Самостоятельная работа, как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии.
Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Мотивация (от латинского – двигаю) – общее название для процессов, методов средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация как процесс изменения состояний, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершенствовать поступки. Мотивы можно определить как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установка и идеалы.
Отношение школьников к учению характеризуется активностью.
Активность (учения, освоения содержания и т.д.) определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
•готовность выполнять учебные задания;
•стремление к самостоятельной деятельности;
•сознательность выполнения заданий;
•систематичность обучения;
•стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самими учащимися без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, самостоятельные; недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них- разнообразие форм, методов и средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Если хорошая теория, есть хорошие рекомендации, но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые вопросы», что волновали учителей и сотни лет тому назад. Главный среди них, конечно, - как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбуждать жажду к нелегкому процессу познания.
В органической связи с мотивами существуют потребности. Потребности являются источником активности и ее движущей силы.
Постоянно актуальными остаются советы:
• Приучать учащихся к напряженному познавательному труду, развивать и настойчивость, силу воли, целеустремленность;
•Поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
•Учить четко, определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
•Формировать чувство долга, ответственности;
•Учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе.
В поисках активизации ученической деятельности провожу самостоятельную работу на всех этапах урока с различными источниками знаний. На уроках применяю новые виды самостоятельных работ: подготовка сообщений при изучении дополнительной литературы, составление конспекта, подготовка рецензий на ответы одноклассников или их доклады, проведение «химических диктантов» с разнообразной формой записи, в виде условных знаков, графический диктант, цифровой и т.д.
При проведении самостоятельных работ использую методические пособия Н.П. Гаврусейко. Задания позволяют учащимся глубоко осмыслить изучаемый материал, привести в систему. При выполнении упражнений, задач развиваются умственные способности учащихся, так как задания требуют сравнения, анализа, обобщения.
Большую роль в развитии знаний и умений учащихся, как показывает практика, имеют тренировочные упражнения, которые самостоятельно выполняют учащиеся во время уроков и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrabotka_prakticheskih_i_raschetnyh_umeniy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Химические свойства неметаллов.
Отработка практических и расчетных умений.
Типы заданий | а | б | Карточки |
1.Качественное распознавание соединений. | Напишите уравнения реакций в молекулярном и кратком ионном виде между хлоридом бария и сульфатом аммония | Напишите уравнения реакций при помощи, которых можно распознать карбонат натрия, сульфат калия, хлорид аммония. | Карточка №1 Задания 1а и 3б |
2.Расчет массы вещества по W% вещества, по массе вещества в растворе. | В 200 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 25% поместили железные опилки. Найти массу сульфата железа. | Рассчитайте массовую долю хлорида натрия в 450 г раствора соли, которая образовалась при взаимодействии 50г щелочи с соляной кислотой. | Карточка №2 Задания 2а и 4а |
3.Расчет объема газа исходного реагента или продукта по объему другого газа. | Какой объем кислорода затратится на окисление 5л оксида серы(+4) в оксид серы (+6) | Какой объем аммиака образуется при взаимодействии 10л водорода. | Карточка №3 Задания 1б и 3б |
4.Расчет объема газа по веществу с примесью или расчет объемной доли газа по массе вещества. | Какой объем оксида углерода(+4) выделится при обжиге известняка массой 250г содержащего 20% примесей. | При пропускании 2м3 воздуха (н.у.) через раствор гидроксида кальция образовалось 3г карбоната кальция. Рассчитайте объемную долю углекислого газа в воздухе. | Карточка №4 Задания 2б и 4б |
Лист учителя Расчетные задачи по химическим реакциям, лежащим в основе химических производств. Отработка практических и расчетных умений
Вид задач | Задачи | |
а | б | |
1.Расчет выхода продукта реакции по массе (прямая) ή = m пр./ m теорет. •100% | При реакции алюмотермии израсходовано 13,5 т алюминия и получено 21т железа. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного. | При термическом разложении 25 кг известняка, содержащего 95% карбоната кальция, было получено 11,2 кг негашеной извести. Рассчитайте массовую долю выхода (в %) от теоретически возможного |
2.Расчет выхода продукта реакции по массе( обратная) m теорет.= m пр/ ή •100% | При взаимодействии водорода и азота было получено 3,4 м3 аммиака, что составляет 25% от теоретически возможного. Определите объем воздуха, содержащего необходимый для реакции объем. | При окислении серы (+4) было получено 72 г оксида серы (+6), что составляет 76% от теоретически возможного выхода. Рассчитайте объем воздуха, необходимого для данной реакции. |
3.Расчет выхода продукта реакции по объему(прямая) φ=Vпр/Vтеорет•100% | Из 320 т серного колчедана, содержащего 45% серы, было получено 89,6м3 оксида серы(+4). Вычислите объемную долю выхода. | Какой объем аммиака можно получить из хлорида аммония массой 214г. если выход аммиака составляет 95% от теоретически возможного. |
4.Расчет выхода продукта реакции по объему (обратная) Vтеорет= Vпр/ φ•100% | Вычислите объем оксида азота(+2), который можно получить при каталитическом окислении в лаборатории 5,6л аммиака, если объемная доля выхода оксида азота(+2) составляет 90%. | Вычислите объем оксида углерода(+2), который можно получить при взаимодействии 11,2л оксида углерода (+4) с раскаленным углем, если объемная доля выхода угарного газа составляет 85%. |