Формирование ключевых компетенций учителя и учащихся-основа успешного обучения.
Формирование ключевых компетенций учителя и учащихся – основа успешного обучения.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Рассмотрим основные компетенции современного учителя.
Учитель должен уметь:
· Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
· Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.
· Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.
· «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
· Занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
· Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
· Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
· Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
· Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
· Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
· Организовать понятийную работу учащихся.
· Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
· Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Ключевые компетенции современного учителя налицо. Как грамотно выполнить переход от компетентного учителя к компетентному ученику? (Слайд) Учитель, обладая профессионализмом, сумеет создать условия для овладения комплексом компетенций учащихся, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально – политического, рыночно – экономического, информационно – коммуникативного насыщенного пространства.
Проще говоря – школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых, конечно же, зависит от компетентности учителя.
Что такое ключевые компетенции? Это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"): (Слайд)
· любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
· осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
· креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
· владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
· готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
· осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
· уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
· осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
· подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Вот каков портрет выпускника школы.
А ребенок? Как вы думаете, чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Конечно же, успеха! Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции учителя и учащихся.
Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. (Слайд) Отсюда прямой выход на применение мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций. Особую значимость приобретает проектная технология, проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры.
Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.
Развивая ключевые компетенции у учащихся, я стараюсь формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность.
Что даёт компетентностный подход?
— Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика. Ученику: повышение степени мотивации учения.
Какие компетенции формирую я у учащихся на своих уроках?
Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика. Их развиваю посредством слушания музыки. Через музыку ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мир. (Слайд 1)
Общекультурные компетенции развиваю через знакомство и исполнение песен своего народа и других народов мира. Рассказываю об эффективных способах организации свободного времени. (Слайд 2)
Учебно – познавательные компетенции формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. (Использую технологию сотрудничества. Учащиеся делятся на команды и каждая команда выполняет свое задание. В итоге – представители команд делятся полученной информацией, делают выводы).
Через инфомационные компетенции формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
С помощью коммуникативных компетенций учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами. (Слайд)
Социально-трудовые компетенции формирую через инсценирование трудовых и обрядовых песен.
Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:
- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
- Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
- Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
- Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
- Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
- Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
- Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
- Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
- Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
- Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
- Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
- Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
- Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
- Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
- Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
- Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
· Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
- Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
- Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
- Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
- Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
- Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
- Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
- Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
- Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Уважаемые учителя!
- Понимаете ли вы, что нужно быть готовыми к постоянным переменам?
- Как вы считаете, возможно ли строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта?
- Сумеем ли мы обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников? А кто самый верный союзник учителей? Родители.
- Давайте обращаться к их помощи!
- Должны ли мы считать себя самым единственным и главным источником знаний?
- Должны ли мы передавать свой жизненный опыт и воспитывать своих учеников, как были воспитаны сами?
- Можем ли мы придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда верные способы правильного и неправильного решения различных проблем?
Итак, сделаем вывод: успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка:
От компетентного учителя к компетентному ученику.
И, если учитель будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, он выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.