Урок геогрфии 7 класс.Тема "Географическое положение Африки.История исследования материка"
Конспект урока географии
Тема:
«Географическое положение Африки. История исследования материка»
Урок – путешествие.
7 КЛАСС
Урок изучения нового материала с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)
и ЛОК (логических опорных конспектов по технологии развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова).
При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них.
.ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме.
Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся.
.Технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК позволяет отработать теоретический материал урока, лучше усвоить материал.
Тип урока:
- урок-практикум,
- урок изучения нового материала.
Форма проведения:
- виртуальная экскурсия,
- деловая игра
Методы:
- практический,
- наглядный,
- частично-поисковый.
Технологии:
- ИКТ-технология,
- здоровьесберегающая,
- технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок географии 7 класс.Тема" Географическое положение Африки.История исследования материка" | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Айчанова Маржана Биркаливна- учитель географии.
Конспект урока географии
Тема:
«Географическое положение Африки. История исследования материка»
Урок – путешествие.
7 КЛАСС
Урок изучения нового материала с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)
и ЛОК (логических опорных конспектов по технологии развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова).
При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них.
.ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме.
Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся.
.Технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК позволяет отработать теоретический материал урока, лучше усвоить материал.
Тип урока:
- урок-практикум,
- урок изучения нового материала.
Форма проведения:
- виртуальная экскурсия,
- деловая игра
Методы:
- практический,
- наглядный,
- частично-поисковый.
Технологии:
- ИКТ-технология,
- здоровьесберегающая,
- технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК.
Тема: «Географическое положение Африки.
История исследования материка».
Цель урока:
- Познакомить с физико – географическим положением Африки;
- Научить давать характеристику ФГП материка.
- Продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек
- Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
- Назвать имена исследователей континента и результаты их работы. Подчеркнуть роль русских путешественников в исследовании природы материка
. Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения. По ходу экскурсии мы будем делать необходимые записи в своих экскурсионных дневниках
. система оценивания дети в течении урока за каждый этап урока выставляют себе оценку.
Оборудование: презентация ГП Африки, «Физическая карта Африки», учебник Коринская В.А. «География материков и океанов», ноутбук, интерактивная доска.
^ Ход урока:
1)Организационный момент
2)Изучение нового материала.Д/з Тест ( Взаимопроверка)
3) Ребята записывают цель урока самостоятельно.
Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения.
Познакомить с особенностями береговой линии м
Вводное слово учителя.
Африка – второй по величине материк. Есть основание полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.
Что мы знаем об этом материке? Как Вы себе его представляете?
Выслушать ответы учащихся.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое виртуальное путешествие вокруг Африки и совершим несколько экспедиций, во время которых будем исследовать особенности этого удивительного материка. Посмотрите содержание учебника и ответьте на вопрос: В какой последовательности авторы учебника предлагают изучать материки, и с какой темы начинается рассмотрение каждого материка? ( учитель раздает контуры африки уч-ся)
Ответ - рассмотрение каждого материка начинается с его географического положения.
Учитель: и мы начинаем изучать Африку с ее географического положения. Для этого отправляемся в плавание вокруг материка. Для визуального, образного представления Африки целесообразно включить заставку презентации «Географическое положение Африки» и начать с показа видеофрагмента «Первое ознакомление с Африкой» (слайд 1, 2)
Учитель: Любой материк имеет свои особенности: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный. Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.
Включить презентацию «Географическое положение Африки». Школьники работают с контурными картами (слайд 3)
Учитель: Как мы будем изучать все материки? Определим ГП материка. ГП любого континента мы будем давать по определённому плану.
План изучения материка.
1. Географическое положение. История исследования.
2. Рельеф и полезные ископаемые.
3. Климат.
4. Внутренние воды.
5. Природные зоны.
6. Население и его занятие.
7. Страны.
Вводится понятие «географическое положение».
Учитель:
– Для того чтобы дать характеристику физико-географического положения материка,
необходимо ответить на следующие вопросы:
- В каких полушариях расположен материк?
- Найти крайние точки материка.
- Какое положение он занимает относительно экватора и начального меридиана?
- В каких климатических поясах расположена Африка?
- Какими океанами и морями омываются берега Африки!
- Какое положение материка относительно других материков и океанов?
Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии. Площадь Африки составляет 30, 3 млн. км2 или 1\5 суши нашей планеты. Африка континент контрастов. Около 1\2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту, назовите ее) и самая длинная река мира (определите ее по карте) (слайд 4)
Но задача у нас не из легких! Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 40 минут! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу! Пока мы плывем, давайте послушаем стихотворение Н.С. Гумилева об Африке, из которого мы получим первую информацию о материке:
Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дым
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы
Про деяния свои и фантазии
Про звериную душу послушай
Ты на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.
Учитель: Что хотел сказать нам поэт в этих строках: а) оглушенная ревом и топотом? Б) Облаченная в пламя и дым?
