Семья или школа? Что считать главным институтом социализации?

Афонюшкина Анна Сергеевна

Утверждать, что социализация ребёнка начинается в школе совершенно не верно, социализация ребенка начинается в семье, в детском саду,  а школа продолжает работу в этом плане.

            Сколько бы мы не говорили о социализации ребенка,  основы социализации закладываются в семье, закрепляются в  произвольной деятельности в том,  что ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры, действия бытового плана  многие из которых со стороны взрослого, родителей  должны быть продуманы и (непроизвольны),  иногда специально смоделированы.

            Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.
            Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.
            Усиление акцента на использование воспитательных возможностей внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важно. Необходимо искать новые формы и методы работы с детьми по месту жительства.

Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей.    Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным. Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия — не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум.

Школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.

Рассогласование школы и семьи может приводить к самым разнообразным негативным последствиям. Может способствовать формированию “двойной морали”, привести к полному отрицанию нормативного поведения вообще, к социальной апатии и др.

В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что семья и школа неразделимы в процессе социализации, и должны работать в тесном тандеме.

 

Комментарии

Главное -семья. Это из собственного семейного опыта и 30 - летнего педагогического стажа. Школа семью не переделает. Школа только может слегка расширить горизонты видения мира ребенку. Если семья школе помогает, то -результат будет положительный, если -нет, то может быть нулевым, а может быть и отрицательным. Что мы иногда на практике и наблюдаем.