Статья "Одаренные дети"
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Рассмотрено на заседании Утверждаю
ШМО филологов Протокол №___ Методического совета Директор МАОУ Гимназия №2
_____________Маврина Н.А. ________О. Ф. Громова ________Л. В. Бесшапошникова
Предметный курс работы с одаренными детьми
«Художественный анализ литературного произведения».
(для учащихся 10—11 классов)
Учитель МАОУ Гимназия №2
Щербинина Е.А.
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от школы. Работа с одарёнными детьми требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Работа с одарёнными детьми крайне необходима в нашем образовательном учреждении. Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.. Ежегодно школьники принимают участие в муниципальных, региональных олимпиадах, занимают призовые места, однако показатели могли быть выше. Необходима программа по повышения уровня подготовки ребят к участию в олимпиадах.
Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы. Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одарённости происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одарённая личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:
-сохранение индивидуальности;
-поддержка собственной познавательной потребности;
-знание психологических особенностей «одаренных».
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи программы:
совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, для работы с одарёнными детьми;
созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышению качества образования и воспитания школьников.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одарёнными учащимися;
элективные курсы;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
интеллектуальные марафоны.
предметный курс «Художественный анализ литературного произведения».
№занятия | Тема занятия | |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности устной и письменной речи | |
Теоретический блок | ||
2 | Литературные направления | |
3 | Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле | |
4 | Идейно-тематический анализ произведения: тема, проблема, конфликт, пафос, идея | |
5 | Композиционный анализ произведения | |
6 | Лингвостилистический анализ текста: лексика и ИВС | |
7 | Элементы стихосложения | |
Практический блок | ||
8 | Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы. | |
9 | Конспект критической статьи. | |
10 | План развёрнутого ответа на вопрос. Монологическое устное высказывание: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?» | |
11 | План анализа эпизода.Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы» | |
12 | План комплексного анализа прозаического текста | |
13 | Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов Горького | |
14 | Композиционный анализ стихотворений Бунина | |
15 | Составление тезисов критической статьи | |
16 | План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование) Ф.И. Тютчеваи А. Фета. | |
17 | Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений М.Цветаевой,А.Ахматовой | |
18 | Композиционный анализ произведений на материале лирики поэтов Серебряного века | |
19 | Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведенийА. Фета и Ф. Тютчева. | |
20 | План сравнительного анализа лирических произведений на материале стихотворений поэтов XIX века. | |
21 | Приёмы сатирического изображения (на материале произведений Салтыкова-Щедрина) | |
22 | Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина) | |
23 | Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”). | |
24-25 | Анализ эпизода: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др. | |
26 | Своеобразие психологического стиля Ф. М. Достоевского. Три портрета Родиона Раскольникова | |
27 | План характеристики литературного героя (М.Шолохова) | |
28 | Роль пейзажа в произведении (на материале романов “Война и мир” «Тихий Дон») | |
29-30 | Анализ эпизода: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др. | |
31-32 | Проблемный анализ произведения: М.Шолохова «Тихий Дон» | |
33 | Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А.Солженицына) | |
34 | Анализ эпизода из произведения литературы конца ХХ века. |
Критерием достижения планируемых образовательных результатов является проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами, участие в олимпиадах различного уровня.
Для подготовки учащихся к олимпиадам проводятся дополнительные занятия, консультации. Мы изучаем много дополнительной литературы, выполняем задания олимпиад прошлых лет. Эта работа даёт свои плоды.
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь учителя в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.