Проект "Сетевая методическая служба"

Живаева Светлана Михайловна

1. Актуальность темы

 

К участию в разработке инновационного проекта побудили нас как внешние, так и внутренние причины.

Внешними причинами стало принятие доктрины модернизации Российского образования (2020), которая ставит главную цель - новое качество жизни: подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Для наиболее полноценного включения обучающихся в образовательное пространство и их успешной социализации требуются новые учителя.

В 2009 г. утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой является развитие учительского потенциала.

Основными идеями Федеральной программы развития образования является переориентация на рынок труда, работа над кадровыми ресурсами, открытость образовательной системы, которая становится определяющим фактором качества образования. Достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса невозможно без обновления деятельности педагогического коллектива.

В 15 статье  Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»2013г говорится, что «сетевая форма реализации образовательных программ  обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Актуальность проекта по сетевой методической службе  сельских малочисленных школ определяется социальным заказом государства на высокий уровень совершенствования профессиональных компетентностей общества. 

Познакомившись с опытом коллег, изучив материалы, представленные в статьях и сборниках по проблеме сетевой организации методической работы на муниципальном уровне авторов Е.В. Василевской, Р.А. Киселёвой, исходя из условий развития пяти сельских школ, которые являются малокомплектными и не могут реализовать работу ШМО в полном объёме из-за малокомплектности  и удалённости от районного центр,  мы решили апробировать модель сетевой методической службы  сельских малочисленных школ.

Методическое объединение - одна из основных форм методической работы, которая выполняет следующие функции:

-является важным фактором повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;

-содействует развитию творческого потенциала педагогов;

-является одним из важных компонентов в системе управления учебно-воспитательным процессом.

 

Проанализировав кадровый ресурс МКОУ  Черчетской, Новотрёминской,  Джогинской,  Бузыкановской,  Шиткинской школ, мы пришли к выводу, что категорийность педагогов школ составляет 70,33% . Прослеживается тенденция к повышению категорийности педагогов. Но возрастной уровень высок - 42 года.

Анализ мотивационных ресурсов по развитию профессионализма показал недостаточный уровень личной заинтересованности некоторых педагогов в профессиональном росте и открытости в работе педагогических кадров.

Организационно-управленческие ресурсы в образовательных учреждениях сети имеются, но необходимо их совершенствование.

Уровень информационных ресурсов допустимый

Уровень методических ресурсов приемлемый , но в связи с переходом на новые ФГОС и изменением учебных планов требуется их обновление.

В школах имеются нормативно-правовые ресурсы, но одному малокомплектному образовательному учреждению не под силу  разработать  новые документы, направленные на реализацию инициативы «Наша новая школа» и переход на ФГОС.

Финансовые и материально-технические ресурсы школ отстают от требований к современному оборудованию и оснащению образовательного процесса.

Сетевая форма взаимодействия для учителей открывает возможности наращивания собственного педагогического опыта и мастерства, для образовательных учреждений – объединения ресурсов для достижения результатов образования, для учащихся - в развитии сложных умений (творческого решения проблемы, совместной деятельности и коммуникации).

Опыт работы всех школ интересен. Но в одиночку распространять его сложно. Поэтому сетевое взаимодействие наших школ должно стать механизмом совершенствования мотивационных, организационно-управленческих, информационных, методических (учебно-методических, научно-методических), нормативно-правовых, кадровых и материально-технических ресурсов и развития ключевых компетентностей педагогов: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования.

Также фактором, способствующим созданию модели сетевого межшкольного  профессионального объединения сельских школ, является удобное географическое положение.

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретическое обоснование проекта

 

При создании межшкольного сетевого проекта школы руководствовались «Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования», проектом «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которые предполагают достижение новых результатов. Они могут быть обеспечены новыми способами взаимодействия управленческой команды.

Доктор педагогических наук, профессор Л.В. Байбородова в книге «Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе» большое внимание уделяет повышению педагогического потенциала через организацию различных форм деятельности, в том числе и сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Она обращает внимание на необходимость использования новых педагогических технологий.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Василевская[1] под сетевым взаимодействием понимает разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве. Это может быть взаимодействие посредством служб сети Интернет. Особенности сетевого взаимодействия открывают широкие возможности для реализации личностно- ориентированного подхода в обучении:

  • взаимодействие строится с учётом индивидуальных особенностей его участников, они сами выбирают темп и направления взаимодействия;
  • основания активности участников – разделяемые цели, ценности, эмоции, традиции. Взаимодействие основывается на взаимном интересе, а не на обязательствах;
  • в сетевых формах открыты коммуникационные каналы, поэтому участники имеют возможность в любое время устанавливать взаимодействие с любым участником проекта;
  • во взаимодействии имеется возможность использовать ресурсы друг друга за счёт информационной проницаемости участников взаимодействия;
  • участники сами управляют своей деятельностью, могут проявить инициативу.

