Доклад на тему: "Уважение личности ребенка"

Баньщикова Маргарита Сергеевна

В воспитании ребенка первостепенную роль играют обстоятельство его жизни, а не лекции, не объяснения и поучения. Мы, педагоги детского туризма, это особенно ясно видим, потому что особенность нашей работы с детьми состоит в частой смене обстоятельств жизни. Современные дети, к сожалению, крайне избалованны благами цивилизации. В редкой семье – этом самом главном «институте воспитания» - родители являются толковыми педагогами, которые пусть интуитивно, не по науке, но понимают, что нельзя детей баловать «сладкой жизнью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvazhenie_lichnostistatya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительное образование детей

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

города Миньяр Ашинского муниципального района

Челябинской области

ДОКЛАД на тему:

 «Уважение личности ребенка»

Подготовила:

Баньщикова Маргарита Сергеевна,

педагог дополнительного образования

2011 год

Уважение личности ребенка подразумевает уважение его мнения, желаний, чувств, взглядов и ошибок. И прежде всего надо ценить интеллектуальную собственность – мысль, мнение  детей. Но как же ценить, если мысль –  неразумная? Если желание – легкомысленное или опасное? Однако даже умудренные жизнью взрослые требуют права на ошибку, что ж говорить о детях? Тут-то и заложена цельная педагогическая позиция: уважение человеческого потенциала ребенка. Любовь к детям, уважение, терпеливость – вот слагаемое таланта воспитателя.

Однако на ребенка воздействует так много агентов влияния (вся жизнь её многообразия), что мы не можем гарантировать, что школьное воспитание возьмет вверх. Известно высказывание Ж. Ж. Руссо: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Дети не должны чувствовать себя воспитываемыми. Ведь искусство воспитателя заключается еще и в том, чтобы оставаться незаметным. К сожалению, педагоги и родители часто вынуждены прибегать к вербальным способам воспитания. Точнее, к передаче идей, истин, мнений, выводов, так называемых полезных советов из приобретенного старшим поколением жизненного опыта. Способом их словесного, насильственного внедрения молодого человека.

В воспитании ребенка первостепенную роль играют обстоятельство его жизни, а не лекции, не объяснения и поучения. Мы, педагоги детского туризма, это особенно ясно видим, потому что особенность нашей работы с детьми состоит в частой смене обстоятельств жизни. Современные дети, к сожалению, крайне избалованны благами цивилизации. В редкой семье – этом самом главном «институте воспитания» - родители являются толковыми педагогами, которые пусть интуитивно, не по науке, но понимают, что нельзя детей баловать «сладкой жизнью».

У Евгения Шварца в пьесе «Снежная королева» атаманша банды лесных разбойников выдает такой перл своей лесной педагогики: «детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники?». Метко сказано.

К сожалению, родители часто не могут преодолеть вредную «педагогику избытка жизненных благ», это неразумное стремление всячески облегчить жизнь ребенка, не заваливая его делами по дому («Он в школе и так загружен по горло!»), оградить от «черной» работы. Спору нет, перегрузки вредны, но и недогрузки – не полезны и даже опасны.

Так ли это плохо, если ребенок набил себе шишку? Важно не допустить непоправимой беды, а синяки и шишки пройдут. Жизнь, так или иначе, многому учит нас именно этим методом, несогласованным с научной педагогикой, но весьма действенным. Наверное, стоит и педагогике поучиться у жизни её методике воспитания. Уроки жизни часто бывают для нас горькими, но ведь «горьким лечат, а сладким - калечат».

В народе бытует истина: «что имеем, то не ценим, а потерявши…» сознанием ценность утрачена. Так что же делать? А что если лишить ребенка того, что он сейчас имеет? Лишить на время, изменить обстоятельства его жизни?

Как создать «ситуаций лишений»? неужели для этого необходимо отказаться от комфорта современной цивилизации и только возврат к первобытным формам жизни спасет нас от развращенности? И да, и нет. Сталь закаляется в резкой смене сред: нагрев – охлаждение. Решение надо искать здесь – во временных, но резких сменах среды обитания. Детям предлагается временно «потерять родителей», их надоедливую заботу, придирки, ругань, их непонимание интересов чуда – уйти в многодневный туристический поход. Такой поход, во время которого не бывает родительских дней и негде получить живую весточку от них. Действует принцип контраста: вот то, что было, а вот то, что есть.

