родительское собрание "Нравственность как основа успешности образовательного процесса"
Обещешкольное родительское собрание, 30.10.12 в МОУ Становская сш Ржевского района Тверской области
Нравственность как основа успешности образовательного процесса
Суть культуры «в общественной ценности человека».
Э. Кант
Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успешного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе; ориентировать родителей на постоянное совершенствование культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка, на реальную оценку поведения детей и поиск путей его коррекции.
Ход собрания
Вступительное слово
Уважаемые коллеги, родители, здравствуйте!
Тема моего выступления «Нравственность как основа успешности образовательного процесса»
Слайды 1-2 презентации.
В России Государственный образовательный стандарт в настоящее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии государства относительно образованности граждан, упорядочения ответственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся, отмечается в стандарте, определяет и содержательный компонент (обязательный минимум содержания образования), и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.
Уже содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:
познавательной культуры,
коммуникативной культуры,
нравственной культуры,
эстетической культуры,
трудовой культуры,
физической культуры.
Говорю об этом потому, что начальная школа уже перешла на образовательные стандарты 2 поколения. Основная школа (пока на уровне проекта) тоже готовится к переходу на новые О/С.
В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предусматривает:
формирование культуры нравственного поведения школьников;
выработку нравственных основ мировоззрения;
усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
основе общения и деятельности людей;выработку основных понятий нравственного сознания школьников и др.
Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выдвигают требования к общей культуре личности.
Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выполнение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитатели, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила бытового социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной родителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного процесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи. Поговорим о родительском авторитете подробнее (слайд №3). Истинный авторитет (как известно) есть не что иное, как истина, высказанная силой разума.
Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.(Как на ЕГЭ и Г(И)А). (Слайд №4)
Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!
Можешь делать, что хочешь.
Мне все равно, что ты делаешь.
Я хочу понять, почему ты так делаешь.
Правильный ответ очевиден, но каждый из присутствующих здесь признается самому себе , что хотя бы единожды прибегал к трём предыдущим вариантам.
Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родителей действует по схеме родителей послевоенных Родители50-хгодов считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели.
Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они —
порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни не
редко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родительский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть
плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя восполнить. Мы часто (вольно или невольно) подменяем друг другом понятия: «авторитетное и авторитарное воспитание».
Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее? Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, все дозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.
Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.
Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.
Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. Каждый из нас имеет «нравственные уроки семьи» (Слайд №5) Нравственность- это разум сердца. (Г.Гейне). Послушайте текст, постарайтесь определить его жанр.
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.
Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги...
но это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые
Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.
Давайте подумаем о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца и будем помнить, что дети как губка: впитывают многое. Постоянно напоминайте ребёнку, что у него большие возможности, нужно только поверить в них. Подчёткиваете индивидуальность, ценность вашего ребёнка. (Слайд №6)
Пповерить в себя помогут
“Нравственные приоритеты семьи”
Нравственность — это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Правила эти во многом зависят от того, как человек живет, кто формируется образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.
Один человек живет так, что и через века его вспоминают с уважением и гордостью...
Этот человек жил на земле, он делал ее чище, добрее, рядом с ним было тепло людям, нуждающимся в тепле, было радостно нуждающимся в радости.
Люди эти — пример нравственности, пример человеколюбия и человечности. Как хочется всем нам, чтобы наши дети стали такими, чтобы мир, такой хрупкий и бесценный, они сумели сохранить и приумножить. Для реализации наших желаний необходимо знать,воспитывать склонности и интересы детей, а так как в аудитории присутствуют родители будущих выпускников, следующий раздел выступлени:
«Склонности и интересы подростков выборе профессии» (слайд №7)
Профессия — это тягость, переходящая в радость.
Высказывание прохожего в ходе интервью
Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей,
свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего
того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — -это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Представители центра занятости, представители средних учебных заведений, которые были приглашены на встречу с уч-ся 9, 11 классов 24.10.12 в нашу школу, рассказали о возможных путях помощи семье в выборе ребенком будущей профессии, поделились информацией о востребованности тех или иных профессий, рассказали о профессиях, которые только появляются на рынке труда.(слайд №8)
Профессиональное самоопределение подростков
Профессиональное становление и самоопределение подростка — это многоаспектный процесс. При его реализации применяются социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический подходы. Информационное поле достаточно велико: от знания профессий и их классификации, роли интересов, способностей человека, роли и традиций семьи и, наконец, здоровья подростка. Особенно актуальна эта информация в период меняющихся социальных условий.но в любых соц. Условиях,
- Говоря о методах воспитания детей, необходимо определить для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?
- На первой картине изображен сюжет басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»(слайд №9-10), в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия
- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?
Родители высказывают свои предположения.
- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.
Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.
Учите детей быть первыми.
Если вы есть – будьте первыми,
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – настоящими книгами.
Первыми будьте и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника
Первый маляр.
Спросят вас оробело:
“Кто же тогда останется,
Если все будут первыми,
Кто пойдёт в замыкающих?”
А вы трусливых не слушайте,
Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими,
Если вы есть – будьте первыми!
Если вы есть – попробуйте
Горечь зелёных побегов,
Примериваясь, потрогайте
Великую ношу первых.
Как самое неизбежное
Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми,
Первым труднее и легче!
(Роберт Рождественский)
Давайте подведем итоги:Наша с вами задача — помочь ребёнку пройти этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы. И в заключение, давайте помнить: «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души-невозможно» (Монтель). Спасибо! (Слайд №11).