Делаем вывод, что сетевая организация методической работы – это:

  • установка на преодоление закрытости учреждений;
  • взаимодействие образовательных учреждений и методических структур на принципах социального партнёрства;
  • выстраивание прочных и эффективных связей между профессиональными командами;
  • действие групп взаимовлияния;
  • свободная связанность партнёрств;
  • возможность достижения общих целей через активное включение в принятие решений.

Ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признаётся свободная, образованная личность, способная сохранить свою индивидуальность, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства.

Сетевая форма работы педагогов станет механизмом распространения передового педагогического опыта в муниципалитете, образовательном округе, способствует развитию инновационного потенциала системы образования.

Сетевая форма будет способствовать выработке индивидуальной траектории профессионального саморазвития, позволит осуществлять личностно ориентированную информационную поддержку в соответствии с уникальным педагогическим опытом каждого учителя, даст возможность развивать методическую тему на основе сотрудничества. В результате этого будет развиваться умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, это будет способствовать повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования. Структура и организация сетевой методической работы позволит учитывать интересы каждого учителя, каждый участник работы в сети почувствует свою собственную значимость и важность своей работы.

В межшкольное объединение сельских школ входят:

1. Методический Совет. На основании диагностики и анализа профессиональных успехов и затруднений педагогов планирует и координирует работу объединений, осуществляет мониторинги, сетевое взаимодействие школ. Проводит  заседания.

В методический Совет входят пять ЗД по УВР:

Живаева С.М. МКОУ Черчетская СОШ

Иванова Н.В. МКОУ Новотрёминская СОШ

Игнатьева Л.И  МКОУ Джогинская СОШ

Мврыхина Т.В.МКОУ Бузыкановская СОШ

Зенкова Т.А. МКОУ Шитеинская СОШ и

руководители  межшкольных методических объединений.

 2. Межшкольное объединение учителей-предметников.

МО учителей начальных классов руководитель Пилипенко Н.В.

МО учителей технологии и искусства- руководитель Котоман В.А.

МО учителей физической культуры и ОБЖ - руководитель Чубарова Е.И.

МО учителей математики и информатики - руководитель Иванова Н.В.

МО учителей естественных наук –руководитель Огородникова В.В.

МО учителей обществознания – Головачёва Л.С.

МО учителей филологии -Живаева С.М.

   3. Межшкольное объединение классных руководителей.

Руководитель МО Спиридонова О.В.

Межшкольные объединения используют различные формы методической работы: семинары, практикумы, мастер-классы, консультации, открытые учебные и внеклассные занятия, научно-методические конференции, тематические консультации, педагогические чтения, творческие встречи, дискуссии и другие формы. Изучают, обобщают и распространяют передовой педагогический опыт, вовлекают школы в участие в межрайонных, областных и всероссийских конкурсах, конференциях, смотрах, форумах.

В данной модели выделяются:

сетевой координатор – проектирует, организует, координирует взаимодействие, осуществляет поддержку участников – заместитель директора по УВР  МКОУ Черчетской СОШ Живаева С.М.

    распространитель опыта работы педагогов в сетизаместитель директора МКОУ Джогинской СОШ Игнатьева Л.И.

получатель опыта – все заинтересованные педагоги.

Работу всех подразделений объединения на договорной основе объединяет Методический  Совет. В договорах предусмотрены обязательства сторон и их ответственность.

Работа со всеми партнёрами строится на основе следующих принципов:

  • открытость МСС для всех её участников,
  • добровольность включения субъектов в деятельность,
  • системность деятельности,
  • гуманизация, признание ценности каждого человека,
  • взаимная заинтересованность в положительных результатах деятельности партнёров.

Основные направления и содержание деятельности объединения:

  1. Развитие учительского потенциала.

Технологиии обучения и воспитания школьников, система формирования универсальных учебных действий, система оценки планируемых результатов образования, система работы с родителями, нормативно- правовые документы школы, контроль и мониторинг введения ФГОС.

2. Обновление образовательных стандартов.

Учебный план школы, учебные программы по предметам, учебники и пособия для начальной школы, программы воспитывающей деятельности

  1. Одарённый школьник.

Информационно-коммуникационная среда школы, формы и методы работы с одарёнными детьми.

  1. Здоровое поколение.

Режим организации учебных и внеучебных занятий с учащимися, оборудование кабинетов и других помещений (спортзала, библиотеки, столовой), система внеурочной деятельности по организации здорового образа жизни.

 

3. Цель, задачи проекта

Цель проекта:

Развитие профессионализма учителя сельской школы через создание сетевой методической службы на основе объединения ресурсов общеобразовательных учреждений МКОУ Черчетской, Новотрёминской, Джогинской, Бузыкановской, Шиткинской  СОШ.

Задачи:                                        

  1. Повышение уровня теоретической (предметной) подготовки учителей;
  2. Организация работы по изучению новых образовательных программ, изменений в образовательных государственных стандартов;
  3. Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
  4. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами обучения и воспитания;
  5. Оказание методической помощи учителям на диагностической и дифференцированной основе;
  6. Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
  7. Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
  8. Разработка индивидуальных маршрутов педагогов школ, входящих в межшкольное  профессиональное объединение по формированию ключевых компетенций педагогов.

