Исследовательская работа Сафроновой Ольги "Я теперь вспоминаю, как песню..."
Оглавление
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . 2-3
II. Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . 4-8
1) «Пламя первых пионерских костров». . . . . . . . . . . ……. . . 4-5
2) «Трудиться, готовы, сражаться готовы». . . . . . . . ……... . . . .5
3) «Под военного грома раскаты». . . . . . . . . . . . . . . ……... . . . .6
4) «Вожатый – профессия – птица». . . . . . . . . . . . . …… . . . . .7-8
III. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….… . . 9-10
IV. Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . ………... . . . .11
V. Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . .12-21
I. Введение
В 2012 году исполняется 90 лет Пионерии. Красногалстучные дружины юных пионеров, позывные горна, барабанная дробь, рука, взметнувшаяся в салюте. Теплые воспоминания детства о дружной пионерской жизни, которыми живет не одно поколение жителей нашей страны. И нам очень захотелось узнать, а чем же жили наши дедушки и бабушки, мамы и папы, которые с такой теплотой хранят свои пионерские галстуки, рассматривают фотографии детства в альбомах. Я заинтересовалась этой темой еще и потому, что мой руководитель Марченко Светлана Васильевна прошла путь от председателя совета дружины до старшей пионервожатой.
История детского движения советского периода неотделима от истории нашей страны того времени. Ведь любая власть, любое государственное правление вносили свои коррективы в общественное воспитание. В свои пионерские годы дети не задумывались, а жили по законам времени, ведь вся история пионерского движения пронизана примерами патриотизма, героизма, бескорыстного служения Родине. И каждый из них испытывал чувство чистого и высокого волнения в момент, когда звучал призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» и ответ: «Всегда готов!». Поэтому мы в своей исследовательской работе выделили объект исследования – история Всесоюзной пионерской организации им.В.И. Ленина. Предмет исследования – история и деятельность пионерской организации Коченевского района.
Цель работы: изучение и сохранение пионерского наследия среди подрастающего поколения и создания условий для формирования человека с активной жизненной позицией.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Найти источники, несущие нам нужную информацию.
2. Встретиться с пионерами разных лет.
3. Изучить и систематизировать, собранный нами материал, приобретая опыт поисковой и исследовательской деятельности.
4. Передать знания подрастающему поколению о том, как зарождалась и чем занималась пионерия в разные периоды жизни страны и нашего района, и что составляло ее славу.
Решению поставленных задач было посвящено наше исследование, которым мы занимались с сентября 2010 года по декабрь 2011 года. В данной исследовательской работе мы представляем только часть собранного и систематизированного нами материала, представляющую особую ценность в создании условий для воспитания у активистов районной детской организации «Кедр» (Коченевское единство детских республик)- качеств гражданина с активной жизненной позицией и патриота своей Родины.
Чтобы иметь более полное представление об изучаемой теме нами были изучены книги по пионерскому движению: «Эстафета пионерских поколений», «Пламя первых костров» и др. Так же мы обратились к письменным источникам: газета «Коченевские вести» и «Пионерская правда» (Приложение 1); материалам районного архива: рапортам, приказам, квитанциям, имеющих информацию по нашей теме. В своем сборнике мы попытались воссоздать историю пионерской организации Коченевского района, показать то, чем жили наши дедушки и бабушки, мамы и папы, которые с такой теплотой хранят свои пионерские галстуки и пожелтевшие фотографии своего детства. Мы собрали материал, представляющий особую ценность в создании условий для воспитания подрастающего поколения, качеств гражданина с активной жизненной позицией и патриота своей Родины. В своем исследовании по истории пионерской организации Коченевского района мы использовали материалы районного и областного архивов, газет: «К новым победам», «Коченевские вести», «Советская Сибирь», воспоминания пионерских активистов, старших пионерских вожатых разных лет. Материалы проводимых районной детской организаций «КЕДР» различных конкурсов и акций: «Пионерское детство моих родителей», «Вожатый – наставник и друг», «Вожатый – вчера, сегодня, завтра», «История. События. Факты. - по истории детского движения школ района». Это и литературное творчество, и мультимедийные презентации, фотоработы, прикладное творчество. Все это доказывало, что детям интересно узнать о детстве своих родителей и учителей. Как они жили, чем занимались. Какую роль в определении жизненной позиции, становлении личности сыграла пионерская организация. Нами также было проработано множество документов из Музея народного образования. Это рапорты, приказы, отчеты, квитанции, фотографии и так далее. В своей работе мы использовали воспоминания пионеров и пионерских вожатых Коченевского района разных лет: Н.Болотовой, З.Н. Марущак З.А.Александровой, В.П.Богомоловой, Марченко С.В. и другие. Используемые нами социологические методы: интервью, анкетирование позволили узнать множество интересных фактов из истории Коченевской пионерии. Анализ и синтез специальной литературы, письменных источников, воспоминаний помогли нам выбрать и соединить воедино собранный материал. В работе применялись статистические методы, историко-сравнительный метод, методы классификации и типологии.
