Одаренные дети

Вахницкая Тамара Константиновна

 

Проблемы одаренных детей

 

 «Мы все пристальнее всматриваемся в своих детей и пытаетесь понять, к чему у них есть склонности, способности, что ему интересно. А что, если перед нами одаренный ребенок? Где заканчивается «обычность» и начинается «одаренность», как это можно измерить, определить?»1

Быть одаренным – непростая ноша для ребенка.  В силу действия множества неблагоприятных воздействий, одаренные дети являются группой риска и  нуждаются в комплексной  поддержке

Занимаясь много лет с одаренными детьми, я заметила в них не всегда адекватное поведение. Я почувствовала, что некоторые из и них страдают. Это было видно из их общения со сверстниками, с педагогами, с родителями. Изучая проблемы одаренных детей, я  ознакомилась со многими трудами психологов и педагогов.

Известный деятель в области психологии и педагогики Елисеева Е. В. пишет:

« Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 - 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён» 2

15%  - 20% одаренных детей находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения? Это настораживает и заставляет подумать, как избежать стрессовой ситуации одаренного ребенка.

В педагогической практике педагоги и психологи наблюдает, что   самым первым симптомом  одаренности является склонность ребенка к различным видам деятельности, склонность его именно к той деятельности, которая его привлекает. У одаренных детей можно отметить превосходство в интеллекте, творческой способности (креативность) и мотивации.

Педагоги отмечают проявление одаренности в отличной успеваемости, в высокой творческой способности, высокой целеустремленности. Одаренные дети в обществе, как правило,  выделяются. Одаренность определяется врожденными задатками, но может ли она развиваться, зависит от влияния окружающего мира. Если одаренный подросток не находит своего места в обществе, то его потенциал станет проблемой. Одаренность принимает вид неуспешности и может уйти в болезнь. Угроза может быть со всех сторон.

Со стороны сверстников:

  • дефицит друзей близких им по духу,
  • отвержения со стороны своих ровесников в играх, развлечениях,
  • агрессия и враждебность со стороны сверстников.

Со стороны педагогов:

  • тенденция учителя в обучении и воспитании «делай как я», «будь как все»
  • увлечение чрезмерным тестированием как методом обучения
  • учебная программа банальна и неинтересна

Со стороны родителей

  • пренебрежение к играм с детьми,
  • чрезмерное восхищение успехами ребенка,
  • опасливое отношение увлеченности  к занятиям не по возрасту

В связи с этим, интеллектуально одаренные дети с нетерпимостью относятся к сверстникам, менее развитым, чем они, вызывая агрессию и враждебность с их стороны.

Одаренным детям не нравятся игры, в которые играют обычные дети, им нравятся более сложные игры, имеющие скрытый смысл. Одаренным детям свойственно погружаться в сложные философские проблемы. Для них характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным проблемам и явлениям как: религиозные верования, смерть, вселенная, жизнь во вселенной. Для обычных детей этот интерес одаренного сверстника  непонятен. В результате такой ребенок может оказаться в изоляции и замкнуться в себе, может уйти в депрессию.

Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми вызывает разочарование, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии, хотя опережают в познавательном.

У одаренного ребенка может появиться неприязнь к школе. Такое отношение может быть связано с тем, что учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна. Отсюда протестные формы поведения.

Проявление стремления достичь высшего уровня  умений и знаний и невозможность их осуществить по тем или иным  причинам, вызывает у них чувство уязвимости, ощущение неудовлетворенности.

Одаренные дети нередко ставят перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь желаемого результата, они переживают, что неблагоприятно сказывается на их  физическом и психическом здоровье. Постоянное реагирование на скрытые сигналы сверстников, педагогов, родителей (неприятие, высмеивание, недовольство) отбирает у него много энергии, ослабляет здоровье.

Уникальные способности одаренного ребенка заложены природой. Главная задача педагога, психолога заключается в умелом и своевременном их развитии.

На мой взгляд, в школах должна быть организованная помощь одаренным детям, создание условий для реализации индивидуальных возможностей и способностей одаренного ребенка, помощь в преодолении конфликтов и стрессов нестандартных ситуаций, в которых чаще всего находится одаренный ребенок, раскрытие его творческого потенциала.

Эта помощь должна быть комплексной: с образовательной стороны, лечебно – оздоровительной, психологической, социальной  защиты. В задачи комплексной поддержки одаренным детям должны входить:

  • создание методической базы по технологиям обучения одаренных детей,
  • подготовка педагогической базы,
  • проведение конкурсов, олимпиад, смотров достижений,
  • соблюдение здоровьесберегающих технологий, для развития одаренных детей,
  • организация консультативной медицинской помощи,
  • помощь в выборе образовательного маршрута, психологическая поддержка личностного развития одаренных детей,
  • преодоление социальной изоляции одаренных детей
  • обеспечение связи с благотворительными и спонсорскими организациями.

Профессионально подготовленные люди могут решить проблему, связанную  с одаренными детьми, разрабатывая комплексную  перспективную программу по работе с ними.

 

 

 

1- «В статье использовался материалы региональной научно – педагогической конференции, проходившей в  Санкт – Петербурге в 2009 году.

2 – Е. В.Елисеева. «Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально – педагогической деятельности