 

4. Ожидаемый результат

 

  1. Повышение эффективности педагогической деятельности:

-увеличение доли  педагогов, овладевших и применяющих современные образовательные технологии;

-повышение квалификации руководителей и педагогов школ;

-наличие  публикаций в СМИ;

-100% прохождение курсовой подготовки;

- участие в профессиональных конкурсах.

  1. Осуществление программно-целевого подхода в управлении качеством образования.
  2. Создание модели МС школ, установление эффективных связей  между командами , работающими над определёнными проблемами.
  3. Создание единого методического пространства, направленного на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, повышение уровня МС и образовательных систем школ.
  4. Обеспечено право выбора педагогами индивидуальных образовательных маршрутов по формированию профессиональных компетенций педагогов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 

5. Этапы  реализации проекта с 2013-2016 гг.

 

1. Подготовительный                     июнь 2013 - август 2013г.

2. Внедрения и реализации            сентябрь 2013 – июнь 2016 г.

3. Контрольно-оценочный             июнь 2016 - август 2016 г.

4. Резервный                                   август 2016 – декабрь 2016 г.

 

6. Руководитель и рабочая группа проекта

 

Руководитель –            Живаева С.М –зам.директора по УВР

                                               МКОУ Черчетской СОШ

Рабочая группа -         Иванова Н.В.,зам.директора по УВР Новотрёминской СОШ,

                                           Игнатьева Л.И., зам.директора по УВР Джогинской СОШ,

                                            Марыхина Т.В.,зам.директора по УВР Бузыкановской СОШ,

                                 Зенкова Т.А., зам.директора по УВР Шиткинской  СОШ

 

7. Ресурсное обеспечение программы

 

Имеющиеся ресурсы

Необходимые ресурсы

Кадровые ресурсы:

МКОУ Черчетская СОШ

1. Возрастной состав педагогического коллектива:

- до 30 лет – 7,6% ,

- от 30 до 55 лет – 76,9 %,

- старше 55 лет – 15,3%.

2. Профессиональный состав кадров:

- высшая категория – 7,6 %,

- первая категория – 61,5%,

- вторая категория – 30,7%,

МКОУНовотрёминская СОШ :

1.Возрастной состав педагогического коллектива:

- до 30 лет –14%

- от 30 до 55 лет – 79%

- старше 55 лет –7%

2. Профессиональный состав кадров:

- высшая категория –  0%

- первая категория – 57%

- вторая категория – 21%

- не имеют категории –22%

МКОУ Джогинская СОШ

1.Возрастной состав педагогического коллектива:

- до 30 лет – 21,7%

- от 30 до 55 лет – 65,2%

- старше 55 лет –13%

2. Профессиональный состав кадров:

- высшая категория – 0%

- первая категория – 13%

- вторая категория –30,4%

-на соответствие-4,3%

- не имеют категории – 52,1%

МКОУ Бузыкановская СОШ

1.Возрастной состав педагогического коллектива:

- до 30 лет – 10%

- от 30 до 55 лет – 70%

- старше 55 лет – 20%

2. Профессиональный состав кадров:

- высшая категория – 0%

- первая категория –20%

- вторая категория – 20%

- не имеют категории – 60%

МКОУ Шиткинская СОШ

1.Возрастной состав педагогического коллектива:

- до 30 лет – 0%

- от 30 до 55 лет – 6,25%

- старше 55 лет-34,3%

2. Профессиональный состав кадров:

- высшая категория – 21,7%

- первая категория – 46,8%

- вторая категория – 12,5%

- не имеют категории – 26%

Материально-технические ресурсы:

МКОУ Черчетская СОШ

1. Оборудован кабинет информатики на 6 рабочих мест. Работают

3 принтера, 2 ноутбука,

 видеомагнитофон, ксерокс,

 музыкальный центра, 2 телевизора, видеокамера, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор,  экран., 2 ноутбука.

 2.Имеется спортивный зал, спортивное оборудование.

3. Имеется пришкольный участок, столовая.

МКОУ Новотрёминская СОШ:

1. Оборудован кабинет информатики на 6 рабочих места. Работают 4 принтера, видеомагнитофон, ксерокс, 2 музыкальных центра,3 телевизора, цифровой фотоаппарат,2  мультимедийных проектора,  экран, 2 ноутбука.

2. Имеется спортивный зал, имеется спортивное оборудование. 

3.Имеется пришкольный участок, столовая.

4. Оборудованы школьные мастерские.

МКОУ Джогинская СОШ:

1. Оборудован кабинет информатики на .. рабочих мест. Работают …. принтера, .. ноутбука, видеомагнитофон, ксерокс, факс,  музыкальный центр, телевизор, видеокамера, цифровой фотоаппарат.

 2. Имеется спортивный зал, спортивное оборудование.

 3. Имеется пришкольный  участок, столовая, оборудованы школьные мастерские.