А) Африка – родина многих крупных животных и слонов, носорогов, жирафов, бегемотов и др.
Б) в Африке часты пожары, как природного так и антропогенного происхождения
Учитель: Почему Африка – самый жаркий материк? (экватор пересекает ее почти посередине, следовательно, большая часть Африки лежит в жарком поясе)
Учитель: с каким фруктом сравнивает автор стихотворения Африку? сказано ли что – нибудь про «родство» Евразии с Африкой?
^ Учитель: Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии располагался океан, что бы изменилось?
Ученики: материк не был бы таким сухим, выпадало бы больше осадков, и не образовалась бы пустыня Сахара.
Учитель: Мы подплываем к Гибралтарскому проливу, на африканском побережье которого расположена крайняя северная точка Африки- - Бен – Секка ( Эль – Абъяд) - 37 ю.ш
- координаты и отметьте их на контурной карте.
Учитель: Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Что это? (Ищем по карте) Ученики: о- ва Мадейра
Учитель: примерно в 500 км от северо – западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие их себя вершины подводных вулканов.
( ученики отмечают эти острова на к/к) ^ Отметить КЗТ – - мыс Альмади
- 180 з. д.
Учитель: продолжим путь! На горизонте показались очертания огромной горы! Это действующий вулкан - Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света. Геродот писал о них: «Мир кончается там, где нельзя больше ехать…»
Учитель: А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем по самому большому заливу Африки – Гвинейскому. Мы уже почти добрались до мыса Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диашом и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. Но об этом поговори позже, а сейчас определите и запишите координаты крайней южной точки Африки- - мыса Игольного -35 ю.ш.
Учитель: плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Осталась последняя крайняя точка - восточная, достигнув которую вы должны определить ее координаты. Отметьте ее на контурной карте.
Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас- Хафун 510 в. д.
– расположена на острие «рога» - полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море. Отметьте его на контурной карте. При изучении какой темы мы уже говорили про это море?
^ Ученик: В 6 классе при изучении солености вод Мирового океана. Здесь самая большая соленость – 42%.
Учитель: Чем можно объяснить это явление?
Ученик: Красное море находится в тропическом климатическом поясе, где выпадает мало осадков и большое испарение.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Отметьте его на контурной карте. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его построили?
Учитель: Итак, наше путешествие завершилось. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы проливы, острова, полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы, которые и станут пунктами плана характеристики ГП Африки.
Ученики: (Крайние точки, протяженность материка, положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана и т.д.)
Учитель: план описания географического положения материка есть и в учебнике на странице 311. откройте его. Наша следующая задача – выполнить практическую работу. Игра «Руки, ноги, голова»
Руки- запад-восток, ноги- юг, голова- север.
Учитель говорит: «Руки», учащиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере и т.д.
Команды | Названия объектов | Действия |
Голова | Бен-Секка | 1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо; 3-4- поворот головы влево |
Руки | Альмади- Рас-Хафун | 1-руки в стороны; 2-руки к плечам |
Ноги | Игольный | 1-присесть; 2- встать |
^ III. Выполнение практической работы «Описание географического положения материка Африка». (Показать слайды 3, 4, 5 )
Положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.
-Кто сможет прикрепить контур материка на координатную плоскость: горизонталь- экватор, вертикаль- начальный меридиан? На доске готовлю чертеж координатной плоскости, только ось Х- экватор, а осьY- нулевой меридиан
- Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли. Только она одна почти посередине пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии.
- Большая часть Африки расположена между двумя тропиками. ( Показать слайд 4)
- По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном полушарии и в Восточном полушарии
- (Вписать в Рабочие тетради).
^ 3. Протяженность материка в градусах и в километрах. Нужно решить задачу.( индивидуально задание по карточкам дети определяют расстояние 1) по экватору, 10 параллели, нулевому меридиану, 10 меридиану)
Определить протяженность материка в км с севера на юг,
1) 320+350=67 0
2) 67 0 * 111км = 7437 км
с запада на восток
1)160+ 37 0= 53 2) 53 0 * 102,5=5432,5 км
^ 4. Положение материка в климатических поясах. (Показать слайды 8 -11)
Африка расположена в 4 климатических поясах: 1) экваториальном 2) субэкваториальном 3) тропическом поясах 4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс. (Показать слайды 8-11)
^ 5. Моря и океаны, омывающие материк (Показать слайд 5)
Материк омывают Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море на севере, Красное море на северо – востоке.
От Европы Африку отделяют неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море.
На северо – востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией.
^ 6. Положение материка относительно других материков.
Африка далеко находится от других материков за исключением Евразии.
IV. Изучение история исследования береговой линии и центральных частей материка. (Слайды 6, 7) Ученик в костюме древнего египтянина:
– В глубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения
передавались, как по эстафете, от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном
историческом марафоне были мы, древние египтяне. Мы изучали землю к западу и к югу
от своего государства. Мы дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки
Нил.
