«Психологическое сопровождение детей, находящихся в трудных социальных условиях»

Нехаёнок Марина Альбертовна

 

«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»

Конфуций.

          Мы живем в непростое время, когда материальное  благополучие ставится обществом на первое место. Родители много работают и по ряду причин  не имеют возможности  полноценно заниматься ребенком. А в некоторых семьях родители просто забывают о своих обязанностях, пренебрегая нуждами детей. Такие ученики и попадают в поле зрения социально- психологической  службы.

          Начиная с первых недель обучения  первоклассников в  гимназии, нашей  службой  проводится диагностика мотивационной  готовности к школьному  обучению, уровня развития речи,оценка уровня тревожности, выявляются нарушения в развитии  коммуникативных навыков и ВПФ, а также изучаются и ставятся на учет  неблагополучные семьи. Разработано и действует положение об организации индивидуального сопровождения в образовательном процессе учащихся «группы риска».

         По запросу классного руководителя мы  беседуем с ребенком, приглашаем родителей, то есть, собираем полную информацию об этой семье. На каждого обучающегося данной категории заводится «Карта индивидуального социально-психологического и профилактического  сопровождения», включающая в себя сведения об ученике, родителях и все меры, принятые специалистами разных сфер, по отношению к гимназисту и его семье.

        К сожалению, родители не всегда идут на контакт, избегая встреч с социальным педагогом и психологом, но мы понимаем, что это требует определенных усилий, и действуем целенаправленно.

       С детьми найти общий язык намного проще. Сколько радости в глазах ребенка, с которым разговаривает взрослый, интересуясь его, ребенка, жизнью, делами, проблемами, чувствами. Такие дети никогда не пройдут мимо: обязательно подойдут, улыбнутся, обнимут. Да, внимание сегодня очень дорого!

       Современная ситуация в стране характеризуется крайней степенью социально-психологической нестабильности. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация  населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют о том, что общество не способно  им сопротивляться.

     Средний возраст приобщения к наркотикам – 13-16 лет, к алкоголю – еще ниже, а курить некоторые дети пробуют еще в начальной школе. Следовательно, говорить решительное «нет» пагубным соблазнам и назойливым приставаниям  уже пробовавших наркотики сверстников, мы должны учить детей уже сегодня. Но  просто отказаться  недостаточно, необходимо  понимать причину своего отказа, осознавать мотивацию и доказывать правоту своей  позиции.

      Для большей эффективности профилактической работы и с целью взаимодействия с ОПДН в гимназии создан отряд юных помощников милиции «Шанс», в составе которого работают: инспектор ОПДН, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог и старшеклассники, взявшие шефство над подростками, состоящими на внутришкольном учете. Подростку всегда проще поделиться своими проблемами со старшим товарищем, и мы на этом делаем акцент.                                                                      

       Групповая работа  с обучающимися   «группы риска»  направлена  на снижение уровня агрессивности, развитие эмпатии, снижение уровня тревожности. Тренинговая программа разработана на основе работ ведущих российских и зарубежных психологов: Е.К.Лютовой, Г.Б. Мониной, И.В.Дубровиной, Г.В.Овчаровой, Э.Фопеля, К. Рудестама  и др.

       На занятиях члены группы учатся эффективным способам взаимодействия, развивают способность понимать эмоциональное состояние другого и адекватно реагировать на него, получают знания по формированию  личности.

        Конечно, мы не забываем о других гимназистах. Ведется обширная информационно-просветительская и диагностическая работа во всех параллелях гимназии  с привлечением инспектора  ОДН и медицинских работников.

        Начиная с 1-го класса и до 4-го социальным педагогом проводятся «Уроки здоровья», логопедом и психологом ведется индивидуальная и групповая работа по выявленным  проблемам.

      Учащиеся среднего и старшего звена принимают активное участие в подготовке и проведении ставшей уже традиционной научно-практической конференции « Мы за здоровый образ жизни», для подготовки которой  ведется большая предварительная работа

  •  анкетирование и диагностика  старшеклассников (тест «Предрасположен ли я к наркотикам?»;
  •  конкурс творческих работ (стихов, плакатов, рисунков) на тему: «Вредные привычки», «О вреде курения», «ЗОЖ – залог успешной учебы», «Курить и пить  - здоровью вредить», « Как бы я объяснил(а) своему ребенку, что такое вредные привычки» и др.;
  •          издание брошюры «Последствия вредных привычек» по результатам данных опроса ;
  •          беседы и лекции  врача-нарколога .

            Позвольте привести  пример. В гимназию очень часто  приходил дедушка одного из учеников 5 класса. Он настойчиво требовал, чтобы мы повлияли на ребенка (мальчик совсем не хотел учиться). Мы вызвали мальчика, побеседовали, провели диагностику, посетили семью, пригласили на консультацию маму, папу, дедушку, предложили ребенку участвовать в спектакле «Ошибка» (о вреде курения), в течение месяца ежедневно репетировали, волновались и поддерживали во время спектакля, поздравили перед всем зрительным залом, вручили грамоту. Мальчик был просто счастлив! Даже в классе, где  были сложные отношения, его стали уважать.                                                                                  

             А как мы гордимся другим учеником, который  прибежал и сообщил, что четверть окончил  без «2»! Теперь, встречая этого юношу, уже студента, мы вспоминаем, как строились наши взаимоотношения, сколько общих бед и побед  разделили, и понимаем, что идем верным путем.

          Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что  работа социально-психологической службы гимназии, направленная на приобщение обучающихся  разного возраста к здоровому образу жизни, приносит  свои плоды. При   сравнении результатов исследования   за  последние пять лет, отмечена положительная динамика, что свидетельствует о том, что все наши  мысли, тревоги и заботы не напрасны.

 

 

Формы работы с детьми «группы риска»

 

Индивидуальная работа:

  •  консультации психолога;
  • диагностика уровня тревожности;
  • беседы с социальным педагогом;
  •  работа с семьей;
  • диагностика эмоционального состояния;
  • контроль посещения уроков учеником;
  • отслеживание  посещения  дополнительных занятий   в кружках и секциях;
  •  работа с инспектором ОДН;
  • шефство старшего товарища;
  • ответственные поручения.                                                                        

 

 

Групповая работа:

  •  анкетирование;
  • классные часы;
  • диагностика;
  • тренинги;
  • научно-практические конференции и т.д.