МКОУ Бузыкановская СОШ:

 

 

МКОУ Шиткинская СОШ:

 

Информационные ресурсы:

МКОУ Черчетская СОШ:

Фонд учебников составляет …экз.

2. Школа подключена к сети Интернет.

МКОУ Новотрёминская СОШ:

Фонд учебников составляет … экз.,

2. Школа подключена к сети Интернет.

МКОУ Джогинская СОШ:

1. Фонд учебников составляет ..экз...

2. Школа подключена к сети Интернет.

МКОУ Бузыкановская СОШ:

 

МКОУ Шиткинская СОШ:

 

Организационные ресурсы:

1. Наличие лицензий и государственной аккредитации школ.

2. Аттестованная административная команда школ.

3. Наличие утвердившейся организа-ционной структуры управления и традиций в организации и управлении образовательным процессом.

Методические ресурсы:

1. В школах работают методические объединения учителей-предметников и классных руководителей.

2. Педагоги принимают участие в работе районных методических объединений и семинаров.

Правовые ресурсы:

1.Доктрина модернизации Российского образования(2020).

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

3. Уставы общеобразовательных учреждений.

4. Программы развития школ.

 

 

1. Ставка руководителя, под руководством которого будет реализовываться проект.

2. Педагоги дополнительного образования, специалисты предметов эстетического цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во всех школах

  1. Обновление школьной мебели.

2..Ежегодный косметический ремонт учебных помещений.

3..Оснащение школьных кабинетов оргтехникой, мультимедиа-ресурсами.

4..Финансовые ресурсы для организации сотрудничества (поездки, мероприятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обновление фонда учебной и методической литературы в связи с переходом на стандарты нового поколения.

6. Продолжение внедрения сети Интернет в образовательный процесс.

7.Обновление нормативно-правовой базы учреждений.

8.. Изучение образовательных запросов педагогов.

9. Создание Методического Совета, регулирующего деятельность всех структур межрайонного объединения.

10.Создание межшкольных объединений:

учителей-предметников,

классных руководителей.

11. Постоянное повышение квалификации кадров.

12. Составление программы деятельности объединения.

13. Подбор диагностического инструментария.

14. Положение о межрайонном объединении сельских малочисленных школ.

15. Положение о межшкольном методическом Совете.

16. Договоры взаимодействия.

15. Обновление школьной документации в связи с переходом на новые ФГОС.

    

8. Программа опытно-экспериментальной деятельности по апробированию модели межрайонного сетевого  профессионального объединения педагогов

 

1.Подготовительный этап.

 Задача: обеспечить теоретическую и мотивационную готовность участников проекта к созданию межрайонного объединения, обеспечить разработку нормативно-правовой базы по созданию межрайонного объединения сельских малочисленных школ.

 

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Результат

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

3

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ деятельности образовательных учреждений по выявлению уровня эффективности методической работы.

Проверка уровня готовности педагогических коллективов к работе в межрайонном объеди-нении.

Создание рабочей группы инновационного проекта.

 

Создание Методического Совета.

 

 

Определение ресурсного обеспечения программы.

 

Кадровое:

руководитель.

 

Информационное и нормативно-правовое:

- курсовая подготовка  по программе «Управление персоналом»;

 - изучение нормативно-правовых документов:

Доктрина модернизации Российского образования (2020),

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

ФГОС.

Научно-методическое:

педагогические советы,

методические объединения классных руководителей , школьные методические объединения учителей-предметников.

Управленческое:

Методический Совет,

педагогические советы.

Разработка и заключение договоров взаимодействия.

 

 

 

Разработка положения о Методическом Совете.

Май 2013

 

 

 

 

 

Май 2013.

 

 

Июнь 2013

 

 

Июнь 2013

 

Август

2013

 

 

Август 2013

 

 

 

2012-2013

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

В течение года уч.года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2013

 

 

 

 

Директора школ.

 

 

 

 

Директора школ.

 

 

 

Директора школ.

 

 

Директора школ.

 

 

 

Методический Совет.

 

 

 

Архитектор сети.

 

 

 

 

Директора школ

 

 

Завучи, учителя -предметники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатели педсоветов,

руководители МО.

 

 

 

 

Директора школ.

 

 

 

 

Рабочая группа.

 

Уровень эффективности составляет 80%.

 

 

Уровень готовности составляет 80%.

 

Создана рабочая группа в кол. 5чел.

Создан Методический Совет

 

Определено ресурсное обеспечение проекта

 

 

 

 

 

8 чел. прошли курсовую подготовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработаны и заключены договоры взаимодействия со школами сети.

 

Разработано положение о Методическом Совете.

 

 

 

 

 

 


2. Этап реализации.

 Задача: обеспечить реализацию проекта межрайонного объединения сельских малочисленных школ, текущего

        диагностирования.

 

Структурное подразделение

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Результат

Развитие учительского потенциала

1.Методический Совет.

1. Составление плана работы Методического Совета.

2.Разработка программы деятельности межрайонного объединения.

