Акварель в образовательном процессе

Саунин Николай Павлович

Статья об особенностях акварельной живописи и целесообразности использования ее в процессе обучения изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarel_v_obrazovatelnom_processe.docx12.67 КБ

Предварительный просмотр:

В изобразительном искусстве существует огромное количество самых разнообразных материалов.  Одни из них используются довольно редко, другие наоборот известны каждому.  К такам щироко известным материалам относится акварель.

Акварелью называют краски, растворителем для которых служит вода. Они экологичны, не требуют сложного оборудования, просты в употреблении. Поэтому акварельные краски используют как для детского, так и профессионального  творчества.

Акварель выполняется, как правило, на бумаге, поэтому ее часто относят к графическим техникам. Вместе с тем по своим живописным возможностям ее трудно не отнести к живописи. Уникальность акварели заключается в ее промежуточном положении между двумя крайне интересными видами изобразительного искусства.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный  по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе, так и в условиях мастерской.

Акварель обладает широкими техническими возможностями.  Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах  прозрачного красочного слоя или  глубоких сочных цветовых пятнах.

В ней может быть использовано ровноокрашенное  или  с неповторимыми затеками пятно, разной формы красочные мазки и линии.    

Есть у акварели еще одна особенность.  Она не любит поправок. А это требует от исполнителя  виртуозного владения не только техническими приемами акварельой живописи, но и  умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправоенной работы.

Возникает вопрос о целесообразности изучения акварельной живописи на первоначальной стадии обучения изобразительному искусству.  Отвечая на  него можно привести массу доводов как «за», так и «против» использования этого материала в целях обучения детей изобразительному искусству.

Я - большой любитель акварели и сторонник  широкого ее применения в образовательном процессе.

И вот почему.

Акварель приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества.

Она способствует выработке навыка аккуратой работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит  нестандартному восприятию  образа окружающей действительности, равно как и ее передаче.

В целом акварельная живопись формирует  изящество  восприятии мира  и  тонкую духовную организацию личности юного художника.