Поколение 50-х. Его взгляд на образование и воспитание молодежи

Адоевцева Нина Александровна

Это мое выступление на городской конференции, посвященной 71 годовщине битвы за г. Новомосковск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfereciya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

              Поколение 50–х, 60-х годов.

 Его взгляд на образование и воспитание молодежи.

                                                           Выступление учителя начальных классов

                                                           МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска,

                                                          отличника  народного образования

                                                           Адоевцевой Н.А.

                                                           на городской конференции 11 декабря 2012 года.

Я родилась в начале 50-х годов прошлого столетия. В нашем детстве все было очень просто: учились, лето проводили на Иван - озере. Родители давали нам на тормозок пучок зеленого лука с огорода, огурец, пару яиц и до вечера никто о нас не вспоминал. Помню, что взрослые дети всегда были в ответе за маленьких и постоянно опекали их. В школе мы были примерно все одинаковые, учились по мере своих возможностей, ждали и готовились к школьным вечерам, особенно почему-то запомнился осенний бал (так это тогда называлось), проводили пионерские сборы, а потом старались выполнить его решения, много трудились и в школе, и дома. А прием в комсомол был для нас первым серьезным испытанием и не всем удавалось его пройти с первого раза, хотя все прекрасно понимали, что там, за дверью комитета комсомола школы сидят такие же, как и ты, ученики, но перед приемом  очень волновались, учили устав, готовились отвечать на вопросы. Учитель был непререкаемым авторитетом для всех: учеников и их родителей. Родители в школе появлялись не часто, провинившихся воспитывали свои же товарищи. Хулиганили ребята, но как-то по-детски, без зла.  Каждый знал, куда он пойдет учиться или работать после школы: институт, техникум, училище или просто учеником на предприятие. Мои родители так никогда и не знали, где находится институт, в который я самостоятельно поступила после окончания школы. И в общежитии они не были ни разу не потому, что им было все равно, просто так жили все, так было принято, что мы всего добивались сами. После окончания учебных заведений каждому предоставлялось место работы. Мы знали, что отработав какое-то время на предприятии, государство обеспечит нас бесплатным жильем. Люди жили дружно, чувствовалось доброе отношение друг к другу, взаимовыручка. Особых развлечений не было, поэтому люди много читали, знали классиков русской литературы. Великая советская культура в своих лучших проявлениях воспитывала в людях человечность, патриотизм, жажду самосовершенствования. Читая произведения, молодежь равнялась на людей сильных, честных, целеустремленных, готовых преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия ради блага своей Родины. В той стране завидовать Павке Корчагину или Сане Григорьеву и стремиться подражать им, было естественным и само собой разумеющимся.

        Вот с таким настроем я и пришла работать в 1973 году учителем  в свою родную школу после окончания ТГПИ им. Л.Н.Толстого. Хотелось воспитывать в своих учениках те же чувства и мысли,  которые воспитали в нас. Мы учили уважать старших, помогать младшим. Мы учили не врать, быть честными и любить свою Отчизну. В то время дети еще читали много книг, учили уроки, готовились поступать в вузы. Мы, учителя, в основном учили по принципу: делай, как я. У поколения 70-х все черно-белое. Они либо ненавидят, либо отчаянно любят. Так их учили в школе. Они долгое время жили за железным занавесом, не видели другой жизни. Это были дети, в которых не было жажды быть первыми, их учили быть скромными, не выделяться. Они боялись ответить неправильно, а мы, учителя, радовались, что дети отвечают на вопрос нашими словами.

Поколение 70-х уже тогда понимало, что Советский Союз не может обеспечить их рост, процветание. На их юношеское становление пришлись времена перестройки. Страна закружилась в вихре перемен. Смена общественной идеологии, изменение приоритетов родителей, преподавателей и друзей, быстрое расслоение общества. Они родились слишком поздно, чтобы твердо встать на ноги в той стране и слишком рано, чтобы стать свободными духом в этой.

На их глазах рухнула страна, а вместе с ней – система ценностей, о которых им постоянно говорили и учили. На наших глазах менялась школа. Все началось с отмены единой школьной формы. Все стали такими индивидуальностями, хотя и не имели никакого представления, как теперь надо жить, что делать? Не всем удалось достигнуть того, о чем мечтали. А ведь среди них были удивительные ребята, подававшие большие надежды, но не сумевшие найти свое место в этом быстро меняющемся мире.

Да, если бы мы, учителя, в то время знали, что так изменится жизнь! К самостоятельной жизни наши ученики оказались не подготовлены. Особенно в трудную жизненную ситуацию попали дети 80-х годов, когда старое было отвергнуто, а по-новому еще никто не знал, как жить. Это им достались первые годы оголтелой свободы, с которой никто не знал, что делать.

  Анализируя годы своей работы, хочется сказать, что роль современного учителя  в школе – воспитание  личности, формирование ценностного мира, развитие лидерских качеств учащихся, чтобы у детей не было внутреннего конфликта с самим собой.

 Я полагаю, что сегодня основная проблема, с решением которой должны совместно работать законодатели, педагоги, общественность, это колоссальное снижение нравственного потенциала у молодежи. Необходимо учитывать, что социализация детей и молодежи сегодня происходит не через родительское воспитание, потому что многие родители заняты зарабатыванием денег и мало внимания уделяют духовному воспитанию своих детей.

Возможности системы образования в информационном обществе также  ограничены. Если раньше для ребенка основным источником информации и новых знаний был учитель, то сегодня его место, к сожалению, все чаще занимают средства массовой информации: телевидение и интернет.  У современных детей сегодня доминирует образно-эмоциональное мышление,  и поэтому им особенно необходимы положительные эталоны, которым бы хотелось подражать. В то же время с утра до вечера по нашим телеканалам с помощью, так называемых художественных произведений, нашим детям навязывают образцы жестокого обращения со сверстниками, пренебрежительного отношения к старшим, своим родителям. Уже привычным становятся сведения о том, как молодые родители убивают своих детей, а дети – своих родителей. Так много говорят о жестокости, подлости, предательстве и порой кажется, что иного в нашей жизни и нет. Человечность, порядочность, преданность как будто ушли из нашей жизни, хотя мы знаем, что это не так. Учитель должен рассказать своим ученикам об этом, научить их быть порядочными  людьми.  Да, работать стало сложнее, потому что и дети, и родители другие, но интереснее и, надеемся, современное поколение будет готово к самостоятельной жизни.

  Возможностей для получения  качественного образования сегодня, конечно же,  больше, это и различные образовательные программы, профильные классы,  в школах применяется развивающая система обучения, где каждый ученик имеет право на свою точку зрения, на ошибку, на самостоятельные выводы. В школы пришел компьютер и интернет, а, значит, расширились возможности для самообразования. Но, к сожалению, произошла моральная дезориентация, утрата высоких идеалов молодым поколением. Школа не в силах в одиночку справиться с давлением голого практицизма, стяжательства, агрессии, идущей из социальной среды.

Мы уверены,  что только совместными усилиями государства  и общества мы сможем решить проблемы воспитания и образования будущего поколения и подготовить их к самостоятельной жизни в свободной России, стране, которую мы все очень любим.