Глава 1. «Пламя первых пионерских костров»
История районной пионерской организации по найденным нами отчетам, воспоминаниям, рапортам, начинает свой отчет с 1923 года, когда из детей, проживающих на улицах Школьной, Гуляевской, Ниной Болотовой (Приложение 2) был создан первый пионерский отряд, состоящий из 7 человек[1]. В 1924 году отряд вырос до 50 человек. В это же время создаются пионерские отряды в селе Крутологово. Организатором отряда был Саханский Константин Иванович, в селе Новомихайловка. Во всех пионерских отрядах читалось обращение Н.К. Крупской: «Юный ленинец, борись с неграмотностью!». От сюда основной задачей пионеров в селах стала работа по ликвидации неграмотности.
Из воспоминаний Зои Ивановны Ивановой:
За каждым пионером закрепляли по три неграмотных из числа взрослых, и наша задача была научить их читать, писать, считать. Кроме того, ребята активно помогали взрослым в артели, летом занимались прополкой пшеницы и овса, и других культур, осенью – убирали урожай. Детских садов тогда не было, поэтому пионеры собирали маленьких детей и сидели с ними, пока женщины были в поле или на ферме. На сборах разучивали революционные песни, рисовали и выпускали стенгазеты, готовили концерты, ставили своими силами спектакли. Иногда, юные агитаторы за свои выступления расплачивались жизнью, так в селе Крутологово был убит пионер Ваня Потапов.
Нина Болотова рассказывала, что ребятам, вступившим в пионеры, повязывали пионерский галстук. Это была простая ситцевая красная шейная косынка, завязанная спереди специальным узлом. Три конца галстука символизировали неразрушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. С увеличением количества пионеров в отрядах, благодаря старшим вожатым появились горны и барабаны (Приложение 3).
В двадцатые годы в Коченевском районе отмечался стихийный рост пионеров, отряды создавались при МТС, совхозах, при школах, поэтому РАЙКОМ РЛКСМ взял развитие пионерского движения на особый контроль.
Были выбраны направления деятельности:
Из воспоминаний Коньшиной Марии Никифоровны (1926 год рождения)
В школу я пошла с 8 лет. В первом классе меня приняли в октябрята. Мы так берегли свою звездочку, что дома натирали её мелом, чтобы она лучше блестела.
Во втором классе нас приняли в пионеры. Галстук нам завязывал директор школы Степан Евдокимович Фетисов. Для нас это была большая честь, потому что директора мы всей душой любили, верили ему больше, чем родителям и готовы были идти за ним, куда бы он ни сказал. Костров не помню, но линейки с горном и барабаном точно были, ещё красный флаг с портретом Ленина. Готовили много концертов и шумно двигались по улице, когда шли «выступать». В школе вводится должность старшего пионерского вожатого – представителя Ленинского комсомола.
На 1 декабря 1934 года в пионерской организации Коченевского района насчитывалось 41 отряд юных пионеров, в них было 1956 пионеров, при них было образовано 25 групп октябрят, в которых было 675 детей. Работу районной пионерской организации возглавляла Лаврентьева. В этот период среди пионеров была высокая успеваемость: в Поваренке – 90,9 %; в Ермиловке – 92 %, в Ярках – 96 %.
Деятельность пионерских отрядов под свой контроль взяли комитеты ВЛКСМ, они разработали рекомендации по организации и работе пионерских отрядов и октябрятских групп из фонда №224, опись №1, дело №22 Коченевский районный комитет ВЛКСМ с.Коченево Западно-Сибирского края отдел школ и пионеров.
Своими делами, активным участием в жизни, образованных в первые годы коллективизации совхозах и артелях коченевские пионеры заслужили уважение взрослых и достойную оценку своим делам со стороны товарищей. Среди делегатов I Всесоюзного слета пионеров была представительница Коченевской пионерии – Женя Яковлева.