3.Определение методики текущего диагностирования и системы мониторинга.

4. Создание межшкольных профессиональных объединений.

 

09.2013.

 

10.2013.

 

 

09.2013.

 

 

08.2013.

 

 

Председатель Методического

Совета.

1. Составлен план работы Методического  Совета.

2.Разработана программа деятельности межрайонного сетевого  объединения.

3.Определена методика текущего диагностирования и система мониторинга.

4. Созданы межшкольные профессиональные объединения.

2. Межшкольное объединение учителей-предметни-ков.

 

Заседание МО

2.Знакомство с рабочими програм- мами по предметам.

3.Открытый урок  (Приложение 1)

.Открытый урок ОБЖ (Приложение 2)

Мастер-класс (Приложение 3).

Открытый урок (Приложение 4)..

Мастер-класс  (Приложени5)

Мастер-классы по теме «Проектная деятельность на уроках» (Приложение 6)

7. Изучение системы формирования универсальных учебных действий и системы оценки планируемых результатов образования при переходе на ФГОС.

Раз в четверть

Ежегодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно.

 

Завучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завучи, учителя начальных классов.

 

2.Произошёл обмен мнениями между педагогами-предметниками по составлению программ.

 

3..Проведены открытые уроки, мастер-классы.

 

 

 

 

 

7.Изучена система формирования универсальных учебных действий.

и система оценки планиру-емых результатов образова-ния при переходе на ФГОС.

4. Межшкольное объединение классных руководителей.

 

Заседание МО

1.Мастер-классы по теме «Проектная деятельность во внеурочной работе».

2. Разработка программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

 

3.Изучение и использование новых технологий воспитания школьников.

 

4.Обмен опытом по системе работы с родителями.

Раз в четверть

Ежегодно.

 

 

Сентябрь-декабрь 2013г

 

 

 

 

Ежегодно.

 

 

В течение учебного года

Спиридонова О.В.

Все школы.

 

 

Заместители директоров школ

по воспитатель-

ной работе, рук.МО

Заместители директоров школ

по воспитатель-

ной работе.

 

Заместители директоров школ

по воспитатель-

ной работе.

 

1.Проведены мастер-классы.

 

2. Разработаны и реализу-ются программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

3.Изучены и используются новые технологии воспитания школьников.

 

4.Обновился опыт по работе с родителями.

 5.Школьные объе-динения учителей-предметников.

 

1. Освоение технологиий обучения школьников.

2.Изучение системы формирования универсальных учебных действий и системы оценки планируемых результатов образования при переходе на ФГОС.

В течение учебного года

Руководители МО.

1. Идёт процесс усовершенствования обучения школьников.

2. Изучена система формирования универ-сальных учебных действий.

и система оценки планиру-емых результатов образова-ния при переходе на ФГОС.

6.Школьные объе-динения классных руководителей.

 

1.Освоение технологий воспитания школьников.

2. Разработка школьной программы духовно-нравствен-ного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Использование ресурсов сети Интернет в воспитательной деятельности.

В течение учебного года

Руководитель МО классных руководителей

1. Изучены и используются новые технологии воспитания школьников.

2. Разработана школьная программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Ресурсы сети Интернет используются в воспита-тельной деятельности.

7. Районные методи-ческие объединения учителей-предметников.

1.Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

 2.Вовлечение педагогов школ в участие в межрайонных, област-ных и всероссийских конкурсах, конференциях, смотрах, форумах.

3.Повышение квалификации кадров.

 

В течение учебного года

Руководители МО.

1.Обобщается и распространяется  передовой педагогический опыт.

 2. Педагоги школ участвуют в районных, областных и всероссийских конкурсах, конференциях, смотрах, форумах.

3. Рост категорийности

педагогических кадров.

Обновление образовательных стандартов

1.Методический Совет.

1. Мониторинг обновления образовательных стандартов.

 

2. Сетевые заседания по обновлению образовательных стандартов.

 

 

В течение учебного года

 

 

Председатель Методического

Совета.

1. Осуществляется мониторинг обновления образовательных стандартов.

2. Проводятся сетевые заседания по обновлению образовательных стандартов.

2. Межшкольное объ-единение админи-страторов образова-тельных учреждений.

1.Приведение учебных планов и

программ развития в соответствии с требованиями ФГОС.

В течение учебного года

Директора школ.

1.Учебные планы и

программы развития приведены в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Межшкольное объединение учителей-предметни-ков.

 

1. Обновление рабочих программ учителей разных предметов.

2.Обновление учебников и пособий при переходе на новые ФГОС.

До мая 2014

Завучи школ.

1.Обновлены рабочие программы учителей разных предметов.

2.Обновлены учебники и пособия при переходе на новые ФГОС на 100%.

4. Межшкольное объединение классных руководителей.

 

1. Реализация программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Реализация программ воспитывающей деятельности в

5-11 кл.

 

2013-2016

Заместители директоров школ

по воспитатель-

ной работе.

