«Самообразование педагога – как один из факторов повышения качества образования»
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным.
Учитель сегодня может усовершенствовать свой педагогический опыт в различных направлениях:
• в профессиональной сфере (знания по дисциплине, которую преподает);
• в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения, технологией диагностики достижений учащихся);
• в повышении своей научной степени или научного звания;
• в сфере педагогической психологии и др.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
- посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Совсем недавно в литературе появились уровни профессионального роста учителя (И.Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;
2-й уровень – применение новых технологий обучения;
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением
Проанализируйте, на каком вы уровне саморазвития!
Динамизм социально-экономического и научно-технического развития современного мирового сообщества необычайно остро актуализировал освоение учителем новых информационных технологий. Современные персональные компьютеры и разработанное для них программное обеспечение открыли широкие возможности для активизации самообразования. Одним из важнейших требований к педагогической деятельности учителя является владение информационно-коммуникационными технологиями.
Сегодня существуют множество форм и способов, как учителю повышать свое самообразование с помощью интернет - ресурсов, например:
Дистанционные курсы
Дистанционные конференции, форумы и семинары
Дистанционные конкурсы
Создание собственного сайта
(из опыта работы)
Я перечислила только некоторые формы самообразования учителя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.
Особенно важными для преподавателя являются результаты процесса самообразования, которые могут выражаться в следующих педагогических аспектах:
• повышение качества преподаваемой учебной дисциплины, при этом определяются показатели эффективности и качества обучения;
• разработка и издание методических пособий: статей, учебников, учебных пособий, учебных программ, педагогических исследований, монографий;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов;
• разработка проведения учебных занятий по созданной собственной авторской технологии;
• создание комплекта дидактических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, обобщение результатов проведенного исследовательского эксперимента.
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.
Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления самообразования: • в профессиональной сфере ( знания по дисциплине, которую преподает ); • в области методики преподавания ( овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения, технологией диагностики достижений учащихся ); • в повышении своей научной степени или научного звания; • в сфере педагогической психологии и др.
Научно-исследовательская работа по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педсоветах, научно-методических объединениях; посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическая разработка и практическая апробация разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Уровни саморазвития Нулевой уровень – слабая методическая подготовка; 1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников; 2-й уровень – применение новых технологий обучения; 3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий; 4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета; 6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части; 7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением. Уровни саморазвития
Формы самообразования Дистанционные курсы Дистанционные конференции Дистанционные форумы и семинары Дистанционные конкурсы Распространение собственного опыта через публикации Ведение блога Создание сайта
Результаты: • повышение качества преподаваемой учебной дисциплины, при этом определяются показатели эффективности и качества обучения; • разработка и издание методических пособий: статей, учебников, учебных пособий, учебных программ, педагогических исследований, монографий; • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
Результаты: разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов; • разработка проведения учебных занятий по созданной собственной авторской технологии; • создание комплекта дидактических разработок; • проведение тренингов, семинаров, конференций, обобщение результатов проведенного исследовательского эксперимента.
Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат. ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!