Глава 2. «Трудиться готовы, сражаться готовы».
Из воспоминаний Евгении Никитичны Яковлевой (Приложение 4):
I Всесоюзный слет юных пионеров состоялся в Москве с 18-25 августа 1929 года. На слет приехало 7000 пионеров, из всех Советских республик нашей многонациональной Родины. Новосибирская делегация была в зеленых рубашках с черными воротничками. Через плечо у каждого была холщевая сумка, где лежал выданный паек. На рукав была пришита светлая тряпочка с адресом, чтоб мы не потерялись в Москве, так как жили мы на квартирах у московских рабочих. В Кремлевском дворце Съездов слушали Н.К. Крупскую, А.М. Горького, Героя Гражданской войны С.М. Буденова. Во время слета делегаты посещали музеи, зоологический сад, были на экскурсиях, на фабриках и заводах. Первый раз я каталась на ракете по Москве-реке. Побывала я в Большом театре, было что-то красивое и сказочное. А вечером в честь пионерского слета пускали ракеты, было очень красиво. Мне не верилось, что я дочь батрака из сибирской глубинки, была в Москве – столице нашей Родины. Встречалась с детьми из Германии, Франции, Италии, Англии, Америки и других стран.
На V Всесоюзном слете пионеров Коченевскую делегацию представляла Галя Орехова, пионерка дружины им.Н.Ф.Аргунова.
Глава 3. «Под военного грома раскаты»
Общими заботами взрослых жила районная пионерия в годы Великой Отечественной войны. Рано повзрослевшие ребята заменили отцов и братьев на фермах и в поле, рядом с матерями несли груз непосильной домашней работы, взяли на себя заботу о младших братишках и сестренках. Им хорошо была знакома фраза: «Все для фронта, все для Победы!». Уходили на фронт посылки с сибирскими калачами, пельменями, махоркой в расшитых кисетах, с теплыми носками и варежками. А в них – трогательные строчки наказа бить фашистов, напоминая о том, что их очень ждут, своих отцов и братьев, коченевские девчонки и мальчишки. В архивах нами найдены документы, как коченевские пионеры вносили свой вклад на постройку подводных лодок и самолетов. «4 ноября 1942 года Госбанком Коченевского отделения принято от пионеров и комсомольцев Новомихайловской школы 349 рублей на постройку подводной лодки «Новосибирский комсомолец», для Северного флота»[2]. Из воспоминаний Зинаиды Александровны Пучковой, пионерки 40-х годов, награжденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»: Мои пионерские годы прошли давно, но я так хорошо помню, как мы дружно работали в своих отрядах и звеньях. Училась я в железнодорожной школе ст.Чик. Мы старались хорошо учиться, помогали тем, у кого были трудности, занимались в разных кружках, занимались художественной самодеятельностью. Выступали с концертами в колхозах и совхозах, на районном смотре. Между отрядами проводились спортивные соревнования, собирали в поле колоски, горох. Помогали семьям фронтовиков, запускали «боевые листки» на культстанах. Читали людям сводки Советского информбюро, распространяли билеты осовиахима. (Приложение 5) О своем военном детстве нам рассказали активные пионерки 40-х годов: Евдокименко Лидия Ивановна, Варламова Елена Игнатьевна, Тропина Надежда Петровна.
… На нас, детей военного времени, легло тяжелое бремя войны, но мы достойно и стойко несли его на своих хрупких плечах. В школу мы бежали как на работу, старались учиться хорошо, хотя в классе был один учебник на пятерых. Писали сажей на старых газетах. В школе было развито самоуправление, большое внимание уделялось выпуску стенных газет «Передовица» и «Колючка». Не смотря ни на что, в школе работало много кружков, но наибольшей популярностью пользовались военно-спортивные. Ребята учились военно-прикладному искусству у демобилизованных по ранению военных: сборке и разборке автоматов, пистолетов, винтовок, строевой подготовке. С большим вниманием слушали их рассказы о делах на фронте. У ребят воспитывалось трепетное отношение к учителям – фронтовикам. Мы не понимали, как можно подарить учителя войне. Когда от нас, первоклассников забирали самого близкого, надежного друга, нашего учителя. Особым у детей военных лет было отношение к пионерскому галстуку, к пионерскому салюту. Это звание обязывало быть первым в учебе, в работе, пионерских делах. В те годы росло количество тимуровских команд, мы помогали семьям фронтовиков, эвакуированным семьям из Ленинграда, Молдавии, Ленинградской, Воронежской, Смоленской, Гомелевской областей: садили и убирали картофель, пололи огороды, рубили и возили дрова…
Из статистических отчетов о численном составе о пионерских организациях по Коченевскому району, несмотря на военное лихолетье происходит рост пионеров нашего района.
