Как приучать детей к труду
Задачи трудового воспитания старших дошкольников, осуществляемого в детском саду и семье, едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении.
В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).
В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они вообще есть), которые старше его или моложе. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т. е. к посильной деятельности в семейном коллективе.
Задачи трудового воспитания старших дошкольников в семье следующие:
- воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);
- формирование знаний, представлений о трудовой деятельности— ее цели, планировании, — общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;
- воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;
- формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;
- совершенствование имеющихся трудовых навыков и формирование новых, воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться;
- формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца;
- воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);
- обучение организации труда (с чего начать работу, каковы ее главные этапы, как, чем закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения поставленной цели, как себя проконтролировать);
- воспитание настойчивости, целеустремленности, способности к преодолению трудностей для достижения поставленной цели (цель может определяться самим ребенком или родителями);
- развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе с другими (родителями, братом, сестрой);
- воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, сделанные членами семьи, самим ребенком, и т. п.);
- формирование потребности к оказанию помощи родным, соседям (особенно престарелым, младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.
Важное условие трудового воспитания — не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно?
Прежде всего, как уже говорилось, это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых ее членов, наличие у ребенка постоянных обязанностей, вовлечение ребенка в совместный труд и т. д. Но взрослые, занимающиеся воспитанием трудолюбия, должны знать и о специфических способах трудового обучения и воспитания.
Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
- определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
- помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
- учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
- показывать и объяснять (или напоминать), как лучше это сделать; советовать; как успешнее выполнить поручение, обязанность;
- пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
- выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
- вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
- поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
- систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
- подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
- организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату (сестре), напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (личная старательность, добросовестность, дружелюбие в отношениях с партнерами), использовать поощрение, научить ребенка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
- пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
- поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);
- читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).
Взрослый должен учитывать: разные задачи трудового воспитания требуют и определенной специфики используемых методов. Например, при обучении ребенка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно), систематически упражнять ребенка. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Формируя мотивы труда (для чего, кому он нужен, приятен, полезен), взрослые не могут не заметить их неразрывной связи с нравственными установками ребенка: ребенок гораздо лучше понимает, зачем это надо сделать, если взрослый пробуждает в нем добрые, гуманные чувства.
Так, учеными НИИ дошкольного воспитания АПН СССР проводились психолого-педагогические исследования: как влияет мотив на качество труда, отношение к нему, его результаты. Ребятам поручили разрисовать бумажные салфетки— просто так. В другой раз они выполняли то же задание, но его цель мотивировалась тем, что это будет подарок для мамы или бабушки к женскому празднику. Второе задание было выполнено несравненно лучше, чем первое. Даже не очень старательные дети, как и те, которые вообще не любили рисование, очень старались, волновались, если что-то у них не получалось. Все без исключения выполнили задание, бережно сохраняли салфетки до прихода родных.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно, влияя одновременно и на чувства ребенка, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять задуманное (порученное).
Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.
Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают ребенка или предъявляют ему необоснованно высокие требования (что случается реже, чем первое). Между тем ребенок обязательно должен испытать удовлетворение от своего труда и от оценки взрослого. Кроме того, он, как правило, прекрасно осознает несправедливость повышенной оценки (он-то знает, что не очень старался и что результат его труда не заслуживает ее). А другой будет очень огорчен, может даже потерять веру в свои -силы, если мама или папа не отметит его желания хорошо работать, его старательности, а увидит только промахи, недостатки, будет критиковать.
Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка (хороший он или плохой). Причем, чем больше возможности ребенка для получения благоприятного результата, тем объективнее, строже должна быть оценка, чтобы он не зазнался. А неумелого, но старательного, добросовестного можно чуть-чуть перехвалить, любой его успех заметить и отметить (например, помогая бабушке готовить ужин, достал по своей инициативе две доски — для лука и мяса, приготовил ножи поострее).
Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека. Учитывая это, взрослые должны быть едины в своих оценках.
Оценка должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.
Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребенка. Особенно важен, необходим такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.