Одаренные дети
Проблемы одаренных детей
«Мы все пристальнее всматриваемся в своих детей и пытаетесь понять, к чему у них есть склонности, способности, что ему интересно. А что, если перед нами одаренный ребенок? Где заканчивается «обычность» и начинается «одаренность», как это можно измерить, определить?»1
Быть одаренным – непростая ноша для ребенка. В силу действия множества неблагоприятных воздействий, одаренные дети являются группой риска и нуждаются в комплексной поддержке
Занимаясь много лет с одаренными детьми, я заметила в них не всегда адекватное поведение. Я почувствовала, что некоторые из и них страдают. Это было видно из их общения со сверстниками, с педагогами, с родителями. Изучая проблемы одаренных детей, я ознакомилась со многими трудами психологов и педагогов.
Известный деятель в области психологии и педагогики Елисеева Е. В. пишет:
« Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 - 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён» 2
15% - 20% одаренных детей находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения? Это настораживает и заставляет подумать, как избежать стрессовой ситуации одаренного ребенка.
В педагогической практике педагоги и психологи наблюдает, что самым первым симптомом одаренности является склонность ребенка к различным видам деятельности, склонность его именно к той деятельности, которая его привлекает. У одаренных детей можно отметить превосходство в интеллекте, творческой способности (креативность) и мотивации.
Педагоги отмечают проявление одаренности в отличной успеваемости, в высокой творческой способности, высокой целеустремленности. Одаренные дети в обществе, как правило, выделяются. Одаренность определяется врожденными задатками, но может ли она развиваться, зависит от влияния окружающего мира. Если одаренный подросток не находит своего места в обществе, то его потенциал станет проблемой. Одаренность принимает вид неуспешности и может уйти в болезнь. Угроза может быть со всех сторон.
Со стороны сверстников:
- дефицит друзей близких им по духу,
- отвержения со стороны своих ровесников в играх, развлечениях,
- агрессия и враждебность со стороны сверстников.
Со стороны педагогов:
- тенденция учителя в обучении и воспитании «делай как я», «будь как все»
- увлечение чрезмерным тестированием как методом обучения
- учебная программа банальна и неинтересна
Со стороны родителей
- пренебрежение к играм с детьми,
- чрезмерное восхищение успехами ребенка,
- опасливое отношение увлеченности к занятиям не по возрасту
В связи с этим, интеллектуально одаренные дети с нетерпимостью относятся к сверстникам, менее развитым, чем они, вызывая агрессию и враждебность с их стороны.
Одаренным детям не нравятся игры, в которые играют обычные дети, им нравятся более сложные игры, имеющие скрытый смысл. Одаренным детям свойственно погружаться в сложные философские проблемы. Для них характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным проблемам и явлениям как: религиозные верования, смерть, вселенная, жизнь во вселенной. Для обычных детей этот интерес одаренного сверстника непонятен. В результате такой ребенок может оказаться в изоляции и замкнуться в себе, может уйти в депрессию.
Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми вызывает разочарование, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии, хотя опережают в познавательном.
У одаренного ребенка может появиться неприязнь к школе. Такое отношение может быть связано с тем, что учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна. Отсюда протестные формы поведения.
Проявление стремления достичь высшего уровня умений и знаний и невозможность их осуществить по тем или иным причинам, вызывает у них чувство уязвимости, ощущение неудовлетворенности.
Одаренные дети нередко ставят перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь желаемого результата, они переживают, что неблагоприятно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Постоянное реагирование на скрытые сигналы сверстников, педагогов, родителей (неприятие, высмеивание, недовольство) отбирает у него много энергии, ослабляет здоровье.
Уникальные способности одаренного ребенка заложены природой. Главная задача педагога, психолога заключается в умелом и своевременном их развитии.
На мой взгляд, в школах должна быть организованная помощь одаренным детям, создание условий для реализации индивидуальных возможностей и способностей одаренного ребенка, помощь в преодолении конфликтов и стрессов нестандартных ситуаций, в которых чаще всего находится одаренный ребенок, раскрытие его творческого потенциала.
Эта помощь должна быть комплексной: с образовательной стороны, лечебно – оздоровительной, психологической, социальной защиты. В задачи комплексной поддержки одаренным детям должны входить:
- создание методической базы по технологиям обучения одаренных детей,
- подготовка педагогической базы,
- проведение конкурсов, олимпиад, смотров достижений,
- соблюдение здоровьесберегающих технологий, для развития одаренных детей,
- организация консультативной медицинской помощи,
- помощь в выборе образовательного маршрута, психологическая поддержка личностного развития одаренных детей,
- преодоление социальной изоляции одаренных детей
- обеспечение связи с благотворительными и спонсорскими организациями.
Профессионально подготовленные люди могут решить проблему, связанную с одаренными детьми, разрабатывая комплексную перспективную программу по работе с ними.
1- «В статье использовался материалы региональной научно – педагогической конференции, проходившей в Санкт – Петербурге в 2009 году.
2 – Е. В.Елисеева. «Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально – педагогической деятельности