На 1 января 1942 года было 87 пионерских отрядов, в которых насчитывалось 1080 пионеров.
На 1 апреля 1945 года количество пионеров увеличилось до 2661 пионера.
Вместе со всем народам пионеры Коченевского района отпраздновали День Победы. За годы войны на колхозных полях пионерами было выработано 1000 трудодней. Работая, пионеры продолжали учиться в школе.
Глава 4. «Вожатый – профессия – птица»
Образ пионерского вожатого, человека который не уходит навсегда из страны детства, а став уже взрослым, вновь возвращается в мир исканий, надежд и познания. Очень много нужно иметь и уметь тем, кто хочет стать настоящим вожаком, настоящим комиссаром детей. Им нужны: выдержка, терпение, оптимизм и фантазия.
Эти качества были заложены первой вожатой нашего района Ниной Болотовой. И передавались, как эстафета последующим представителям плеяды пионерских вожатых
Зинаида Александровна Александрова родилась в 1939 году в Чулыме, окончила среднюю школу в 1958 году.
«Пионерская биография» началась в 1959 году. На примере жизни и деятельности З.А. Александровой мы проследили историю Коченевской пионерии через дела, события, акции, проводимые Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина в 60-80-е годы.
В 1965 году Зинаида Александровна становится старшей пионервожатой в Коченевской восьмилетней школе №13 (Приложение 6). Ее сразу полюбили ребята, как веселого и очень энергичного вожатого.
Заметно оживилась пионерская работа в дружине. Интересные сборы, встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, праздники урожая, конкурсы смекалистых, трудовые десанты, смотры художественной самодеятельности, военизированные игры. По воспоминаниям пионеров Зинаиды Александровны, они очень любили игру «Зарница», по той простой причине, что старшая пионервожатая умела хорошо ее подготовить. Вот наступал долгожданный день 23 февраля. Вся дружина организованно выходила в лес на территорию нынешней птицефабрики и начиналась «Зарница». Помогали проводить игру воины подшефной части. Они обычно приносили дымовые шашки и создавалось впечатление настоящего боя. Ребята делали автоматы, гранаты, трещотки. Звучала команда пионерского комиссара, и начинался «бой» за взятие Красного Знамени. Играли с азартом не только дети, но и учителя, которые также лазали по глубокому снегу и отчаянно защищали Знамя. Возвращались домой усталые, но довольные: ведь они после «боя» даже поели солдатской каши, так вкусно приготовленной поварами. А впереди вышагивал пионерский комиссар: розовые щеки с глубокими ямочками говорили о том, что «Зарница» прошла отлично. В каждом деле колоссальная подготовка, продумывание до мелочей.
Большое внимание в работе с пионерами Зинаида Александровна уделяла военно-патриотическому воспитанию. Ребята собирали материал о воинах нашего села, материалы о коченевцах- Героях Советского Союза, о боевом пути 22-ой Сибирской добровольческой дивизии. Со своим вожатым ребята совершили поездку по боевому пути этой дивизии. Это было самым запоминающимся событием в жизни ребят. Ведь еще ребята побывали на родине первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Из воспоминаний Зинаиды Александровны: Мать космонавта и его родственники встретили нас гостеприимно. Анна Тимофеевна рассказала о детстве Юрия, об его увлечениях, а на прощание сфотографировалась на память об этой замечательной встрече. (Приложение 7)
За активную работу с пионерами и комсомольцами Зинаида Александрова занесена в Книгу Почета в 1968 году. За огромную поисковую деятельность она была награждена Дипломом обкома ВЛКСМ, и стала участницей III Всесоюзного слета комсомольцев и молодежи – участников похода по местам боевой и трудовой славы советского народа. 1 мая 1982г состоялся торжественный митинг пионеров р.п. Коченево, посвященный 60-летию пионерской организации, где Зинаиде Александровне и моему педагогу старшей пионервожатой Турейской Светлане вручают значок ЦК ВЛКСМ за работу с пионерами (Приложение 8,9).