Необходимость чего-либо не всегда очевидна для ребенка. Необходимость внушаемое (скрытое) и необходимость объективное и очевидное, физически ощущаемое – это и есть обстоятельство. Условия вынуждают человека (а родитель часто не может заставить ребенка) действовать. Они, условие, делают это великолепно: заставляют без принуждения. Это и есть элемент изменения обстоятельств жизни.

Ребенок подобен растению: если его из одной среды обитания (почвы) пересадить в другую среду, то он или погибнет, или приспособиться, приобретет новые качества. («гибель» - это, конечно, сказано для красного словца.) в условиях современной цивилизации туризм – одно из средств разрешения противоречий, лучшее лекарство от избалованности. На маршруте самодеятельного спортивного похода (подчеркиваем – самодеятельного!) человек лишен многих бытовых удобств, к которым он привык, как привыкает вольный зверек к своей клетке. Уже на второй-третий день похода ребенок, временно лишившись привычной семейной среды, традиционных – кормителей, ласкателей, уже по-иному оценивает для себя значимость своей семьи, дома, очага, ведь большое видится на расстоянии.

Часто приходится наблюдать, как в сложном многодневном походе дети начинают вспоминать о доме. Но не стоит думать, что это признак нелюбви к туризму. Просто ребенок осознал ценности привычной жизни на фоне контраста.

Мечта отправиться в настоящее путешествие всегда живет в ребячьих душах, и не потому, что их ждут какие-то необыкновенные приключения, но и поэтому, что туристам предстоит жить самостоятельно, как взрослым, без надоевших «сиди спокойно», «нельзя», «не чавкай за столом», и т.д.

Идут они по маршруту. Режут плечи лямками рюкзака, донимает жара (или холод, или дождь). Крутой подъем, лесная чащоба, зыбкое болото… как часто в эти минуты юный турист клянет себя: «и дернуло меня пойти в этот поход! Лежал бы сейчас дома на диванчике». Но теперь надо идти – тут уж никуда не денешься, не спрячешься от трудностей. Нельзя показать свою слабость, подвести товарищей. И как бы ни зарекался человек в походы больше не ходить, но проходит время – и вновь его тянет в дорогу.

Организаторы дополнительного образования не устают повторять, что педагогам – руководителям туристско-краеведческих объединений – надо постараться привлечь на свою сторону родителей воспитанников.

     Кроме того, в лице родителей педагог дополнительного образования получает помощников в организации тех или иных туристско-краеведческих мероприятий – экскурсий, слетов, праздников, при подготовке снаряжения и т.д. особенно такая помощь нужна педагогу, занимающемуся с детьми младшего возраста. Правило это общее и касается не только объединений туристско-краеведческой направленности, и объединений юных натуралистов, техников и т.п. педагоги рассчитывают на помощь и поддержку семьи в целях более полного и глубокого воздействия на ребенка.

А на что рассчитывают родители, приводя ребенка в то или иное объединение (или соглашаясь с уже сделанным им самим выбором)? Разумеется, сам факт, что ребенок после уроков не болтается бесцельно на улице, а занимается полезным делом под руководством педагога, - уже благо. Если у ребенка ярко выражены способности к тому или иному виду деятельности – замечательно, в таких случаях родители согласны идти на значительные финансовые и временные издержки, лишь бы поддержать и развить его талант. А если ребенок обыкновенный и у него нет ни к чему явного интереса? В таком родители берут выбор деятельности на себя, исходя из наличия тех или иных кружков и секций в школе, доме детского творчества, если таковой поблизости имеется, а также своих представлений о том, какой род занятий будет не только интересен, но и полезен.

Чем может привлечь родителей туристско-краеведческое объединение? Результат занятий в нем не потрогаешь руками, как модель самолета, или мягкую игрушку. Туризм – это что-то происходящее вне поля родительского зрения и потому страшащее потенциальными опасностями: а вдруг ребенок потеряется, отстав от группы, или сломает ногу, получит воспаление легких, да мало ли что может с ним случится вдали от родительского гнезда. И чему можно научиться в туристических походах? Таскать тяжелые рюкзаки, спать в холодной палатке, питаться концентратами? Да нужно ли это ребенку в 21 веке?