 

1. Реализуются программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Реализуются программы воспитывающей деятельности в 5-11 кл.

5.Районные методи-ческие объединения учителей-предметн.

1.Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса по новым ФГОС.

До мая 2014

Руководители РМО.

1. Проводятся консультации.

Одарённый школьник

1.Методический Совет.

1.Координация работы
объединений, осуществление мониторингов, сетевое взаимодействие школ.

В течение учебного года

Председатель Методического

Совета.

1.Осуществляется сетевое взаимодействие школ по указанному направлению.

2. Межшкольное
объединение
администраторов образовательных учреждений.

1.Развитие информационно-коммуникационной среды школ.

(оснащение оргтехникой, мультимедиа ресурсами).

В течение учебного года

Директора школ.

1. Развивается ИК среда.

3. Межшкольное объединение учителей-
предметников.

 

1.Изучение форм и методов
работы с одарёнными детьми на уроках в рамках реализации ФГОС.

2.Участие в сетевых предметных конкурсах.

В течение учебного года

Учителя-предметники.

1. Повышение качества знаний на ….%

 

2. Активность учащихся повысилась на …%

4. Межшкольное объединение классных руководителей.

1.Изучение форм и методов работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

В течение учебного года

Заместители директоров школ

по воспитатель-

ной работе.

1.Качество знаний повысилось на ….%.

 

5. Школьные объединения учителей-предметн.

1. Анализ проведения школьных этапов всероссийской олимпиады школьников.

2. Анализ участия детей в международных и региональных конкурсах.

В течение учебного года

Завучи школ, руководители МО, учителя-предметники.

1. Выявлены тенденции роста активности детей.

6.Школьные объединения классных руководителей.

 

1. Проведение семинара «Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми».

2. Создание редакционно-издательского центра.

Март 2014

Заместители директоров школ

по воспитатель-

ной работе.

1. Проведён семинар.

 

 

2. Создан центр.

7.Районные методи-ческие объединения учителей-предметн.

1. Организация районных этапов всероссийской олимпиады школьников.

В течение учебного года

Руководители РМО.

1. Имеются победители и призёры.

Здоровое поколение

1.Методический Совет.

1. Планирование работы по ЗОЖ.

Сентябрь 2013.

Председатель Методического

Совета., руководитель МО классных руководителей.

1. Составлены планы работы по ЗОЖ.

2. Межшкольное объединение классных руководителей.

 

1. Дискуссия по организации кон-курса «Самый здоровый класс».

2.Организация межрайонного сетевого конкурса «Самый здоровый класс».

Апрель 2014.

Руководитель МО.

1. Организован конкурс.

2. Повысился уровень здоровья детей.

3.Школьные объеди-нения учителей-предметников.

1. Организация физкультминуток на уроках, гимнастики для глаз, динамических пауз.

В течение учебного года

Руководители МО.

1. Организованы физкультминутки на уроках.

4.Школьные объединения классных руководителей.

1.Педагогическая поддержка учащихся в ходе реализации проекта «Самый здоровый класс» в школах.

В течение учебного года

Руководители МО.

1. Дети активно реализуют проект.


3. Контрольно - оценочный этап.

Задачи: оценить степень реализации целей и задач межрайонного сетевого профессионального объединения,

определить перспективное направление дальнейшего развития педагогического потенциала школ.

 

№п/п

Содержание деятельности

Методика

Сроки

Ответственные

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

Анализ степени реализации поставленных целей, задач, концептуальных идей.

 

 

 

Диагностирование профессиональных успехов объединённых школ.

Диагностирование уровня

удовлетворённости

педагогов

услугами объединения.

Диагностики:

оценка урока как

целостной системы;

реализация идей педаго-

гического сотрудничества;

уровень владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности;

профессиональная деятельность учителя.

 

Подведение итогов работы межрайонного сетевого  объединения.

Определение основных направлений дальнейшего

 развития сельских школ.

Анализ деятельности межрайонного сетевого

профессиона-льного объе-динения.

Анкетирование

Анкетирова-ние

 

Диагностика

 

Диагностика

 

 

 

Диагностика

Май 2016.

 

 

 

 

 

Апрель

2016.

 

 

Апрель 2016.

 

 

Апрель 2016.

 

 

 

Июнь

2016.

 

Методический

Совет.

 

 

 

 

Методический Совет.

 

 

Методический Совет.

Методический Совет.

Методический Совет.

 

 

Методический Совет.

 

 

Методический Совет.

 

Методический Совет.

 

 

 

 

 

4.Резервный этап.

Задачи: провести проблемно-ориентированный анализ опытно-экспериментальной деятельности.

 

п/п

Содержание деятельности

 

Сроки

Ответственные

1.

 

2.

 

 

Проведение проблемно-ориентированного анализа.

Проведение коррекции.

 

 

Сентябрь 2016

Декабрь2016

 

Методический Совет.

Методический Совет

 

9. Научная новизна, практическая значимость работы
и перспективы развития

 

Новизна проекта заключается в использовании нового сетевого ресурса в развитии педагогического потенциала сельских школ Тайшетского района Иркутской  области.

