КАКОГО УЧИТЕЛЯ ЛЮБЯТ ДЕТИ?
Какого учителя любят дети?
Дети очень чувствительны к отношению к ним учителей. Они замечают всё: искренность учителя, его заботу или безразличие, манеру, опрятность, одежду, культуру речи, знание материала, сообразительность, находчивость, юмор, подозрительность, недоверие, чванливость. Они простят многое: ошибку, вспышку гнева, забывчивость, суровое наказание, человеческую слабость, но никогда не забудут злобы, мстительности, несправедливости, унижения человеческого достоинства, безразличия, невежества и лицемерия.
Именно эти качества совершенно противопоказаны и несовместимы с понятием мастерства: как бы хорошо учитель ни знал материал, как бы искусно ни объяснял, если он лишен сердца, терпения, любви к детям, мастером он не станет.
Какими «показателями» оценивается успешность работы преподавателя?
Прежде всего высоким уровнем знаний и умений учеников, степенью их развития, самостоятельности, воспитанности.
Если знания и развитие учащихся слабые, то, какими бы «современными» методами ни козырял учитель, какими бы внешне эффективными ни выглядели его уроки, говорить о мастерстве не приходится. Результат – мерило всему. Казалось бы, ясно. И вместе с тем это не просто. Абстрактно этот вопрос решать нельзя. Бывает сильный по составу класс. Естественно, что уровень знаний, умений и навыков школьников будет высок, даже если учитель и не приложит для этого больших стараний. И наоборот, где-то в отдалённой школе при слабом подборе учеников уровень знаний будет ниже, чем в столичной, хотя учитель много сделал для развития ребят. Вот почему, определяя качество знаний и общее развитие учеников, нужно исходить в первую очередь из конкретных условий.
Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных, условиях (слабый состав учеников, плохая оснащённость школы) добиться необходимого уровня развития и знаний учеников. Это результат умелой самоотверженной работы преподавателя.
Какими же качествами обладает учитель-мастер? Прежде всего, это много знающий учитель. В наше время авторитет среди учеников невозможно завоевать дисциплинарными методами и формальными уроками, не выходящими за рамки учебников. Главное – это глубокая эрудиция, начитанность, культура. Настоящий учитель обладает постоянной «возбуждённостью мысли» (выражение Герцена). Он находит нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, умеет подойти к ученику, зажечь его мысль, взволновать, т.е. владеет искусством общения.
Учитель-мастер не ориентируется на слабого и даже среднего ученика, что приводит к потере интереса к учёбе, прежде всего, со стороны слабых и средних. Это объясняется тем, что упрощенный материал теряет свою привлекательность. Учитель-мастер обладает особым даром заставить учеников учиться, думать, размышлять на уроке, используя для этого эффективные методы и приемы.
Психологи справедливо утверждают, что без положительных эмоций невозможно продуктивно учиться и работать. Задача учителя – выработать эти положительные эмоции в самом процессе учебного труда. Это могут быть простые приёмы: интересные примеры, шутки, остроумные замечания, смена методов и приемов работы. Класс в такой приподнятой обстановке работает с большим старанием, меньше устает, повышается интерес к учёбе.
Существуют различные дополнительные, тщательно продуманные способы заинтриговать класс, захватить, вызвать удивление, поразить класс каким-то неожиданным приёмом, сообщением, рассказом, вопросом.
Не так-то просто овладеть этими простыми приемами. Нельзя повторяться, надо находить всё новые оттенки, оригинальные способы, без этого трудно привлечь учеников, покорить их мысли и чувства. Эти приёмы дают не только временный, сиюминутный успех, они способствуют формированию у учащихся симпатии к учителю и во многом решают главное: вырабатывают постоянный, устойчивый интерес к предмету.
Учитель-мастер очень тонко планирует опрос. Он знает, что Петя – заика, его нельзя вызывать в начале урока, он собьет темп занятий, а Оля теряется, когда её вызывают, ей нужно дать время подумать. На сложный вопрос ответить может сильный ученик, класс, слушая его, многому научится. Учитель-мастер никогда не станет во время опроса упрекать детей, делать им оскорбительные замечания, кричать на них. Он владеет техническими средствами, у него всё всегда под руками: моментально включает нужный аппарат, вывешивает картину, прикрепляет таблицу. Он умело пользуется компьютерной техникой, находит ошибки и сразу их исправляет, спокойно реагирует на возможные нарушения. Учитель-мастер прекрасно владеет приемами дифференцированного подхода к учащимся, учитывая особенности памяти и мышления детей.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что учитель-мастер блестяще владеет этикетом общения.
Иногда просто поражает неумение учителя поговорить с ребенком. Там, где можно обойтись двумя – тремя замечаниями или просто шуткой, некоторые учителя часами что-то растолковывают, упрекают, кричат, сводят счеты, искренне переживая обиду, неблагодарность, а иногда чувствуют даже злость по отношению к ребенку. Учитель всегда, при любых обстоятельствах обязан сохранять самообладание и решать любые проблемы, в том числе и самые острые, задевающие личное достоинство, с высоких педагогических позиций.
Педагогические ситуации неповторимы: разные обстоятельства, разные люди участвуют в конфликтах. Учитель должен уметь быстро оценивать обстановку, обладать большим запасом педагогических знаний, разнообразием приемов, чтобы быстро выбрать лучшее решение.
Всем хорошо известно, что только в бодром настроении учитель может дать полноценный, интересный урок. В хорошем настроении учитель находчив, доброжелателен, внимателен, у него много энергии, терпения, юмора, что чрезвычайно важно для нормального общения с детьми.
Требовательность начинается с глубокого уважения сил и возможностей ученика. По-настоящему требовать — это значит уметь понять и почувствовать сердцем, что ученику посильно и что непосильно. К тому потолку, до которого ребенок может подняться при максимальном напряжении своих сил, ему надо помочь подняться. Убедить ученика, что намеченная цель достижима, – это и означает по-настоящему требовать и в то же время по-настоящему уважать.
Азбука моральной культуры входит в сознание и душу ученика лишь тогда, когда в школьном коллективе есть элементарная моральная культура человеческих взаимоотношений. Это очень простое и одновременно очень сложное дело. Просто оно тем, что отношения эти укладываются в единую формулу: каждый должен относиться к каждому как к человеку. Сложно тем, что человеческие отношения должны охватывать все сферы духовной жизни и всех членов коллектива – учителей и учащихся. Для учителя каждый ученик должен быть, прежде всего, человеческой личностью, достойной большого уважения.
Отзывчивость сердца на добро, сердечное, чуткое отношение, взаимное доверие, тонкость человеческих отношений между учителем и учениками – суть общения учителя с учащимися. Лишь в этих условиях школьники проявят чуткость к слову учителя, к моральным поучениям, советам, требованиям.
Учителю нужно иметь очень чуткое и открытое сердце, чтобы видеть, чувствовать, понимать школьника.
Нужно дорожить доверием детей. Каким мудрым, любящим защитником ребенка нужно быть учителю, чтобы между ним и детьми всегда сохранилась гармония дружеских, сердечных, доброжелательных отношений!
Комментарии
http://kosmogia.ru/2010/07/kakogo-uchitelia-lubyt-deti.html
http://kosmogia.ru/2010/07/kakogo-uchitelia-lubyt-deti.html