Гражданско – патриотическое воспитание школьников
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты – трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско – патриотическое воспитание школьников
1. Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 20 в.
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты – трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.
Осуществление гражданского воспитания, утверждал Г. Кершенштейнер, может вывести большинство населения, ранее слепо подчинявшееся государству, на путь его сознательной поддержки и будет лучшей защитой против опасности тирании большинства, господства черни, партийной тирании..
В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а следовательно, требующего тщательности и ответственности.
В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.
В отличие от Западной Европы, где городское самоуправление противостояло государственному абсолютизму, в России общинное, земское самоуправление выступало против боярской, а затем и дворянской аристократии, но при этом всегда поддерживало сильную центральную власть, играло важную роль в укреплении российской государственности.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно – монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно – православного долженствования.
Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.
Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженные борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.
Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности – чести. Человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.
Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, т.е.педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.
2. Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России.
Условия, в которых сегодня находится российское общество в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной идеи которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования.
- единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка.
- однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;
- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране.. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
3. Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.
Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей. Учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия.нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...) , школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии) , обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.
4. Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «История Брянского края», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
Курс «История Брянского края» был введен в 2001г. как самостоятельный предмет регионального компонента. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.
Данный курс я дополняю «Историей села Лакомая Буда». Главная задача курса – развитие у учащихся интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии по улицам села, к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия.
Для учащихся 7-11 классов организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Авангард», краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Странички из истории села Лакомая Буда», «Партизанское движение на территории Климовского района», «Солдаты Отечества», «Дорогие сердцу имена», «Успенский храм в селе Лакомая Буда – исчезнувший памятник деревянного зодчества России». Три последние работы были направлены на районный конкурс исследовательских работ по краеведению. Две работы заняли 2 место. Исследовательская работа «Дорогие сердцу имена» была отправлена на областной конкурс и отмечена дипломом.
«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г. ,90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.
При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах – лакомобудцах, которые участвовали во всех сражениях войны.
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуре Брянского края .
На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.
В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой культуры.
Предлагаю разработки одного из уроков обществознания, программу элективного курса «Избирательное право» и исследовательскую работу учащегося «Национальный проект «Образование» в действии» с использованием местного материала и ИКТ.
Список литературы
- Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
- Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
- Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
- О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
- Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9