Повышение профессионального мастерства педагогов обеспечит систему методических, научно-методических услуг в соответствии с потребностями педагогов образовательных учреждений школ Тайшетского районов по основным направлениям реализации Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа».

 

10. Факторы риска

 

1. Недостаточная скорость работы в Сети Интернет.

2. Отсутствие индивидуального подключения к сети Интернет.

3. Недостаточное финансирование.

4. Неожиданные изменения в образовательном процессе.

 

11. Финансирование проекта

на 2013-2014 годы

 

 

Расходная часть:

№ п/п

Вид расходов

Сумма расходов

 

1.

Приобретение канцелярских и офисных товаров.

 

2.

Транспортные расходы (проезд педагогов).

 

 

Итого:

 

 

12. Перспективы дальнейшего развития проекта,

возможности распространения его опыта

 

В перспективе развития проекта – включение в сетевое взаимодействие новых направлений деятельности образовательных учреждений в зависимости от изменяющихся условий жизни, освоение новых идей методического консалтинга. Методическая тема на 2013-2016 гг.«   ».

Сельских малочисленных школ много, в них существуют аналогичные проблемы, поэтому наш опыт актуален для них.

 

 

 

01.06. 2013г.

 

  Руководитель:  Н.Г. Вьюнова

Директор МКОУ Черчетской СОШ  Г.И.Огородникова

Директор МКОУ Новотрёминской СОШ  А.А.Немкова

Директор МКОУ Джогинской  СОШ  М.П. Елтратов

Директор МКОУ Бузыкановской СОШ  Е.В.Ковалёва

Директор МКОУ Шиткинской СОШ А.В. Белькович

Председатель Методического  Совета: Живаева С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

Источники, используемые при разработке проекта:

 

 

  • 1. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004.
  • 2. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы  на муниципальном уровне. М.:АПКиППРО, 2007.
  • 3. Максимова В.Н., Полеваева Н.М. Акмеология последипломного образования педагога: Монография. СПб: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.
  • 4. Муниципальная методическая служба – инновационному образованию Кировской области/Авт.-сост. Р.А.Киселева. Киров: КИПКиПРО, 2010.
  • 5. Сетевая форма обучения/Авт.-сост. И.В.Вылегжанина. Киров: КИПКиПРО, 2008.
  • 6. Материалы, предоставленные педагогами школ: МКОУ Черчетская СОШ, МКОУ Шиткинская СОШ, МКОУ Джогинская СОШ, МКОУ Новотрёминская СОШ, МКОУ Бузыкановская СОШ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При разработке проекта методической службы использованы документы:

  • Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2013;
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации  04 февраля 2010 г. Пр-271;
  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р;
  • Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 03-51-46 ин/42-03;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕЖШКОЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

ШКОЛЬНОГО ОКРУГА

 

  1. Общие положения

 

1.1. Межшкольное методическое объединение педагогов МКОУ Черчетской СОШ, Новотрёминской СОШ, БУзыкановской СОШ, Джогинской СОШ, Шиткинской СОШ   и есть  объединение педагогических работников, создаваемое в целях совершенствования организации методической работы, повышения деловой квалификации педагогических кадров, обобщения, систематизации актуального педагогического опыта, внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий и создания действенной системы мониторинга учебно-воспитательного процесса.

          1.2. Межшкольное методическое объединение в своей работе руководствуется Законом  273-ФЗ «Об образовании в РФ»2013г,  Типовым Положением об образовательном учреждении  общего образования,    учебно-программными документами по   учебным дисциплинам, Положением об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений  общего образования в Российской Федерации, нормативными документами по промежуточным аттестациям,   Уставами  образовательных учреждений сети и настоящим Положением.

          1.3. Межшкольное методическое объединение педагогов может быть создано при наличии трех и более педагогических работников, осуществляющих деятельность в учреждениях образовательной сети, ведущих обучение по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам.

         1.4. Межшкольное методическое объединение педагогов организуется и осуществляет свою работу в базовой школе образовательной сети.

         1.5. Межшкольные методические объединения  создаются на учебный год. Перечень и персональный  состав всех объединений устанавливаются  решением межшкольного методического совета.

         1.6.Руководство  межшкольным методическим объединением осуществляет его  руководитель, назначенный  решением межшкольного методического совета из числа наиболее опытных, подготовленных педагогов, имеющих, как правило, высшее профильное образование. Ему производится доплата в установленном порядке.  Руководитель  объединения назначается на учебный год.

        1.7. Межшкольное методическое объединение  проводит свои заседания не реже 4 раз в год.

        1.8. Общее руководство работой всех  межшкольных методических объединений  осуществляет руководитель Методического Совета, координирующий сетевое взаимодействие.

 

2.  Содержание деятельности   межшкольного методического объединения

 

       2.1.Систематическое информирование педагогов  межшкольного методического объединения о нормативно-правовых актах Министерства образования и науки России,  регионального и муниципального управлений образования по вопросам преподавания дисциплин цикла.