Из воспоминаний старшей пионерской вожатой Коченевской средней школы №1 Шурыгиной Надежды Михайловны (Байкаловой).
… Интересных дел за годы моей работы было много: это – пионерские и туристические походы по местам боевой славы, пионерские сборы, комсомольские вечера, совместные встречи лучших воинов и лучших пионеров нашей дружины имени Н.Аргунова. Это встречи с матерью Аргунова Н.Л. Аргуновой и по её просьбе открытие мемориальной доски, средства на которую собирали сами пионеры и комсомольцы, а помогал нам в этом директор Кузьминых Иван Степанович. Он договаривался и нам давали запряженную лошадь. Мы ездили по домам, собирали макулатуру и металлолом, сдавали и получали деньги. Вот на эти деньги при поддержке райкома комсомола и была открыта мемориальная доска. А какой это был праздник! Не только для нашей школы, но и для всего поселка. В почетном карауле стояли воины и лучшие пионеры дружины… в 1967 году Обкомом комсомола я была направлена на учебу в Центральную Высшую школу пионерских и комсомольских работников, а затем во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», где пригодился мой опыт работы.
Звонкие песни, веселые походы, пионерские костры, свое детство вспоминает и мой педагог- руководитель музея Марченко С.В., для которой З.А.Александрова была добрым другом, наставником и советчиком. По разному начинали свой трудовой путь молодые люди, избравшие профессию пионерского комиссара. Наташа Лобкова, Света Турейская, Наташа Куценко стали старшими пионерскими вожатыми после окончания средней школы в середине 70-х годов, с отличием закончив Красноярскую комсомольскую школу. Общий стаж работы Натальи Алексеевны Лобковой, Натальи Павловны Куценко, Светланы Васильевны Марченко составляет 45 лет. Это самые опытные и знающие свое дело вожатые. Они очень разные по характеру, но в то же время очень похожи стремлением сделать жизнь пионеров своих дружин интереснее, похожи влюбленностью в свое дело, желанием и умением донести до ребят и коллег свои знания, похожи жизнелюбием и оптимизмом, умением зажечь детей, вовлечь их в пионерскую работу. За отличную многолетнюю работу им присвоено почетное звание «Вожатый-методист».
III. Заключение
В современном обществе детская общественная организация является тем социальным институтом, который создает условия для социального и гражданского становления личности подростка, продолжая традиции, перенимая положительный опыт из многолетней богатой истории Всесоюзной Пионерской организации им.В.И. Ленина.
1. Таким образом, в ходе нашего исследования был изучен и систематизирован материал: рапорта пионерских дружин Коченевского района по итогам «Всесоюзного марша» за 1970,1972,1978,1982 и др.; архивы школ по истории пионерских дружин; приказы Дома Пионеров. Работая с ним, мы как будто перелистывали страницы истории пионерского детства наших односельчан. Составлена таблица учета проделанной работы. (Приложение 10)
2. Было установлено: Коченевская Пионерская организация по своим воспитательным возможностям оказывала существенное влияние на развитие личности ребенка, так как предоставляла возможность реализации его интересов, возможностей, раскрытия творческого потенциала и приобретение им социального опыта; воспитание ценностных ориентиров и гражданской позиции.
3. Коченевские ребята выражали свою жизненную позицию через активное участие в конкретных делах, акциях, шагая маршрутами «Всесоюзного марша».
4. Даже сейчас на наших встречах с пионерами разных лет спустя многие десятилетия мы ощущаем, с каким трепетом и любовью рассказывают они о своем пионерском детстве, оставляя глубокий след в наших сердцах, который подталкивает нас к переосмыслению наших жизненных ценностей и к дальнейшему изучению и популяризации истории пионерского движения Коченевского района.
Материалы нашего исследования используются на уроках при изучении истории Коченевского района, а также для проведения экскурсий, в работе РДО «КЕДР» (занятие со штабом, проведение районных мероприятий). На современном этапе районной организации «КЕДР» в своей деятельности используют передовой опыт Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. В основе ее деятельности лежат те же принципы: самостоятельность детей, их собственное стремление участвовать в общественной жизни. Высказывать и отстаивать свою активную жизненную позицию.
Проследив славный путь задорной, неутомимой, боевой армии юных пионеров Коченевского района мы сделали вывод, что она являлась неотъемлемой страницей истории Всесоюзной пионерской организации, создавала и создает условия для формирования человека с активной жизненной позицией.