Элементы игры и занимательности на уроках русского языка и литературы
Древние римляне считали, что корень учения горек. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой.
«Как заставить учиться?» нередко такой вопрос встает перед учителем и сегодня. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это «мертвый груз». Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает его интереса. Он пассивен. Конечно, он что-то усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не дает прочных знаний.
«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши» - говорил один старый немецкий педагог. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно, а неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытесняется из нее.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как именно интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны – это сложная дисциплина, требующая огромного труда. Более того, родной язык становится для него ненавистным, скучным, сухим сводом орфографических и пунктуационных правил.
Что же делать?
Дарить детям интересные уроки! Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться! Всегда можно найти что-то интересное увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока и т.д.
Мне хочется поделиться теми находками, которые я использую на уроках русского языка, чтобы помочь учащимся легче и прочнее усваивать программный материал, развивать любознательность, интерес и любовь к родному языку.
Например, ГРАММАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.
Дети, независимо от возраста, очень любят сказки, у них сильно развито образное мышление. Поэтому объединение сказочного сюжета, героев с реальными категориями, явлениями русского языка в грамматических сказках вызывает у учащихся желание понять их. Как, например, при изучении темы «Глагол» можно использовать такую грамматическую сказку:
СИЛА ЛЮБВИ.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по Словарям и Учебникам. Когда же он возвратился, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Ненавижу, негодую!!!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Так глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
Грамматические сказки не только интересны, но очень легко запоминаются и создаются самими учащимися. Поэтому на уроках стараюсь привлекать ребят к созданию общей сказки. Так, например, при закреплении темы «Парные звонкие и глухие согласные» вместе с учащимися была создана такая сказка.
ВОЛШЕБНЫЙ БАЛ.
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. И вот начались танцы. Все разбились на пары и начали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Буквы А – Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но их неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С. причем буквы Б, В, Г, Д, Ж и З звонко отбивали ногами в такт музыке. А вот П, Ф, К, Т, Ш и С были глухи к музыке. Вот какие это были странные пары!
Но были на балу и одинокие буквы. Они совсем не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Ч, Щ, Ъ и Ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось в королевстве Азбуковедения.
Каждый учитель знает, что иногда приходится помногу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике, и все же он остается неусвоенным.
В своей работе стараюсь использовать ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РИФМОВКИ – специальные упражнения в стихотворной форме. Они интересны, легко запоминаются и помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, лучше усвоить грамматические правила.
Помогают разнообразить урок опорные конспекты и таблицы. Они делают его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным: активизируют познавательную деятельность ребят, развивают мышление, способствуют глубокому и последовательному усвоению теоретического материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся. И, пожалуй, одно из самых важных достоинств опорных конспектов и таблиц заключается в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических навыков и умений, развитие речи учащихся.
Использование на уроках подобных таблиц помогает оживить урок, поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым. Как вид наглядности, они отличаются своей структурой, приспособленностью для целостного восприятия теоретических сведений с последующим выделением и детализацией отдельных тем и дают возможность для многократного повторения и закрепления на практике материалов урока.
Они многоплановы, пригодны для решения различных задач:
· по формированию устной и письменной речи;
· по усвоению правил и определений;
· по развитию мышления;
· умению делать выводы и обобщения и пр.
Положительный эффект в обучении с помощью таблиц достигается совмещением элементов занимательности, подбором разноцелевого дидактического материала и различных теоретических сведений. Красочное и занимательное изображение знакомых предметов, сюжетные зарисовки, карикатуры, вызывают у ребят познавательный интерес и всплеск эмоций. Хорошее настроение и эмоциональный фон – один из путей к прочным знаниям.
Рисунки, сопровождающие определенные правила, способствуют лучшему усвоению трудных орфограмм, правил, активизируют зрительно- образную память школьников. Кроме того, можно проводить тематические беседы, письменные работы, используя изобразительные средства урока.
Удивление, окрыленность, азарт и любопытство в глазах учеников, когда их руки так и вверх от радости, от сознания того, что он такой умный, сообразительный, - это хочется, мне кажется, видеть на своих уроках каждому учителю.
Так давайте же дарить детям интересные уроки! Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, создание на уроках особой творческой атмосферы счастливого содружества – вот к чему надо стремиться. А это – поиск путей учить по-новому, светло и радостно! Ведь не зря мы носим гордое имя Учитель!
Трудно? А как же иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, "сеять разумное, доброе, вечное" в юных душах…