Рабочая программа 10-11 класс Максаковский В.П.
1.Пояснительная записка
2.Содержание дисциплины
3.Тематическое планирование
4.Календарно-тематический план
5.Требования к уровню подготовки
6.Перечень учебно-методического обеспечения.
7.Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_klass_maksakovskiy_v.p.doc | 71.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская СОШ №1»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________ Бикчурина Э.Ш.
Протокол № ____ от
«___»___________20___
«Утверждаю»
Приказ №____ «____»_________20__года
Директор школы _____ Мензуллин Ю.Б..
«___»____________20___г.
Рабочая программа
учебного курса
социальной и экономической географии мира 10-11 класс
(базовый уровень)
учителя географии
Янгляевой А.Н.
2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования» по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы для среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Общая характеристика учебного предмета.
По географии на базовом уровне ориентируется ,прежде, всего на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развивать у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Содержание дисциплины
Современная политическая карта мира.
Многообразие стран современного мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира.
Государственный строй мира.
Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
Население мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
География отраслей мирового хозяйства
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Влияние НТР на территориальную структуру хозяйства.
География отраслей Мирового хозяйства.
Топливно-энергетический комплекс. Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность.
Лесная пр-ть, география сельского хозяйства. Транспорт. Международные экономические отношения.
Регионы и страны мира
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Россия в современном мире
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
Оценочные практические работы 10 класс
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Оценочные практические работы 11 класс
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
2 .Определение международной специализации крупнейших стран.
3. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
4. Составление характеристики Канады.
5. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
Определение роли России в производстве важных видов продукции.
Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией.
Тематическое планирование
10-11 класс.
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка уч-ся, час | Из них | |||
Теоретич. обучен. час | Практ. работа час | Контрольн работа час | Зачет час | |||
1 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10. | Введение. Современная политическая карта мира. География мировых природных ресурсов. География населения России. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. География отраслей Мирового хозяйства. Политическая карта мира Регионы и страны мира. Россия в современном мире. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Итоговый урок. | 4 5 6 6 11 3 24 5 2 1 | 4 4 5 5 9 3 19 5 2 | 2 по 20 мин 1 по 20 мин 1 по 20 мин. 1 1 | 1 1 4 | 1 1 1 |
РЕЗЕРВ | 3 | 56 | 2 | 6 | 3 | |
ИТОГО | 70 |
Учебно-тематический план. 10 класс.
№ | Наименование разделов и тем. | Виды занятий | Виды деятельности и формы | Наглядные пособия и технические средства | Виды контроля | Дата планируе- мая | Дата факти ческая |
Современная политическая карта мира (4 часа) Введение. Политическая карта мира. | Вводный урок (лекция) | Частично-поисковая беседа, работа по карте | Настенная карта, атласы | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | |||
Международные отношения и политическая карта мира. | Лекция с элементами беседы | Работа по карте | Настенная карта, атласы | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Государственный строй мира. Практическая работа №1Составление систематизированной таблицы «Государственный строй стран мира» | Комбинир. | Выполнение практической работы Выполнение практической работы | Настенная | ||||
карта, атласы | |||||||
Политическая карта мира. Практическая работа №2 «Хар-ка ПГ положения страны» | Комбинир. | Настенная карта, атласы | |||||
География мировых природных ресурсов (5 часов) Взаимодействие общества и природы. | Вводная лекция | Эвристическая беседа | Настенная карта, атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | |||
| Природные ресурсы Земли, их виды | Комбинир. | Эвристическая беседа, работа по карте. | Настенная карта, атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | ||
Практическая работа №3 Оценка ресурсообеспечения отдельных стран и регионов. | Практикум | Выполнение практической работы | Настенная карта, атласы | ||||
Загрязнение и охрана окружающей среды. Урок обобщения и закрепления знаний. | Комбинир. | Объяснение нового материала с закреплением. | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Географическое ресурсоведение и геоэкология. Урок контроля знаний | Проверка знаний | Тестирование | Настенная карта, атласы | ||||
География населения мира(6 час) Численность и воспроизводство населения. | Лекция | Настенная карта, атласы | |||||
Состав населения. Практическая работа №4 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов» | Практикум | Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира | Настенная карта, атласы | Практическая работа с использованием карт атласа, составление таблицы | |||
Размещение и миграция населения. | Вводная лекция | Настенная карта, атласы | Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | ||||
Городское и сельское население. Урбанизация. | Лекция с элементами беседы | Настенная карта, атласы | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||
Обобщение знаний по теме. Подготовка материала для обобщающего зачета. | Семинар | Настенная карта, атласы | Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | ||||
Зачет по теме «География населения мира» | Семинар | Фронтальный письменный опрос | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
НТР и мировое хозяйство.(6 часов) Научно-техническая революция | Вводная лекция | Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил | Настенная карта, атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | |||
Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция | Лекция с элементами беседы | Настенная карта, атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | ||||
Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. | Семинар | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||
Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. | Семинар | Настенная карта, атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | ||||
Факторы размещения. Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил» | Практикум | Настенная карта, атласы | Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | ||||
Итоговое занятие по теме «НТР и Мировое хозяйство» Контроль знаний. | Практикум Тестирова- ние | Настенная карта, атласы | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||
География отраслей Мирового хозяйства (11 час) География промышленности. ТЭК. Топливная промышленность | Комбинир. | Эвристическая беседа, работа по карте. | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть, металлургия | Лекция с элементами беседы | Определение стран-экспортеров, основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира | Настенная карта, атласы | Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | |||
Машиностроение. Химическая пр-ть. Практическая работа №6»Составление экономико-географической хар-ки одной из отраслей промышленности» | Комбинир. | Настенная карта, атласы | Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | ||||
Лесная, легкая пр-ть. | Лекция с элементами беседы | Настенная карта, атласы | Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | ||||
Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция» | Лекция с элементами беседы | Настенная карта, атласы | Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | ||||
Животноводство | Лекция с элементами беседы | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||
География транспорта. | Лекция с элементами беседы | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||
Практическая работа № 7 «Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и с/х продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха» | Практикум | Настенная карта, атласы | |||||
Международные экономические отношения. | Комбиниров. | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||
Урок обобщения и закрепления знаний по теме « География отраслей мирового хозяйства» | Практикум | Практикум Индивидуальный | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Контроль и учет знаний по теме. Урок – зачет. | Практикум | Коллективный Фронтальный Индивидуальный | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Обобщающее повторение курса географии 10 класса | Практикум | Коллективный Фронтальный Индивидуальный | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Итоговый урок | Практикум | Настенная карта, атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач |
11 КЛАСС
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
УМК:
1. Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира / В. П. Максаковский.
М.: Дрофа, 2008-9.
2.Географический атлас. 11 кл. - М.: Дрофа, 2010.
3.Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира / А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2004.
Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.
Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, X 2004.
Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2004.
Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003. щ
Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа,2004
7.Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2007.
Литература для учителя.
Смирнова В М Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.: Просвещение, 1996
Перлов Л Е Дидактические карточки задания по географии 10 класс М Экзамен 2005
Экономическая и социальная география мира поурочные планы составитель Ануфриева О И Волгоград Учитель 2008
Экзаменационные вопросы и ответы География 10 11 класс учебное пособие М Аст пресс 1999 составитель
Мишняева Е Ю География 10 класс поурочные планы 1 2 части Волгоград Учитель Аст 2008 составитель Толмачева Е В
Элькин Г Н Экономическая и социальная география мира поурочное планирование Санкт Петербург паритет 2003
Нестандартные уроки в школе География у нас в гостях Япония составитель Романова А Ф Волгоград Учитель 2003
Гладкевич Г И Зубаревич Н В Готовимся к экзамену по географии выпуск 1, 2, 3, 4. М 1998
Я иду на урок географии История географических открытий книга для учителя М первое сентября 2000 составитель Лазаревич К С
Максаковский В П Новое в мире Цифры и факты дополнительные главы к учебнику Экономическая и социальная география мира М Дрофа 2009
География от урока к экзамену сборник задач книга для учителя Под ред Наумова А С Просвещение 2001
Шатных А В Современный урок географии Часть 3 Методические разработки уроков географии 10 класс Школьная пресса 2002
Петрова Н Н Тесты по географии 6 10 классы методическое пособие Дрофа 2001
Пятунин В Б география 6 10 кл Контрольные и провероч ные работы Дрофа 2001
Примерная тематика творческих работ и проектов
Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.
Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
География внешних миграций мира в XX веке.
Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
География крупных мегаполисов мира.
Экономическая интеграция в Европе.
Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.
нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
Международные программы по охране природных ресурсов.
Особенности урбанизации в различных странах мира.
География христианства в современном мире.
Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
Микрогосударства Европы.
Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.
особенности современного международного разделения труда.
Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.
Современный экономический кризис и экономика России.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Вид проверочной работы | Система оценивания |
письменные | 5-ти бальная стандартная система |
тесты ответы на вопросы | правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
Устные | 5-ти бальная стандартная система в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков |