метапредметные результаты в обучении ИЯ
«Метапредметные результаты в обучении АЯ в начальной школе».
Безусловно, тема «Метапредметные результаты в обучении» является одной из самых актуальных, а деятельностный характер предмета «Английский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.
В новом ФГОС 2009г. основным документом, конкретизирующим и уточняющим требования стандартов к образовательным результатам, являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Они представлены двумя разделами: личностными и метапредметными результатами.
Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Выбор данной темы был сделан ввиду того, что школа уже второй год работает по учебникам М.В.Вербицкой в начальной школе (пока 2 и 3 класс). В соответствии с программой М.В.Вербицкой метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
- формирование мотиваций к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).
Исходя из вышесказанного, нашей задачей становится формирование личности, которая:
- представляет мир как многоязычный и общекультурный;
- осознает язык, в том числе иностранный, как основное средство общения между людьми;
- знакомится с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка.
Формирование данных учебных способностей у учащегося происходит поэтапно на каждом уроке с помощью метапредметных заданий.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательности действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
В связи с этим урок делится на следующие этапы:
Этапы урока | Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира) | Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.) | Форма оценки -количественная (баллы, шкалы, отметки) -качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита) |
Этап целеполагания Опираясь на тему урока, ставим задачи к концу урока. | развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
| Грамотность изложения. | Качественная, рецензия учителя. Мотивационная оценка. |
Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы) | Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.
| Грамотность изложения, креативность. | Качественная -рецензия учителя или самооценка. |
Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта | Установления аналогий, отнесения к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
| Грамотность изложения, креативность, новизна, степень освоения | Качественная рецензия одноклассников, учителя, самооценка защита или количественная оценка имеет место быть - отметка Низкий уровень:-1-3б ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает, только свою сторону считая иную позицию однозначно неправильной. Средний уровень:4-7б. частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы. Высокий уровень:8-10б. ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций одноклассников и может высказать и обосновать свое мнение.
|
Этап сравнения с культурно-историческим аналогом | Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне. | Грамотность изложения, креативность, глубина | Качественная Количественная. |
Этап рефлексивного осмысления результатов урока | Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
| Степень освоения | Качественная – самооценка. |
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.
Примерные задания:
1. Учимся слушать и слышать.
Прослушайте и пронумеруйте звуки в том порядке, в котором вы их услышали.
[h]______________________[u]_______________________
[w]______________________[k]_______________________
[I:]________________________[t]______________________
2. What are they doing?
A crocodile Sleep
A fox Jump
A tiger Swim
For example:
- What is this?
- It’s a crocodile.
- What is it doing?
- It is swimming.