«Психологическое сопровождение детей, находящихся в трудных социальных условиях»
«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»
Конфуций.
Мы живем в непростое время, когда материальное благополучие ставится обществом на первое место. Родители много работают и по ряду причин не имеют возможности полноценно заниматься ребенком. А в некоторых семьях родители просто забывают о своих обязанностях, пренебрегая нуждами детей. Такие ученики и попадают в поле зрения социально- психологической службы.
Начиная с первых недель обучения первоклассников в гимназии, нашей службой проводится диагностика мотивационной готовности к школьному обучению, уровня развития речи,оценка уровня тревожности, выявляются нарушения в развитии коммуникативных навыков и ВПФ, а также изучаются и ставятся на учет неблагополучные семьи. Разработано и действует положение об организации индивидуального сопровождения в образовательном процессе учащихся «группы риска».
По запросу классного руководителя мы беседуем с ребенком, приглашаем родителей, то есть, собираем полную информацию об этой семье. На каждого обучающегося данной категории заводится «Карта индивидуального социально-психологического и профилактического сопровождения», включающая в себя сведения об ученике, родителях и все меры, принятые специалистами разных сфер, по отношению к гимназисту и его семье.
К сожалению, родители не всегда идут на контакт, избегая встреч с социальным педагогом и психологом, но мы понимаем, что это требует определенных усилий, и действуем целенаправленно.
С детьми найти общий язык намного проще. Сколько радости в глазах ребенка, с которым разговаривает взрослый, интересуясь его, ребенка, жизнью, делами, проблемами, чувствами. Такие дети никогда не пройдут мимо: обязательно подойдут, улыбнутся, обнимут. Да, внимание сегодня очень дорого!
Современная ситуация в стране характеризуется крайней степенью социально-психологической нестабильности. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют о том, что общество не способно им сопротивляться.
Средний возраст приобщения к наркотикам – 13-16 лет, к алкоголю – еще ниже, а курить некоторые дети пробуют еще в начальной школе. Следовательно, говорить решительное «нет» пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже пробовавших наркотики сверстников, мы должны учить детей уже сегодня. Но просто отказаться недостаточно, необходимо понимать причину своего отказа, осознавать мотивацию и доказывать правоту своей позиции.
Для большей эффективности профилактической работы и с целью взаимодействия с ОПДН в гимназии создан отряд юных помощников милиции «Шанс», в составе которого работают: инспектор ОПДН, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог и старшеклассники, взявшие шефство над подростками, состоящими на внутришкольном учете. Подростку всегда проще поделиться своими проблемами со старшим товарищем, и мы на этом делаем акцент.
Групповая работа с обучающимися «группы риска» направлена на снижение уровня агрессивности, развитие эмпатии, снижение уровня тревожности. Тренинговая программа разработана на основе работ ведущих российских и зарубежных психологов: Е.К.Лютовой, Г.Б. Мониной, И.В.Дубровиной, Г.В.Овчаровой, Э.Фопеля, К. Рудестама и др.
На занятиях члены группы учатся эффективным способам взаимодействия, развивают способность понимать эмоциональное состояние другого и адекватно реагировать на него, получают знания по формированию личности.
Конечно, мы не забываем о других гимназистах. Ведется обширная информационно-просветительская и диагностическая работа во всех параллелях гимназии с привлечением инспектора ОДН и медицинских работников.
Начиная с 1-го класса и до 4-го социальным педагогом проводятся «Уроки здоровья», логопедом и психологом ведется индивидуальная и групповая работа по выявленным проблемам.
Учащиеся среднего и старшего звена принимают активное участие в подготовке и проведении ставшей уже традиционной научно-практической конференции « Мы за здоровый образ жизни», для подготовки которой ведется большая предварительная работа
- анкетирование и диагностика старшеклассников (тест «Предрасположен ли я к наркотикам?»;
- конкурс творческих работ (стихов, плакатов, рисунков) на тему: «Вредные привычки», «О вреде курения», «ЗОЖ – залог успешной учебы», «Курить и пить - здоровью вредить», « Как бы я объяснил(а) своему ребенку, что такое вредные привычки» и др.;
- издание брошюры «Последствия вредных привычек» по результатам данных опроса ;
- беседы и лекции врача-нарколога .
Позвольте привести пример. В гимназию очень часто приходил дедушка одного из учеников 5 класса. Он настойчиво требовал, чтобы мы повлияли на ребенка (мальчик совсем не хотел учиться). Мы вызвали мальчика, побеседовали, провели диагностику, посетили семью, пригласили на консультацию маму, папу, дедушку, предложили ребенку участвовать в спектакле «Ошибка» (о вреде курения), в течение месяца ежедневно репетировали, волновались и поддерживали во время спектакля, поздравили перед всем зрительным залом, вручили грамоту. Мальчик был просто счастлив! Даже в классе, где были сложные отношения, его стали уважать.
А как мы гордимся другим учеником, который прибежал и сообщил, что четверть окончил без «2»! Теперь, встречая этого юношу, уже студента, мы вспоминаем, как строились наши взаимоотношения, сколько общих бед и побед разделили, и понимаем, что идем верным путем.
Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что работа социально-психологической службы гимназии, направленная на приобщение обучающихся разного возраста к здоровому образу жизни, приносит свои плоды. При сравнении результатов исследования за последние пять лет, отмечена положительная динамика, что свидетельствует о том, что все наши мысли, тревоги и заботы не напрасны.
Формы работы с детьми «группы риска»
Индивидуальная работа:
- консультации психолога;
- диагностика уровня тревожности;
- беседы с социальным педагогом;
- работа с семьей;
- диагностика эмоционального состояния;
- контроль посещения уроков учеником;
- отслеживание посещения дополнительных занятий в кружках и секциях;
- работа с инспектором ОДН;
- шефство старшего товарища;
- ответственные поручения.
Групповая работа:
- анкетирование;
- классные часы;
- диагностика;
- тренинги;
- научно-практические конференции и т.д.