       2.2. Разработка  авторских и адаптированных программ    элективных курсов по предметам,  входящим в   межшкольное методическое объединение в соответствии с требованиями  Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

        2.3. Разработка учебных программ и учебных планов дополнительного образования, в том числе платных образовательных услуг. Разработка необходимых изменений, дополнений, уточнений к указанным программам и учебным планам.

       2.4. Разработка, создание и совершенствование комплекса методического обеспечения учебных дисциплин, входящих в межшкольное методическое объединение. Выработка единых требований к содержанию работы учебных кабинетов.

       2.5. Организация максимально эффективного учебно-воспитательного процесса по своим дисциплинам.

2.  Внесение предложений по изменениям в профиле подготовки  обучающихся общеобразовательных учреждений сети.

        2.7. Содействие на основе индивидуализации обучения системно-деятельностному, личностно-ориентированному  обучению обучащихся, подготовке  выпускников, конкурентоспособных на рынке труда, приспособленных к современным условиям экономики.

        2.8. Повышение педагогической и профессиональной квалификации  педагогов, оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении занятий и внеклассных мероприятий, создание условий для самообразования, организация взаимопосещения занятий,  организация открытых занятий, их анализа и оценки.

         2.9. Изучение, анализ и оценка процедуры и результатов контроля  качества обучения в образовательных учреждениях сети: текущего, тематического; промежуточных и итоговых аттестаций, проверочных и контрольных работ, тестовых опросов, в том числе с использованием компьютерных технологий. Разработка и реализация мер по улучшению результатов промежуточных и итоговых аттестаций.

        2.10. Организация самостоятельной работы  учащихся в разрезе изучаемых дисциплин  межшкольного методического объединения:

  • самостоятельное внеурочное изучение части материала по темам программы;
  • самостоятельное изучение нормативных документов;
  • подготовка рефератов и исследовательских  работ;
  • овладение умениями и навыками разрешения практических проблем в различных ситуациях;
  • выполнение индивидуальных заданий.

         2.11. Организация и осуществление внеурочной воспитательной работы:

  • проведение встреч с  работниками всех сфер производства и услуг, предпринимателями;
  • организация и проведение предметных недель по отдельным изучаемым  дисциплинам;
  • организация кружковой работы;
  • руководство  ученическими проблемными группами;
  • проведение предметных конкурсов и олимпиад.

        2.12. Изучение, анализ, отбор и внедрение в образовательный процесс:

  • эффективных педагогических и воспитательных технологий, методов и методик;
  • достижений  актуального педагогического опыта;
  • достижений науки и техники;
  • учебников, учебных и методических пособий, технических средств обучения и контроля.

         2.13. Подготовка инновационных учебных и методических пособий, материалов, дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения и контроля. Подготовка их к тиражированию и распространению..

 

3. Документация и порядок работы  межшкольного методического объединения

 

3.1. Межшкольное методическое объединение ежегодно   ведет следующую документацию:

- программно-методический комплект по дисциплинам цикла;

- сведения об учителях межшкольного методического объединения;

- анализ работы    межшкольного методического объединения за три года;

- материалы мониторинга преподаваемых дисциплин;

- план работы на учебный год;

- протоколы заседаний  межшкольного методического объединения;

-отчетные материалы о работе  межшкольного методического объединения;

-иная документация, связанная с деятельностью  межшкольного методического объединения.

3.2. План работы  межшкольного методического объединения разрабатывается в начале учебного года и утверждается на ее заседании. План работы должен включать следующие основные направления работы  межшкольного методического объединения:

- совершенствование учебно-воспитательной работы;

- организация контроля учебно-воспитательного процесса;

- повышение теоретического уровня квалификации педагогов;

- изучение, анализ, отбор и внедрение эффективных достижений науки и педагогического опыта.

3.3. Каждый член  межшкольного методического объединения имеет право:

- высказывать свое мнение, замечания, возражения и предложения по любому из обсуждаемых  вопросов;

- выступать с педагогической инициативой по совершенствованию образовательного процесса;

- выступать с инициативой и участвовать в организации и проведении экспериментальной педагогической работы.

3.4. Каждый член  межшкольного методического объединения обязан:

- принимать активное участие в работе  межшкольного методического объединения.

3.5. Каждое заседание  межшкольного методического объединения протоколируется. Протокол заседания   должен содержать: порядковый номер протокола и дату заседания; общее число членов  межшкольного методического объединения и количество участвующих в заседании; фамилии и должность приглашенных; повестку дня заседания; краткое содержание докладов, выступлений, предложений, замечаний участников заседания; полностью принятые по каждому пункту повестки дня решения.

3.6. Решения  межшкольного методического объединения принимаются  простым большинством голосов своих членов. Решение  межшкольного методического объединения  должно быть конкретным с указанием ответственного, исполнителей и срока исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 



[1]Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне : метод. пособие - М. : АПКиППРО, 2007. - 65 с.