концепция воспитания в белорусии
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин "дошкольное образование" (с 1997 года по решению ЮНЕСКО).
Особенностью дошкольного детства, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что в этот период обеспечивается именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития.Эти периоды жизни ограничены кругом возможных достижений в психическом развитии ребенка; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно "переставлены" во времени: период младенчества (первый год жизни); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести-семи лет).
В педагогическом процессе приоритетной является модель личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, которая предполагает:
-субъектность целевых, содержательных и процессуальных составляющих педагогического процесса;
- интегративность устремлений (когнитивных, эмоциональных, волевых);
- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми. Гуманистическая ориентация образования предполагает отказ от любых, признаваемых за универсальные, педагогических технологий в пользу их вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников и воспитателя.
Личностный подход ставит ребенка в позицию субъекта воспитания. В данном контексте со стороны воспитателя важна педагогическая поддержка как система средств и деятельности педагога, обеспечивающая оказание обязательной профессиональной помощи в индивидуальном развитии личности ребенка.
Главными позициями обновления дошкольного образования являются: гуманизация направленности педагогической работы; дифференциация и индивидуализация; демократизация; предоставление равных образовательных возможностей для детей; динамизм и вариативность. В реализации основных задач современное дошкольное образование базируется на принципах:
-гуманизации направленности педагогической работы, предполагающей ориентацию на личность ребенка, максимальное раскрытие его склонностей и интересов, способностей через организацию разных видов детской деятельности; использование при этом современных научных знаний о значении дошкольного детства в становлении личности; создании предметно-пространственной и социальной развивающей среды;
-признания приоритетным личностно-ориентированного образования;
- природосообразности;
- признания равенства прав каждого ребенка на нормальное разностороннее развитие;
- доступности дошкольного образования;
- признания самоценности дошкольного детства;
- приоритетности такого направления деятельности дошкольного учреждения, как охрана жизни и здоровья ребенка, его физического и психического развития, формирование основ здорового образа жизни;
- направленности содержания работы на социализацию ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить в коллективе, безболезненно переходить на следующую ступень образования;
- единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;
- единства воспитательных, обучающих и развивающих задач;
- привлечения родителей к участию в управлении дошкольным учреждением, организации и проведении воспитательного процесса в качестве партнеров педагогов; совместной реализации специфических возможностей семьи и детского сада в воспитании, обучении и развитии детей;
- вариативности дошкольного образования в разных видах, типах, профилях,
режиме деятельности (функционирования или развития) дошкольных учреждений в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя - семьи;
- преемственности дошкольного и начального образования, взаимодействия общественного и семейного дошкольного образования;
- учета региональных особенностей;
Педагогические технологии в дошкольном образовании
В дошкольных учреждениях идет поиск новых педагогических технологий и развитие устоявшихся традиционных технологий -репродуктивных ("Делай, как я"), предполагающих использование общепринятых способов действий при решении практической или умственной задачи. Современные развивающие технологии направлены как на процесс обучения, так и на развитие психических процессов ребенка, формирование его личностных качеств, интеллектуально-творческих способностей, физического развития. Разделение образовательных технологий на обучающие, воспитательные, развивающие условно. На практике они комплексны, взаимосвязаны, взаимопроникаемы. В условиях гуманизации образования технологии должны строиться на позитивном восприятии ребенка педагогом (восприятии ребенка таким, каков он есть; настроенности на внутренний мир личности, выявлении, раскрытии того, что заложено в ребенке природой; обучении в зоне ближайшего развития), на воспитании без принуждения и насилия; на позициях педагогической поддержки; позициях свободы и творчества; использования педагогических возможностей ведущего вида деятельности дошкольника - игры; построения любой педагогической технологии на диагностической основе. Образование-это всегда взаимодействие субъектов. Эффективность его зависит от открытости ребенка образовательному воздействию. Успешность применяемой технологии обеспечивается отношением к ребенку как к высшей ценности, доверии к нему, признании в ребенке своего соавтора, соблюдении всех его прав.
Множественность используемых образовательных технологий - позитивная тенденция в развитии педагогической науки и практики.
Предварительный просмотр:
РОЛЬ И МЕСТО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" |
Цель - определение состояния и перспектив развития системы дошкольного образования Омской области в совершенствовании качества оказания образовательных услуг в сфере дошкольного образования. Задачи: 1. Презентовать и обобщить передовой педагогический опыт по реализации новых подходов к управлению качеством дошкольного образования в Омской области. 2. Обсудить перспективы инновационного поиска, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями в сфере разработки и реализации технологий формирования и реализации социального заказа на предоставление образовательных услуг в современных социально-экономических условиях. 3. Определить механизмы подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. Актуализация проблемы Роль и место дошкольного образования в реализации Приоритетного национального проекта «Образование» определяется приоритетом качества образования и поиска эффективных механизмов поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. Эффективность деятельности дошкольных образовательных учреждений зависит от изменения подходов к организации взаимодействия взрослых с детьми, совершенствования содержания и форм дошкольного образования, реализации преемственности дошкольного и начального общего образования. Функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу возраста находящихся в них детей. Определение специфики управления качеством образования в условиях дошкольного учреждения, выделение характерных особенностей его базисных компонентов нуждаются в поиске инновационных технологий решения данной проблемы. В целях поддержки и развития региональной системы дошкольного образования МО Омской области принято решение о проведении в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» областного конкурса по отбору лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших воспитателей. В 2008 году прошел первый областной конкурс среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений, два лучших из которых, получили грант Министерства образования Омской области. В 2009 году Правительством Обской области принято решение о продолжении конкурсного отбора инновационных учреждений на уровне региона и включении в список участников учреждений дошкольного образования детей. По итогам конкурса выбраны 10 лучших детских садов, реализующих инновационные образовательные программы.
|