Смеем утверждать – нужно. И не только потому, что никто не возьмется предугадать, как сложится в дальнейшем жизнь того или иного человека и пригодятся ли ему навыки существования в суровых полевых условиях. Но и потому, что и тяжелый рюкзак, и холодная палатка, и самостоятельно приготовленная на костре пища – все это требует преодоления себя, не только физических, но и душевных усилий, которые не остаются напрасными. Результат не сразу, не быстро – но будет. Будут постепенно усложняющиеся задачи по подготовке туристического путешествия, нарастающая сложность похода.    

К сожалению, школа в последние годы практически устранилась от воспитания детей, оставив себе только обучающую функцию. Общество и семья (как его ячейка) заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок, подросток, молодой человек получил хорошее образование, а со временем создал крепкую семью, стал достойным гражданином своей страны. Однако каким бы глубоким и разносторонним не было общее и профессиональное образование молодого человека, ему нелегко будет найти свое место в жизни, если он ленив, безответственен, неисполнителен, не умеет работать в коллективе, не готов к сотрудничеству.

В советские времена воспитанием подрастающего поколения занимались общественные организации и не плохо с этим справлялись. Можно сколько угодно говорить о формализме и заидеологизированности пионерской и комсомольской организаций, но они развивали в подростках чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, нацеливали на общественно полезную деятельность. Пионеры и комсомолы приобретали полезные умения и навыки в школьных кружках, сдавали спортивные нормативы, трудились на субботнике, шествовали над малышами и ветеранами…

В связи с произошедшими в конце 20 столетия социально-экономическими изменениями входящие сейчас во взрослую жизнь поколение росло в неком воспитательном вакууме. Родители оказались не готовы взять на себя всю полноту обязанностей по воспитанию своих детей, поскольку были заняты поиском места в жизни средств к существованию в новых условиях. В значительной степени были утрачены традиции в семейном воспитании. Современная семья редко состоит из представителей         трех поколений с непререкаемым авторитетом старших, заботой о младших братьях и сестрах, распределением домашних обязанностей, совместным проведением досуга. Родители все меньше бывают в курсе того, с кем и как проводит время их ребенок, с кем дружит, о чем мечтает.

Коллективные детские игры с четкими правилами и распределениями ролей сменились на индивидуальные развлечения – компьютерные игры, плееры. Молодые люди, не получившие навыков коллективного взаимодействия, с трудом входят в трудовые коллективы.

Современный быт уже не требует от членов семьи тех навыков и умений, которые еще не так давно были необходимы и естественны. Зачем девочке уметь шить и вязать, если магазины и рынки забиты ширпотребом. Зачем мальчику уметь работать инструментами, если есть мастера-профессионалы, которые и наладят, и отремонтируют. Творчество и инициатива сменяются пассивным потребительством.

Многие современные школьники даже не скрывают своего желания в будущем уехать из России и искать счастья за границей. Не потому ли не жаль им покинуть родину, что они ее не знают? И не их в том вина. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А как увидеть, если даже отдых в загородном лагере большинству семей не по карману? Занятия туризмом и краеведением становятся для детей из небогатых семей чуть ли не единственной возможностью ознакомиться с жизнью за пределами своего города или села.

Общие интересы сближают подростков, позволяют им лучше узнать друг друга. А в походах обнаруживаются как достоинства, так и недостатки каждого. Здесь, в необычных, зачастую экстремальных условиях, выявляется, кто чего стоит. Неудивительно, что увлечение туризмом нередко становится для молодых людей основной для создания семьи. Практика показывает, что туристские семьи отличаются стабильностью, в них нет деления на «мужские и женские» обязанности. Туризм, как правило, остается семейным увлечением, к нему с самого раннего возраста приобщают детей. Здоровый образ жизни, совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению семьи, установлению неформальных, дружеских отношений между родителями и детьми.      

ЛИТЕРАТУРА:

Воспитание школьников. Научно-методический журнал. 2010, №7