская работа школьникам?
Конечно, нужна. Только не та, которая вошла в педагогическую моду, когда ученик скачивает из Интернета несколько статей на данную учителем тему, вырезает из них куски (смысл которых, кстати, плохо понимает сам), кое-как компонует их вместе, потом созданную «презентацию» читает с экрана мультимедийного проектора – и получает нужную ему пятерку.
На протяжении нескольких лет, с 1988 по 1994 годы, мы с ребятами участвовали (и довольно успешно) в Турнире Юных Физиков. Там предлагались очень интересные проблемы типа «почему в зданиях бывают сквозняки», или «на какой максимальной высоте может летать комар», или «как возникают волны на поверхности воды». Команда физиков нашей школы была большая, человек 40, приходили все желающие, ребята разных возрастов, от выпускного класса до тех, кто только-только начал изучать физику. Был даже четвероклассник Яша (ныне – сотрудник ИРЭ РАН, кандидат физико-математических наук Яков Гиндикин). Работали весело и помногу. Мозговым штурмом строили физическую модель проблемы, потом кто-то писал уравнения, кто-то создавал программу и всё обсчитывал на компьютере, а кто-то ставил эксперименты.
Такая по-настоящему исследовательская работа многому учила и ребят, и меня как «играющего тренера».
Она учила грамотно формулировать проблему и находить пути её решения,
Она учила не пасовать перед трудностями, а уметь преодолевать их,
Она учила методам коллективной работы: как выслушать товарища, как предложить свою идею так, чтобы она помогала решению, а не уводила в сторону, как выслушать оппонента — и не обидеться на его замечания, а учесть их с пользой для дела.
Она была настоящей школой лидерства, не того лидерства, основанного на эгоизме, индивидуализме, соперничестве и так далее, а школой настоящего управления, организации работы и себя, и своих товарищей, основанной на взаимном уважении и стремлении решить проблему как можно лучше и как можно рациональнее (кстати, сейчас для нашей страны это очень важно),
Она сплачивала учеников и родителей, потому что тем тоже, оказывается, всё это тоже было очень интересно, и они давали своим детям разные, иногда очень ценные советы.
Наконец, эта работа была практически очень полезна: например, именно в Турнире нам предложили создать цикл экспериментов, позволяющих продемонстрировать волновые свойства звука. Теперь эти опыты я использую на уроках по акустике и рассказываю легенды о том, например, как мы получили интерференционную картину, стоящую практически во всём здании нашей тогда новой школы, а директор бегал от чердака до подвала и не мог понять , что случилось, почему «вот здесь что-то гудит, а здесь—тихо».
Прошло много лет, по ряду причин мы, к сожалению, не участвуем в Турнире, но физика осталась в школе «культовым» предметом. По-прежнему, у нас немалый конкурс при поступлении в физико-математический класс, каждый год пять—десять выпускников физмата поступают на физический факультет МГУ или в МФТИ, а ребята ходят за мной со всякими идеями. Кстати, все бывшие участники Турнирных команд реализовались в жизни, они работают в разных местах, и везде—достаточно успешно. Говорят, именно Турнир научил их работать. И приводят ко мне учиться своих подросших детей…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhna_li_issledovatelskaya_rabota_shkolnikam_kalganova_l_d.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужна ли исследовательская работа школьникам?
Калганова Лидия Даниловна,
Учитель физики МОУ СОШ №1 г. Фрязино Московской области
Конечно, нужна. Только не та, которая вошла в педагогическую моду, когда ученик скачивает из Интернета несколько статей на данную учителем тему, вырезает из них куски (смысл которых, кстати, плохо понимает сам), кое-как компонует их вместе, потом созданную «презентацию» читает с экрана мультимедийного проектора – и получает нужную ему пятерку.
На протяжении нескольких лет, с 1988 по 1994 годы, мы с ребятами участвовали (и довольно успешно) в Турнире Юных Физиков. Там предлагались очень интересные проблемы типа «почему в зданиях бывают сквозняки», или «на какой максимальной высоте может летать комар», или «как возникают волны на поверхности воды». Команда физиков нашей школы была большая, человек 40, приходили все желающие, ребята разных возрастов, от выпускного класса до тех, кто только-только начал изучать физику. Был даже четвероклассник Яша (ныне – сотрудник ИРЭ РАН, кандидат физико-математических наук Яков Гиндикин). Работали весело и помногу. Мозговым штурмом строили физическую модель проблемы, потом кто-то писал уравнения, кто-то создавал программу и всё обсчитывал на компьютере, а кто-то ставил эксперименты.
Такая по-настоящему исследовательская работа многому учила и ребят, и меня как «играющего тренера».
Она учила грамотно формулировать проблему и находить пути её решения.
Она учила не пасовать перед трудностями, а уметь преодолевать их.
Она учила методам коллективной работы: как выслушать товарища, как предложить свою идею так, чтобы она помогала решению, а не уводила в сторону, как выслушать оппонента — и не обидеться на его замечания, а учесть их с пользой для дела.
Она была настоящей школой лидерства, не того лидерства, основанного на эгоизме, индивидуализме, соперничестве и так далее, а школой настоящего управления, организации работы и себя, и своих товарищей, основанной на взаимном уважении и стремлении решить проблему как можно лучше и как можно рациональнее (кстати, сейчас для нашей страны это очень важно).
Она сплачивала учеников и родителей, потому что тем тоже, оказывается, всё это тоже было очень интересно, и они давали своим детям разные, иногда очень ценные советы.
Наконец, эта работа была практически очень полезна: например, именно в Турнире нам предложили создать цикл экспериментов, позволяющих продемонстрировать волновые свойства звука. Теперь эти опыты я использую на уроках по акустике и рассказываю легенды о том, например, как мы получили интерференционную картину, стоящую практически во всём здании нашей тогда новой школы, а директор бегал от чердака до подвала и не мог понять , что случилось, почему «вот здесь что-то гудит, а здесь—тихо».
Прошло много лет, по ряду причин мы, к сожалению, не участвуем в Турнире, но физика осталась в школе «культовым» предметом. По-прежнему, у нас немалый конкурс при поступлении в физико-математический класс, каждый год пять—десять выпускников физмата поступают на физический факультет МГУ или в МФТИ, а ребята ходят за мной со всякими идеями. Кстати, все бывшие участники Турнирных команд реализовались в жизни, они работают в разных местах, и везде—достаточно успешно. Говорят, именно Турнир научил их работать. И приводят ко мне учиться своих подросших детей…
Комментарии
Нужна ли исследовательская работа школьникам?
Конечно, нужна. Она создаётся с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.
Исследовательская работа
Я не перестаю удивляться, какой огромный образовательный и воспитательный потенциал несет в себе продуманно организованная научная работа школьников. Хочется, чтобы этот потенциал использовало как можно больше педагогов.