Учитель и учитель-тьютор
Сравнительная характеристика учителя и учителя - тьютора
Учитель | Учитель-тьютор |
Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; обучает, учит чему-либо. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой) | «Тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун». |
Занимается обучением и воспитанием обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся. | Учитель-консультант и координатор. |
Занимает позицию «над учеником». В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить. | Цель — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. |
Продумывает способы мотивации для класса, а не отдельно для каждого ученика. | Продумывает способы мотивации, анализируя познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. |
Приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели. | Осуществляет целеполагание вместе с обучающимися. Двигается от интересов учащихся, помогая им реализовать их цели. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. |
Передает содержание преподаваемого предмета. | Организует образовательную деятельность обучающихся. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. |
Самостоятельная работа под руководством учителя. С его стороны постоянно осуществляется контроль за правильностью действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо от того, осознал ли он причины возникших затруднений или нет | Консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. Создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии. |
Имеет дело только с учебным материалом преподаваемого предмета. | Работает с материалом преподаваемого предмета и производственными проблемами обучающихся. Помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. |
Работает ответами. Учитель вошел в класс, его никто ни о чем не спросил, а он уже начинает: «Подлежащее это главный член предложения…» или «Кольский полуостров находится…». То есть учитель - это знающий и рассказывающий о своем знании (хороший учитель способен не столько рассказывать, сколько организовывать освоение этого знания, но в любом случае, он работает со знанием) | Работает вопросами. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых ученик начинает глубже видеть. Умеет продлевать и углублять вопросы. |
Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-незнающий) | Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся) |
Позиция «над учеником» (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, порой — насилия, часто — авторитарности. | Умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной |
Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием | Доступен всегда. Предоставляет возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций |
Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. | Помогает формировать у школьников следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Учитель -тьютор не вызывает у ребенка чувства страха, не унижает его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость. |
Учитель знает Путь и конечную точку Пути | Тьютор не знает Пути, не знает конечной точки Пути, но он знает, как надо идти |