Эссе по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Предварительный просмотр:
Каждый раз, когда сидишь на педагогических советах, объединениях, слушаешь доклады администрации, в основе которых серьёзные государственные документы, начинаешь серьёзно думать о современном образовании и его несостоятельности. Наша жизнь настолько стремительна, изменчива. Большинство из нас испытывают состояние «шока», и это взрослые люди, а что говорить о детях, которые порой вообще не в «теме». В их сознании, наблюдая даже за собственным восьмилетним ребёнком, происходят сбои, дети выключаются из процесса, они не успевают. Всё так туманно в этом мире бушующем. Вот уже второй год работаю по ФГОС 2, много читала об этом, училась, опять же слушая умных людей, понимаю, многое делаю, как говорят и предлагают, а ничего не меняется. Мы стоим с нашими безумно красиво описанными идеями на месте?
Образовательная система сегодня не меняется? Напротив, она проходит через быстрые изменения, но большинство этих изменений является попыткой очищения существующего механизма, превращения его в более эффективный механизм преследования устаревших целей (гл.18)
Да, в классах заменили мебель, освещение, внесли в урок современные ТСО, но учителя, их не изменили и не изменят, не заменили и не заменят. Альтернативы пока нет.
Сегодня в классе все еще доминируют лекции. Этот метод символизирует старую, вертикальную иерархическую структуру промышленности. Будучи все еще полезными при ограниченном применении, лекции должны уступить место множеству обучающих методик, от ролевых игр до компьютеризованных семинаров и погружения студентов в то, что мы могли бы назвать «изобретенным опытом». Экспериментальные программирующие методы, привлеченные из области отдыха, развлечений и промышленности, расширенные на основе психологических принципов завтрашнего дня, заменят знакомую лекцию, часто промывающую мозги Школы будущего, если они хотят способствовать адаптации в последующей жизни, должны будут экспериментировать в других формах (гл.18)
Мы продолжаем говорить, скорее настаиваем на том, что за образованием будущее, особенно в нашей стране. В это ещё верят дети моего 2 класса. Мне очень понравилось в главе 18 следующее: «Учителя предупреждают, что недостаток образования уменьшит шансы ребенка в мире будущего. Министерства, церковь и средства массовой информации - все уговаривают молодых людей остаться в школе, так как сейчас, как никогда раньше, все наше будущее зависит от полученного нами образования». Вот оно наше сознание, и от этого не уйти.
Уже сегодня я не могу аргументировано объяснить своей дочери, почему она должна каждый день вставать в 7 утра и идти в школу, да ещё и с выученными «на зубок» уроками, тогда как ребёнок просто хочет заниматься своим любимым делом – учить английский язык и заниматься в Школе искусств на отделении ИЗО. Потому что она в этом видит себя в будущем.
Если наши дети должны более успешно адаптироваться к быстрым переменам, это искажение времени должно быть прекращено. Мы должны сделать их чувствительными к возможностям и вероятностям завтрашнего дня - усилить их чувство будущего (гл.18)
Почему, например, обучение должно быть сформировано вокруг фиксированного круга предметов - английский, математика, экономика. Почему не вокруг периодов человеческой жизни - рождение, взросление, женитьба, зрелость, старение; или не вокруг социальных проблем, или не вокруг значительных технологий прошлого и будущего, или других бесчисленных альтернатив.
Вместо стандартной программы начальной и средней школы, в которой все учащиеся в целом получают доступ к одной базе данных - той же истории, математике, биологии, литературе, грамматике, иностранным языкам и т. д., движение футуризма в образовании должно пытаться создать разнообразные предложения информации. Дети должны иметь возможность более широкого выбора, чем сейчас. Их нужно побуждать к опробованию разнообразных кратких курсов (может быть, по две-три недели) перед тем, как принять долгосрочные обязательства. Каждая школа должна предлагать учащимся десятки свободно выбираемых предметов, основанных на идентифицируемых предположениях о будущих потребностях. Диапазон предметов должен быть достаточно широким (гл.18) Какой восторг бы я испытала, если это стало бы возможным. Какая прекрасная идея, направленная на человека, его личные качества. Но ведь это невозможно в нашей системе образования! У нас скорее нет, чем когда – то да! И вообще слова «система образования» лично у меня как-то не вяжется. Порой нет даже связи межпредметной между начальным средним и общим школьным образованием. Учителя говорят, забудьте то, чему учили вас до меня. Здорово получается!
Идеи Э.Тоффлера, описанные в гл.18, настолько интересны, правильны, даже понятны, переворачивают сознание, но невозможны. Печально, что так, а не для людей!