Ученик в костюме древнего финикийца
– Следующими были мы, финикийцы. Мы устремились к южному Средиземноморью. На
территории современного Туниса мы основали знаменитую колонию Карфаген, первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Но, к сожалению, мы, древние народы, не имели истинного представления о размерах материка и считали Африку гигантским островом, а название было дано не сразу. Известные части материка называли Ливией.
Ученик в арабском костюме
– Мы, арабы, изучали береговую линию материка. Очень подробно изучали мы восточное
побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана, описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В XIV веке арабские путешественники пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. Все народы тщательно скрывали информацию о своих открытиях. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже, и поэтому им пришлось как бы заново открывать материк.
Член команды Васко да Гамы
– В XI веке Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению
материка. Португальцы ставили перед собой задачу найти кратчайший путь в Индию. Они открыли устье реки Конго, прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнула южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием: наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они, так же как и древние народы, держали свои открытия в тайне (рассказ сопровождается показом маршрута путешествия Васко да Гамы).
Добропорядочный англичанин
– Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племён, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он совершает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет «Виктория». Изучает озёра Ньяса и Таганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, его самочувствие с каждым днём ухудшалось. В Европе 5 лет о нём ничего не слышали, а солдаты, бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающих помочь африканцам. Он был против колонизации.
Представитель русского географического общества
– Я хочу вам рассказать о вкладе русских путешественников и учёных в исследование
Африки. И начну я свой рассказать с российского писателя и государственного деятеля Егора Петровича Ковалевского. Он открыл приток Нила – реку Тумат и тем самым опроверг мнение немецких учёных Гумбольта и Риттера, утверждавших, что у Нила есть лишь один приток – река Атбара. Следующим в моём повествовании будет российский этногеограф Африки Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Северной и Восточной Африке, изучал южные районы Судана, составил подробное описание долины Нила и прилежащих к ней пустынных территорий. Одним из крупнейших географических достижений его было то, что он фиксировал положение водораздела Нил – Конго почти на всём его протяжении (1200 км). Вывезенную из Африки этнографическую коллекцию Юнкер подарил Российской Академии наук. В 1926 году Африку посетил русский ботаник, растениевод, генетик и организатор науки Николай Иванович Вавилов. Его интересовали древние очаги культурных растений. Больше всего исследований он провел в Эфиопии. Н.И. Вавилов установил, что горные районы Эфиопии – один из центров происхождения культурных растений, родина твёрдых сортов пшеницы, сорго, бананов, кофе. Весь рассказ сопровождается показом материалов электронного плаката.
Класс во время докладов должен заполнять табличку:
Задание учащимся. Используя текст учебника и презентации «ГП Африки» заполнить таблицу:
|
|
|
По фрагменту презентации заполнить данные по именам: Васко да Гама,
Д. Левингстон, Е. П. Ковалевский, В. В. Юнкер. Визуализация маршрутов путешествий.
V. Закрепление проводится с помощью ЛОК (логических опорных конспектов) по теме «Географическое положение Африки», где материал тоже расположен по блокам, согласно плану изучения материка. (Показать слайды 12,13)
ЛОК проецируется на интерактивной доске и учащиеся, пользуясь опорными сигналами (они представлены в данном конспекте) по цепочке рассказывают содержание изученного материала на уроке.
^ VI. Географический диктант.
Варианты ответов представлены на слайде 14.
Учитель читает вопросы, учащиеся отвечают письменно в виде ряда цифр.
- Самый большой остров Африки
- Площадь Африки
- Крайняя северная точка .
- Самая максимальная высота Африки 5895 м . она называется…
- Африка почти посередине пересекается ….
- От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.
- Крайняя южная точка.
- На северо – востоке соединяется с Евразией перешейком.
- Самый крупный полуостров Африки.
- Большой залив Африки
- Крайняя западная точка.
- Крайняя восточная точка
Закрепление; « Деловая игра» - класс делится на два агентства, которые приглашают
Клиентов посетить Африку
- Туристическое агентства..
- Лечебницы
- Приглашать на работу в национальные парки ( 3-5 мин)
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
) Подведем итоги
- Один из наиболее распространенных приемов устной рефлексии, которую, как правило применяют на этапе завершения урока, - это проговаривание по следущей схеме:
на уроке Я..
- Узнал..
- Понял..
-Научился..
Наибольший мой успех..
- Серьезные трудности я ощутил..
Я не умею, я теперь умею..
- Я изменил свое отношение
д\з – параграф 24. ( уметь показывать на карте)
- Море (Средиземное)
- Канал (Суэцкий)
- Море (Красное)
- Полуостров… (Сомали)
- Океан…(Индийский)
- Остров (Мадагаскар)
- Пролив (Мозамбикский)
- Залив…(Гвинейский)
- Океан (Атлантический)
. «шпаргалка для учителя» - нучно методический журнал « Все для классного рукововодителя»
.Учебник 7 класс авторы В.А.Коринская,И.В.Душина,В.А.Щенев..
. Методическое пособие Т.Н. Воробцова.