Достоинства и недостатки существующих учебных программ и учебных пособий по физике
Остановлюсь исключительно на официальных, утвержденных Министерством образования РФ, примерных программ основного общего (VII – IX классы) и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровней.
В пояснительных записках всех этих программ, сказано что «физика вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире», при этом в рубрике «Уметь» записано, что ученик в результате обучения физике должен уметь «… воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях».
Посмотрим, как предлагает программа основного общего образования формировать эти умения.
VII – VIII классы. Здесь закладываются и интерес к познанию законов природы, и физическая терминология, и как раз самые начала научного метода познания. Здесь очень важно, что ученик - «не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Всё должно быть понятно, логично, испробовано на опыте. Знания не должны сваливаться неизвестно откуда, они не должны быть восприняты на веру… И большая часть программы именно так и построена. Но вот откуда-то у составителей программы, кажется, возникла мысль о том, что школьник может не пойти учиться в X-XI класс, тогда ему в школе совсем ничего не скажут о современной физике… И вот в программе появились «Энергия электрического поля конденсатора», «Сила Ампера», «Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция» (это не 10, это 7-8-9 классы!) «Колебательный контур», «Свет – электромагнитная волна», «Энергия связи атомных ядер»… Для школьника 7-8 классов это - кабалистика. Это то, что надо запомнить, не понимая… Какой уж тут метод научного познания !? Чем отличается электромагнитная индукция от тех чудес, которые показывают в современных дешевых телевизионных фильмах и передачах? Возможно, эти темы были бы хороши на кружке или занятиях папы с собственным сыном, когда временные рамки неважны; не понял сегодня – появятся вопросы, будем их обсуждать столько времени, сколько хочется… Изобилие непонятных терминов ведет либо к игнорированию учебного предмета, как такового, либо к явной перегрузке ученика.
Плохо и то, что, в соответствии с программой общего образования по физике, механика в 9 классе изучается не основательно, а как бы чуть-чуть, ознакомительно. В 10 классе она изучается снова, и тоже сжато, так как при серьёзном изучении механики на глубокое изучение остальных тем уже не хватает времени.
Немного об учебниках. Несомненно, хорош пятитомник Физики под редакцией Мякишева (учебник для школ и классов с углубленным изучением физики). Том III «Электродинамика» превосходный. А том I «Механика» очень интересный, но для учеников 9 и 10 классов явно сложен. Его интересно читать, он прекрасен как дополнительный, а не основной учебник. Вообще, учебников сейчас много, но самый лучший учебник по механике для школьников данного возраста – учебник Кикоиных, который теперь почему-то не издается (хорошо, что он остался в кабинете физики в достаточном количестве), хотя именно его предпочитают читать школьники. А вообще, это хорошо, что сейчас много разных учебников. Я считаю, что науку нельзя учить по одному учебнику, надо, чтобы каждый школьник мог найти для себя те слова, которые ему понятны и интересны.
В заключение хочу сказать, что у всех программ и основного, и базового, и профильного уровня есть очень большое достоинство: они примерные. Как сказано в пояснительной записке, «представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса». Человеком, несущим знания ученику, является учитель. В конце концов, всё определяется совестью учителя. Если взять на себя ответственность и за воспитание детей, и за их обучение, и за их нравственное и физическое здоровье, а не ссылаться всякий раз на то, что «так велит программа»,- то даже «страшная» физика будет и интересной, и понятной, и вообще любимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostoinstva_i_nedostatki_sushchestvuyushchikh_uchebnykh_programm.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Достоинства и недостатки существующих учебных программ и учебных пособий по физике.
КАЛГАНОВА ЛИДИЯ ДАНИЛОВНА,
учитель физики МОУ СОШ №1 г. Фрязино Московская область.
Остановлюсь исключительно на официальных, утвержденных Министерством образования РФ, примерных программ основного общего (VII – IX классы) и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровней.
В пояснительных записках всех этих программ, сказано что «физика вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире», при этом в рубрике «Уметь» записано, что ученик в результате обучения физике должен уметь «… воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях».
Посмотрим, как предлагает программа основного общего образования формировать эти умения.
VII – VIII классы. Здесь закладываются и интерес к познанию законов природы, и физическая терминология, и как раз самые начала научного метода познания. Здесь очень важно, что ученик - «не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Всё должно быть понятно, логично, испробовано на опыте. Знания не должны сваливаться неизвестно откуда, они не должны быть восприняты на веру… И большая часть программы именно так и построена. Но вот откуда-то у составителей программы, кажется, возникла мысль о том, что школьник может не пойти учиться в X-XI класс, тогда ему в школе совсем ничего не скажут о современной физике… И вот в программе появились «Энергия электрического поля конденсатора», «Сила Ампера», «Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция» (это не 10, это 7-8-9 классы!) «Колебательный контур», «Свет – электромагнитная волна», «Энергия связи атомных ядер»… Для школьника 7-8 классов это - кабалистика. Это то, что надо запомнить, не понимая… Какой уж тут метод научного познания !? Чем отличается электромагнитная индукция от тех чудес, которые показывают в современных дешевых телевизионных фильмах и передачах? Возможно, эти темы были бы хороши на кружке или занятиях папы с собственным сыном, когда временные рамки неважны; не понял сегодня – появятся вопросы, будем их обсуждать столько времени, сколько хочется… Изобилие непонятных терминов ведет либо к игнорированию учебного предмета, как такового, либо к явной перегрузке ученика.
Плохо и то, что, в соответствии с программой общего образования по физике, механика в 9 классе изучается не основательно, а как бы чуть-чуть, ознакомительно. В 10 классе она изучается снова, и тоже сжато, так как при серьёзном изучении механики на глубокое изучение остальных тем уже не хватает времени.
Немного об учебниках. Несомненно, хорош пятитомник Физики под редакцией Мякишева (учебник для школ и классов с углубленным изучением физики). Том III «Электродинамика» превосходный. А том I «Механика» очень интересный, но для учеников 9 и 10 классов явно сложен. Его интересно читать, он прекрасен как дополнительный, а не основной учебник. Вообще, учебников сейчас много, но самый лучший учебник по механике для школьников данного возраста – учебник Кикоиных, который теперь почему-то не издается (хорошо, что он остался в кабинете физики в достаточном количестве), хотя именно его предпочитают читать школьники. А вообще, это хорошо, что сейчас много разных учебников. Я считаю, что науку нельзя учить по одному учебнику, надо, чтобы каждый школьник мог найти для себя те слова, которые ему понятны и интересны.
В заключение хочу сказать, что у всех программ и основного, и базового, и профильного уровня есть очень большое достоинство: они примерные. Как сказано в пояснительной записке, «представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса». Человеком, несущим знания ученику, является учитель. В конце концов, всё определяется совестью учителя. Если взять на себя ответственность и за воспитание детей, и за их обучение, и за их нравственное и физическое здоровье, а не ссылаться всякий раз на то, что «так велит программа»,- то даже «страшная» физика будет и интересной, и понятной, и вообще любимой.