Неготовность общества к принятию инклюзивного образования
Рассуждения на данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
negotovnost_obshchestva_k_prinyatiyu_inklyuzivnogo_obrazovaniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Неготовность общества к принятию инклюзивного образования.
Автор: Хахалова Ольга Андреевна
Студентка 2-го курса
Института Специальной Педагогики и Психологии
им. Рауля Валленберга
Большая часть общества в России видит инвалидность как заболевание или патологию и это, несомненно, ослабляет социальную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Более того зачастую вызывает достаточно агрессивную реакцию общества тот факт, что кому-то можно пользоваться какими-то льготами, не за «заслуги перед отечеством, а за просто так». Многие даже считают, что люди с ограниченными возможностями здоровья – симулянты и вымогатели, которые мало того, что паразитируют на обществе, так еще и требуют особого к себе отношения. Все это совершенно не способствует налаживанию нормальных, адекватных и объективных отношений между обществом и людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из факторов, влияющего на такие взаимоотношения, с моей точки зрения, является недостаточная информированность общества о причинах инвалидности и как следствие непонимания особенностей здоровья, психики и т.д. людей с ограниченными возможностями. Так же незнание часто несет за собой фактор страха, неопознанное, непредсказуемое – опасно, несет скрытую угрозу. Мы не знаем как себя вести, как реагировать. Естественная реакция воспитателя обычного детского сада, в группу которого привели особенного ребенка. Он сам по себе, он в своем мире, непонятном для большинства. Если нет рядом специалиста, а в обычном детском учреждении его нет, ситуация становиться критической. Некому хотя бы объяснить, как действовать в той или иной ситуации и достаточно скоро у педагога формируется более, чем негативное отношение к такому воспитаннику. А реакция родителей остальных детей, тоже вполне предсказуема, особенно, если от любимого чада периодически поступают жалобы, что тот особенный ребенок его обижает.
Современный век- век не только различных технологий, а и резкого увеличения жизненного ритма, благодаря оным. Ни для кого не открытие, что современный человек находиться фактически все время под прессингом этого скоростного ритма, что достаточно пагубно отражается на образе жизни общества в целом. В этой гонке у людей с ограниченными возможностями катастрофически мало шансов удержаться и не быть выкинутыми на обочину. В лучшем случае их не замечают, в худшем - видят помеху, своего рода малолитражку, вдруг оказавшуюся на скоростной трассе. Эта агрессия вызвана большой частью страхом – куда-то опоздать, чего-то не успеть, что-то упустить. Как следствие- разобщенность, погружение в свои проблемы Мало у кого есть возможность, время просто остановиться, оглянуться вокруг, расслабить плечи и вздохнуть полной грудью. Стало роскошью простое созерцание, неспешная прогулка, отвлеченное философствование за кружечкой чая.
Исходя из выше сказанного, можно лишний раз убедиться в том, что современное общество в России не готово к инклюзии и на данный момент, к сожалению, не предпринимаются какие-то конкретные решения этой проблемы. А именно, действия внутри общества обычных людей. Больше сделан упор на работу внутри общества людей с ограниченными возможностями. Всеми силами специалисты стараются максимально помочь им в развитии как физическом, так в умственном и психическом, социализировать, приспособить к жизни. Но почти отсутствует какая-либо просветительская деятельность среди педагогов обычных учреждений. Сейчас фактически каждый педагог должен владеть информационными технологиями. Его отправляют на курсы, стимулируя различными баллами к аттестации и т.д. Но если речь идет об инклюзии, почему нет своего рода обязательных курсов повышения квалификации по работе с особыми детьми и их родителями. И уже подготовленные педагоги в свою очередь, как на своем личном примере, так и в процессе воспитания и обучения формируют у своих воспитанников уважительное и терпимое отношение к особенным детям. Всячески развивать импатию к таким членам детского коллектива в процессе специально подобранных игр, сказок с участием животных или игрушек говорящих о том, как это сообщество относится к тем, кто не такой как все. На наглядном примере разбирать добро и зло в их отношении.
Очень не хватает различных семинаров и мастер-классов для родителей, которые зачастую пользуются сомнительными, неотфильтрованными советами из интернета. После чего педагог часто выступает в роли «разрушителя мифов», что порой приводит к конфликтным ситуациям, между педагогом и родителем. Так же не разработана программа или система различных льгот и поощрений среди обычных граждан, которые активно участвуют в жизни людей с ограниченными возможностями. В лучшем случае это сводится к волонтерству.
В заключении могу сказать, что с каждым годом все больше рождается детей с различными нарушениями, что подтверждает статистика. Все сложнее как и самим родителям воспитывать таких детей, так и педагогам образовательных учреждений их обучать. Регулярно пересматриваются различные нормы, и на бумаге мы видим утешительные цифры, которые не соответствуют действительности. Все больше детей под грифом – норма, а на самом деле с нарушениями в развитии. И родители в благостном неведении, воспринимающие так же за норму развитие и поведение своего ребенка. Наводит на грустные мысли, какое общество нас ждет в будущем, если уже сейчас не начать предпринимать действия, которые бы помогли осознать нынешнему обществу данную ситуацию. И осознать не только сложившуюся ситуацию, а и то, что можно и нужно предпринять, дабы ее не усугублять. Т.е. уже сейчас можно и главное, возможно, осуществлять шаги в первую очередь по просвещению общества в виде различных курсов, семинаров, передач, в первую очередь педагогов на тему особенных детей. Тем самым минимизировать недопонимание особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья. И постепенно формируя другие нравственные и моральные качества общества в целом, делая его более человечным.