Мониторинг качества преподавания в школе
Мониторинг- необходимый компонент любого эффективного управления. Целью моей статьи является определение механизма оценки проффессионального мастерства педагога на диагностической основе как средства повышения качества школьного образования. Наиболее существенной и интересной для меня показалась идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса, а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя. Полностью статья с приложениями размещена на моём сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг - компонент эффективного управления. | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Луговская средняя общеобразовательная школа Зонального района Алтайского края
Мониторинг – необходимый компонент любого эффективного управления. Объектами управления могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и ее отдельные параметры. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.
Содержание школьного мониторинга определяется двумя составляющими:
- мониторинг успешности учащихся;
- мониторинг профессиональной успешности педагога.
Эти два параметра мониторинга взаимосвязаны: профессиональная успешность педагога является необходимой составляющей качества обучения обучающихся. На лицо прямая зависимость результатов обучения от квалификации педагога. Учитель – главный источник качества обучения, развития и воспитания школьника. Поэтому, диагностика и оценка профессионального мастерства учителей выступает средством повышения качества образования.
Целью нашей работы является создание механизма оценки профессионального мастерства педагога на диагностической основе как средства повышения качества школьного образования.
Как основное направление эффективного обучения обучающихся является успешное решение обязательного круга профессиональных задач учителями школы на основе применения профессиональных знаний, ориентированных на высокие результаты в обучении обучающихся. В каком направлении развивается учебно-воспитательный процесс, напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагогического коллектива школы. Наиболее существенной и интересной для нас показалась идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса (уровень знаний, умений, навыков, развития и воспитанности учащихся), а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя.
В настоящее время существуют самые различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности. Порой часто встречаешься с разного рода проблемами: нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя. И все же диагностика – это особый вид познания опыта учителя, а мониторинг это живая система этого опыта.
Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня учителя, создаёт основу для выявлений затруднений в работе, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем, она позволяет определить сильные стороны учителя, наметить пути их закрепления и развития в индивидуальном стиле его педагогической деятельности.
Контроль, оценивание – составляющие процесса мониторинга. К этим процедурам нужно подходить крайне корректно. Если мы хотим оценивать эффективность труда учителя, то надо оценивать не сам результат, а брать его в соотношении с поставленными целями. При оценке некорректно основываться только на своих субъективных впечатлениях. Необходимо опираться на объективное изучение результатов труда учителя, а затем сравнить эти результаты с поставленными целями.
Эффективное управление школой требует оперативной надёжной и достоверной информации о качестве уроков, как отдельных учителей, так и педагогического коллектива в целом, что даёт возможность заниматься стратегическим планированием, в том числе организацией повышения квалификации педагогов.
Оформляя критериально выделенные характеристики, мы наметили следующие пути решения проблемы:
Определить приоритетные компоненты качества образования; |
Разработать критерии и показатели качества образования; |
Разработать карту достижений и успехов педагога; |
Планировать работу методической службы исходя из анализа недостатков, выявленных в ходе диагностики профессионального мастерства педагогов; |
Проводить анализ влияния уровня педагогического мастерства учителей на качество образования. Результаты диагностики составляют основу формирования папки профессиональных достижений каждого учителя – портфолио, основным документом которого является карта достижений и успехов педагога. (Приложение 1). Диагностика проводится в четыре этапа: 1. Самодиагностика. 2. Экспертиза МО. 3. Экспертиза администрации школы. 4. Анкетирование учащихся. Диагностика проводится по трём блокам:
|
Для оценки качества проведения учебного занятии мы используем анкету качества урока, разработанную учеными Пермского регионального института педагогических информационных технологий: доктором философских наук Е.А. Юниной и кандидатом технических наук А.И. Севруком. (Приложение 2).
В анкете предложено оптимальное количество пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока, а именно:
- выполнение должностных обязанностей, реализуемых учителем на уроке;
- профессиональная компетентность педагога;
- развивающая направленность урока;
- результативность методической работы;
- признаки гуманизации и гуманитаризации.
В эту работу постепенно включились методические объединения учителей естественно-математического, филологического направления, начальных классов.
Результаты мониторинга по каждому критерию выражаются в процентах. Результат считается отличным, если полученное количество процентов находится в интервале от 80% до 100%, хорошим - от 64% до 84%, удовлетворительным – от 45% до 63%, плохим – ниже 45%.
Обработка результатов мониторинга в конце учебного года позволяет проследить динамику по каждому из перечисленных критериев, по каждому методическому объединению, по каждому предмету и по каждому учителю – предметнику.
Базируясь на результатах мониторинга качества урока, руководитель образовательного учреждения может оперативно и обоснованно определить, какая помощь требуется конкретному учителю, какие вопросы качества образования можно вынести на обсуждение, какое управленческое решение принять.
Полученные результаты ежегодно заслушиваются и обсуждаются на педагогическом совете, на заседаниях методических объединений. Это позволяет спланировать работу на следующий год, как всей школы, так и отдельного методического объединения или учителя – предметника.
Если по какому – то из критериев произошло снижение результата по сравнению с уровнем прошлого года, значит, следует провести учёбу по этому направлению. Так, например, в 2008г. наряду с положительной динамикой по всем критериям, отмечается отрицательная динамика по следующему признаку «Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся» (критерий «Выполнение должностных обязанностей, реализуемых учителем на уроке»), поэтому в программу развития школы была добавлена подпрограмма «Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе». На конец 2008-2009 учебного года по результатам мониторинга качества преподавания в школе показатель по данному признаку повысился на 6%.
Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», — гласит педагогическая аксиома. Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.
Общение в педагогическом процессе выступает как:
- средство решения учебных задач;
- социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;
- способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, складываются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.);
создаются возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств.
В прошлом учебном году также был проведён мониторинг, отслеживающий уровень коммуникативной культуры учителя, который завершился педагогическим советом по теме « Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса». При проведении мониторинга использовались анкеты для учащихся и педагогов, результаты которых были занесены в сводную таблицу для анализа анкеты учителей и последующего определения процентного содержания каждого типа взаимодействия: сотрудничества, подавления и индифферентности. В ходе проведения педсовета был выяснен характер педагогического взаимодействия в коллективе, предложено проведение тренинга бесконфликтного общения и взаимодействия для учителей школы. (Приложение 3).
Итак, многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях оказались малоэффективны, они не дают целостной системы наметившихся тенденций в основных звеньях и структурах, экстенсивно-количественные показатели не отражают существа развития системы образовательной среды, которая должна характеризоваться гибким гармоничным множеством качественных показателей, индикаторов и критериев оценки. Поэтому наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в школе нужно вводить службу мониторинга. Ведущая идея организации службы - эффективное информационное отражение состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.