Правовое воспитание для обучающихся с ОВЗ
Быть человеком – это
чувствовать свою ответственность.
Чувствовать стыд перед нищетой,
которая, казалось бы, и не зависит
от тебя. Гордиться каждой победой,
одержанной товарищами.
Сознавать, что, кладя свой кирпич,
и ты помогаешь строить мир.
А.Сент-Экзюпери.
Давайте, немного пофантазируем и представим себе жизнь в современной России. Приверженцы веры «7 день» принесли в жертву своим богам живого человека, убив его. Трёх подростов 12-13 лет заключили в тюрьму за то, что они пели непристойные песни. За плохие отметки в школе ученика 7-Г класса, Васильева И., отец избивал ежедневно ремнём. Петрова М. отправили насильно в психиатрическую больницу, так как он по-другому мыслил, рассуждал, имел свое мнение, несовпадающее с большинством. Марта Петровна перед всем классом прочитала «записку» и Вера С. покончила со своей жизнью, так как одноклассники обзывали её. Может быть, это вовсе не фантазии, а реальность?
А это реальность! Стремительное изменение общественного устройства и экономический кризис привили к росту детской беспризорности и безнадзорности. «Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 миллиона (по данным МВД России) до 4 миллионов (по данным независимых экспертов). Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Масштабы этой национальной трагедии еще до конца не осознаны, поэтому в настоящее время рассматриваемый вопрос является крайне актуальным. Рост детской беспризорности и безнадзорности влечет за собой увеличение числа правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (14 лет). В России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок. Крайне болезненной является проблема социального сиротства. В настоящее время число детей-сирот доходит до 625 тысяч (по данным социальных служб) Причем следует отметить, что 90% из них имеют родителей. В России примерно 400 тысяч семей, где дети — с одним отцом, примерно 5 миллионов семей — с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 миллионов); около 300 тысяч детей рождается вне брака; 35—40 тысяч ежегодно бегут из дома. По данным социальных обследований, до 60% детей раннего возраста имеют проявления рахита, гипертрофии и диатеза, а более 10% — анемии. В школьном возрасте 15—20% детей имеют хронические заболевания, а практически здоровые составляют не более 10—14% всех школьников».[1] Нам очень захотелось узнать: а что у нас в ЦППРК? Мы обратились в администрацию школы с этим вопросом и, узнав данные по нашей школе, приводим их в приложении А. Данные нашей школы подтверждают выступление О.Н.Смолина на заседании Государственной Думы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_svobody_cheloveka.docx | 84.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Всеобщая декларация прав человека, утверждённая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблей ООН. Положения, закрепленные в декларации, включены в соответствующие законы каждой конкретной страны – в конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и т.д. Конституция РФ стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию Конституция - документ общества и государства. Главная цель основного закона - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, так как «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Задачи, стоящие перед Конституцией:
Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.
Упорядочить государственную власть.
Утвердить правосудие.
Набор ценностей, включённых в Конституцию:
нравственные ценности;
ценности демократии;
ценности патриотизма;
ценности социального мира и международного сотрудничества.
Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, были сделаны много столетий тому назад. Ещё в Древнем Риме словом «конституция» называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787 году в США и в 1791 году во Франции. В России декабристы, вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, тоже предложили конституцию. К сожалению, многие их идеи, особенно о равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати и вероисповедания, вошли в законы только в наше время. Поэтому основная цель данного внеклассного мероприятия – закрепить знания обучающихся о правах и свободах гражданина, гарантированных - Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией РФ.
Внеклассное мероприятие.
Игра по станциям «Права и свободы человека» для 8-9 класса
Составитель: М.М.Руужинская, учитель истории и обществознания, ВКК, ГОБОУ ЦППРК №12 Великого Новгорода
«Чтобы страна могла жить,
нужно чтобы жили права»
(А.Мицкевич)
Цель:
Дать представление о проблеме прав человека, показать уровень информированности по данной проблеме.
Сформировать умения выражать собственную точку зрения, работать в коллективе, вырабатывать коллективный поиск решения проблемы.
Вовлечь в работу как можно больше участников.
Каждый класс выбирает капитана. Заранее выбирается судейская команда, которая должна оценивать команду-класс. Судьи записывают баллы каждой команде после очередной станции в маршрутный лист игры.
Капитаны получают маршрутный лист и памятку «Важные правила».
Эта памятка висит в каждом кабинете, куда приходят ребята.
Игра проводится после динамической паузы, во вторую половину дня. Игра состоит из 5-и станций. После завершения игры капитаны сдают маршрутные листы, судейская команда подсчитывает баллы, а затем награждение команд.
Памятка «Важные правила»
Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
Твои права действительны лишь в том случае, если ты не нарушаешь права других людей. Если ты, сегодня, нарушил чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их.
Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводит к беспределу, а обязанность без прав - к произволу.
1 станция. «Права потребителя» (7 баллов) – кабинет №7
Перед вами на столе лежат товары:
консервная банка, упаковка кефира (с просроченной датой), лекарства, пачка чая, видеомагнитофон с инструкцией на немецком языке, кусок твердого сыра, сомнительного качества, пицца не первой свежести и др.
- Эти товары были приобретены мною сегодня. Рассматривая их, укажите, какие права потребителя были нарушены?
- Могу ли я сдать их обратно?
2 станция. «Юридическая» (5 баллов) – кабинет №5
Решение юридических задач. Свои ответы записывают на листе бумаги, Результат отдают судье на станции.
