СДВГ - что это значит?
Некоторые данные о синдроме гиперактивности и дефицита внимания у детей младшего и старшего возраста. Роль учителя в работе с такими детьми. Советы родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СДВГ - что это значит? | 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
СДВГ – что это значит?
«… учитель – это человек, который действительно старается помочь слабым, потому что в его сердце есть место настоящему милосердию…»
Мария Монтессори
Редкому родителю сегодня не знакома аббревиатура СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), поскольку редкому ребенку, увы, нынче не ставят такой «модный» диагноз.
Еще бы! Современные дети стали просто неуправляемые; крутятся, вертятся, невнимательны на уроках.
Однако одни уверены, что с возрастом такая детская подвижность и живость проходят. И в этом случае, требуются меры педагогического воздействия.
Другие не считают проявление синдрома гиперактивности мифом, не списывают все на дурное воспитание и не отделываются фразой: «Вырастет, поумнеет, успокоится!». Они думают, как практически помочь таким детям.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания в мире известен более ста лет, а симптомы были описаны впервые немецким врачом Генрихом Гофманном в середине XIX в. в его самой известной книге «Веселые истории и забавные картинки для детей 3-6 лет». Одно из самых известных стихотворений в книге – «Филипп – непоседа». До сих пор в Германии именно так «Zappel – Philipp», называют гиперактивных детей. В 1902 г. английский педиатр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей. При этом чётко отделил невнимательность от отставания в развитии.
А вот в России об этом синдроме заговорили лишь во второй половине 90-ых годов прошлого века. СДВГ, на самом деле, страдают лишь 3-7% детей – это около 2 миллионов маленьких россиян. Чаще всего это мальчики (их примерно втрое больше, чем девочек). Поставить данный диагноз можно не ранее 5-6 лет. Частично проявления СДВГ могут быть присущи любому ребенку, но если это действительно болезнь, они должны быть ярко выражены, проявляться в любых ситуациях (в школе, дома, на улице) и сохраняться минимум 6 месяцев. Эти дети склонны к неоправданному риску, уходят из дома, чаще попадают в криминальные ситуации. В зрелом возрасте у таких людей повышены риски развития депрессий и склонность к суицидам. С возрастом симптомы могут слабеть, но не исчезают полностью. «Начинать лечение нужно с рекомендацией родителям – как правильно воспитывать таких детей, как с ними общаться. Родители должны понять, что у ребенка есть объективные трудности, и нельзя считать его хулиганом, двоечником, бездельником» - говорит профессор Заваденко, авторитетный в России специалист по СДВГ. А методов немало. На поведение проблемного ребенка помогает воздействовать психолого-педагогическая коррекция. Простые приемы (паузы во время уроков, разбивка большого задания на несколько мелких) часто помогают детям усваивать любой информационный материал. Кроме того, помогают бороться с гиперактивностью лечебная верховая езда и лечебная физкультура. Катание на лыжах , коньках, плавание, туризм рекомендованы таким детям. А они чувствительнее к похвале, чем другие, требуют к себе индивидуального подхода.
Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функцией, например, выработать усидчивость. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время слушать учителя внимательно, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Изучение иностранных языков помогает таким детям стать более внимательными и развивает у них память. В этом случае уроки иностранного языка должны проходить в эмоционально-привлекательной для детей форме. Очень важно при этом, чтобы учитель давал четкие и немногословные инструкции, избегал категоричных запретов. Место в классе для такого ученика надо выбирать тщательно, где меньше всего отвлекающих моментов или сажать за парту прямо перед учителем. Учитель окажет помощь ребенку, если проследит за тем, чтобы тот переписал для себя с доски домашнее задание (иногда полезно завизировать эту запись). Не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний. Надо учить его учиться. И, конечно чем более театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивных детей.
А для любого родителя счастье – видеть, что его ребенок самостоятельно выполняет задания по всем школьным предметам и у него все получается! Растет самооценка ребенка и его родителей, которые обязаны безгранично верить в природу своего малыша; результатом своих усилий иметь активную личность, идущую собственным уникальным путем.
Компанейцева Ольга Михайловна,
учитель английского языка,
МБОУ гимназия №103.
г. Минеральные Воды.