Методическая система педагога в современных условиях
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Происходит перевод деятельности учителя на новый качественный уровень, характеризующийся созданием собственной методической системы. В статье представлена методическая система учителя технологии в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema_pedagoga_v_sovremennyh_usloviyah.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая система педагога в современных условиях
«Только тот учитель будет действовать плодотворно на всю массу
учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит»
Менделеев Дмитрий Иванович
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Происходит перевод деятельности учителя на новый качественный уровень, характеризующийся созданием собственной методической системы. Моя методическая система направлена на развитие творчески активной личности учащихся, а также формирование универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Она представлена совокупностью следующих компонентов:
Мотивационно-целевой компонент
Цель: формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий.
Использование модульной технологии, опора на принципы развивающего обучения, владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке, ИКТ, умение работать с нетрадиционными материалами и интегрировать различные техники, способствуют повышению качества образовательного процесса, помогает овладеть личностными, метапредметными, предметными УУД. Данный компонент создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету, повышает мотивацию к обучению.
Содержательный компонент определяется государственным образовательным стандартом.
Цель: формирование теоретических и практических знаний у учащихся по технологии.
Обучение по модульной технологии позволяет разглядеть индивидуальные особенности личности учащегося, обеспечивает гибкий учёт его способностей и склонностей, приспособление к образовательным потребностям, уровню его базовой подготовки, что является главной ценностью, на основе которой проектируются все звенья образовательного процесса. Социально-педагогическая миссия учителя состоит в удовлетворении образовательных запросов учащихся и их родителей, создании условий для социальной адаптации подрастающего поколения. Достичь этого можно с помощью изменения содержательного единства образовательной программы за счет совершенствования структуры содержания основного и дополнительного образований в единой образовательной среде.
Инструментально-технологический компонент
Цель: подбор технологий, методов, приёмов и форм работы, обеспечивающих усвоение учащимися теоретических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес учащихся к самопознанию.
Использование технологий развивающего, проектного, проблемного обучения, здоровьесберегающих и игровых технологий, нашли своё отражение в открытых уроках и мероприятиях (*смотри раздел 4). Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень обучения («Дифференцированное обучение учащихся на уроках технологии» - презентация педагогических инноваций), активно использую информационно-коммуникационные технологии, работу в группах и парах (семинар для учителей начальных классов «Использование информационно-коммуникативных технологий в практике работы ОУ. Организация групповой работы»).
Индивидуально-творческий элемент
Главным направлением методической системы, в условиях развития современной школы, является программа выявления, поддержки, развития и социализации одаренных детей.
Цель: обеспечение оптимального развития одаренных детей.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Являюсь автором, идеологом и разработчиком двух программ дополнительного образования: по прикладному творчеству «Мастерская рукоделия» и программы для одарённых детей «Ступеньки творчества», которые апробированы в педагогическом сообществе и получили высокую оценку. Свою работу в школе осуществляю по программе «Ступеньки творчества», которая рассчитана на детей от 5 до 16 лет. Она направлена на развитие творческого потенциала одаренных детей, повышение качества образования, уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, владения детьми общепредметными и социальными компетенциями. Во Всероссийском конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодёжи в 2012 году она стала победителем.
Организационный компонент
Цель: использование традиционных и инновационных форм организации учебного процесса.
Использование в образовательном процессе традиционных и нетрадиционных типов уроков (урок-путешествие: «Вязание крючком»; урок-событие: «Путешествие в прошлое куклы»; урок-творческая мастерская: «В каждом человеке солнце»; урок-защита проекта: «Чтобы всё повторилось сначала, загляните в школьный альбом…», «Куклы из бабушкиного сундука»; интегрированные уроки: «Народная кукла»), способствует усилению профессиональной направленности и обогащению процесса преподавания технологии. Моделирование целостного образовательно-воспитательного пространства в процессе обучения технологии, в сочетании с дополнительным образованием (творческие мастерские, проектная деятельность, предметные олимпиады, конкурсы, выставки), открывают безграничные возможности для творческой самореализации учащихся и повышает мотивацию к обучению.
Рефлексивно-оценочный
Цель: осмысление и оценка результатов деятельности учителя и ученика.
Неотъемлемой частью моей методической системы является современный урок, представленный единством трех логически взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, процессуально-содержательного, рефлексивно-оценочного, где в большей степени реализуются личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Это повышает активность и мотивацию к самосовершенствованию, личностному росту, помогает в реализации творческого потенциала абсолютно всех учащихся.
Работая по системе развивающего обучения, активно использую поисково-исследовательский метод, метод проектов. Мои ученики, начиная с начальной школы, активно участвуют в исследовательской работе, приобретая навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивая основные ключевые компетентности. Результаты своей деятельности ребята ежегодно представляют на Ломоносовской конференции, Гейченковских чтениях, а так же школьной научно-практической конференции «Познание и творчество».
Создание полноценной обучающей и развивающей среды ведет к получению стабильно высоких результатов. Результат моей работы – это результаты моих учеников. Это успешное участие ребят в предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, городском конкурсе проектов «От идеи до воплощения», в выставках и конкурсах разного уровня.
Когнитивный компонент
Цель: способность педагога к анализу и самоанализу, творчеству, готовности к нововведениям.
Система развивающего образования, где происходит интеграция обязательного и дополнительного школьного образования, формирует способность к педагогическому творчеству не только ученика, но и учителя. Считаю себя учителем – творцом. Стараюсь получить новые знания из разных областей наук, осваиваю новейшие техники, а также современные технологии работы с нетрадиционными материалами, постоянно расту профессионально, получаю удовлетворение и удовольствие от своего труда. При работе над методической системой не останавливаюсь на достигнутом, занимаюсь самообразованием, активно участвую в профессиональных и творческих конкурсах, стремлюсь к постоянному совершенствованию. Данной методической системой в своей работе руководствуются учителя технологии Петродворцового района: Бочкарёва С.А. (школа № 567), Крупляк Е.В. (школа № 430), Посохова Е.В. (гимназия № 426), Ануфриева О.И. (школа № 421).
Методический опыт
Цель: осмысление и обобщение педагогического опыта в рамках методической системы.
На протяжении всего периода педагогической деятельности продолжаю совершенствование профессионального мастерства: участвую в конференциях, семинарах, круглых столах. Свой опыт работы обобщила на районном и региональном уровнях. Принимала активное участие в научно-практической конференции с международным участием «Одарённые дети: проблемы, перспективы, развитие» в рамках образовательного форума «Модернизация образования и приоритеты развития» в марте 2011 года и методических чтениях «Современный педагог – новой школе». Имею публикации (*смотри раздел 5.3) Презентации педагогических инноваций «Система работы с одарёнными детьми» состоялась в марте 2012 года, «Методическая система педагога в современных условиях» в 2013 году.
Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся и их родителей. Ведущая роль в повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне углубить знания в области педагогических теорий и систем, создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий. Большое значение также имеет профессиональная переподготовка. В 2012 году получила специальность психолога. Знания, полученные в этой области, помогают мне правильно выстроить работу с детьми, родителями, педагогами. В своей работе опираюсь на учения Л.С.Выготского, опыт педагогов-новаторов: Л.В.Занкова, Т.Н.Просняковой, которые заставляют учителя креативно мыслить, творить, постоянно работать над собой, любить свою профессию. Только таким должен быть современный учитель. А моё стремление определяет девиз: «Современный педагог – новой школе» и педагогические кредо «Гори! Люби! Твори!»