Гражданин Фомичев опаздывал на работу, и был вынужден ехать на своем автомобиле со скоростью 95 км. в час, в то время как установленная скорость на этом участке 60 км. в час. Этот факт был установлен работниками милиции.
- Какой вид ответственности он понесет?
Максимов регулярно забирал из почтовых ящиков соседей их письма. Во время одной из таких краж он был задержан работниками милиции.
- Какую ответственность он понесет?
Гражданин Смирнов продал гражданину Васильеву наркотики. Они тут же были задержаны милицией.
- Какую ответственность они понесут?
18- летний Котов пообещал своему другу 13-летнему Петрову подарить дорогой сотовый телефон, который хранится в одной из квартир в соседнем микрорайоне. Но для этого Петров должен будет залезть в эту квартиру через форточку и открыть дверь Котову. В ходе совершения преступления они были задержаны.
- Какое наказание им грозит?
5. Вова. Заходи мне папа подарил новый диск, песни классные. Давай послушаем?
Стёпа. А давай лучше поставим колонки на подоконники, включим громче. Пусть все послушают!
Вова. Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую привез. Пойдем в другую комнату, поиграем.
- Правильно, ли Володя проводит свой досуг, общаясь со своим другом?
3. станция. «Мудрость» (6 баллов) – кабинет №6
Сейчас этим правом пользуются все, хотя не все этого желают, но чтобы его добиться, люди долго и упорно боролись во многих странах, в том числе и в России. У нас этим правом начинают пользоваться с 7 лет, а в Японии с 3-х
Назовите известную библейскую тяжбу, при разрешении которой доказательством послужил естественный инстинкт матери?
Что это за право, если без него человеку туго, но и с ним не легко, а народная мудрость гласит, что только используя его можно извлечь рыбу из привычной среды обитания?
В Китае существует национальная программа по борьбе с ними. В Индии, людям, которые предпринимают кардинальные меры для предотвращения их появления, дарят приемники и телевизоры, а в нашей стране поощряют их появление? Кто они.
5. Итальянцы могут использовать это право на Красной площади
Москвы или в Париже, французы на Ривьере или в Нью-Йорке,
некоторые русские - в Турции или в Египте, но в основном
даче или в деревне. Каким, словом мы называем это право?
6. В переводе с французского языка - это слово означает «проход
в порт». И действительно, этот документ поначалу выдавался
капитанам судов для прохода в гавань. ТЕПЕРЬ ПЛОХО
ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЕГО НЕ ИМЕЮЩЕГО. Как
называется этот документ?
4 станция. «Да – нет» (15 баллов) – кабинет №10
Задаются вопросы команде-классу, ответ должен быть правильным и аргументированным.
Верите ли вы, что…
в России можно выйти замуж с 14 лет.
правоспособность и дееспособность возникают одновременно.
право граждан избирать именуют активным избирательным правом.
исполнительную власть в РФ осуществляет Государственная Дума.
может ли Президент распустить ГД?
все мужчины и женщины имеют право вступать в брак без всяких ограничений.
гражданин, вступивший в брак в возрасте 16 лет, приобретает полную дееспособность.
для заключения брака требуется согласие родителей.
подлежит ли дом разделу между супругами, если он приобретен до брака.
в РФ несовершеннолетний ребенок может подать в суд на своих родителей.
РФ – светское государство.
защита Отечества – это добровольное дело каждого.
государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, муниципальную.
город Боровичи является субъектом РФ.
Новгородская область является субъектом РФ.
станция. «Сказки. Живое право» (8 баллов) – кабинет №9
Какое право Буратино было нарушено в Стране Дураков? (сказка А. Н. Толстого «Буратино»)
Каким правом воспользовалась лягушка? (сказка В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»)
Какое право нарушено в сказке «Лиса и заяц»?
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (сказка А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде»)
Полицейский, силой ворвавшись в каморку папы Карло. Какое право папы Карло он нарушил? (сказка А. Н. Толстого «Буратино»)
Перед Вами три басни И.А. Крылова. Прочтите их и определите: о каких правах идет речь в баснях?
ВОЛК И ЯГНЕНОК
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший* Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из ващего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
* Светлейший - в царской России почечное обращение к князю.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" -
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах* у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило". -
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела". -
"Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!"
* Муравй - трава.
ГУСИ
Предлинной хворостиной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду истину сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиный:
На барыши спешил к базарному он дню
(А где до прибыли коснется,
Не только там гусям, и людям достается).
Я мужика и не виню;
Но Гуси иначе об этом толковали
И, встретятся с прохожим на пути,
Вот как на мужика пеняли:
"Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
Мужик так нами помыкает
И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем*:
Там даже праздники им к честь учреждены!" -
"А вы хотите быть за что отличены?" -
Спросил прохожий их. "Да наши предки..." - "Знаю
И все читал; но ведать я желаю,
Вы сколько пользы принесли?" -
"Да наши предки Рим спасли!" -
"Все так, да вы что сделали такое?" -
"Мы? Ничего!" - "Так что ж и доброго в вас есть?
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь,
А вы, друзья, лишь годны на жаркое".
Баснь эту можно бы и боле пояснить
Да чтоб гусей не раздразнить.
* "Которым некогда был должен Рим спасеньем" - Существует легенда о том,
что очень давно на Древний Рим напали враги. Ночью они тайно окружили город.
Гуси услышали приближение врага и своим криком предупредили об опасности.
(Ответы: «Стрекоза и Муравей» - право на социальное обеспечение; «Волк и ягненок» - право на жизнь; «Гуси» - равенство всех перед законом)