Интеграция общего и дополнительного образования.
Интеграция общего и дополнительного образования детей подразумевает тесную связь и взаимодействие. Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам – личностям:
- уровень личности ребенка – формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование;
- уровень педагога – формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
- уровень органа управления – формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления.
2. По образовательный пространствам:
- уровень предмета – формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета;
- уровень комплексной образовательной программы – формирование межпредметных связей, оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
- уровень учреждения дополнительного образования – формирование образовательного пространства учреждения, формируется в виде программы учреждения.
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию:
- внутренняя интеграция - создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом;
- внешняя интеграция - создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы).
Формы сотрудничества УДО и школы
создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей ;
проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.
Дополнительное образование дополняет образовательное пространство школы до его целостности.
Пространства взаимодействия»:
интегрированные уроки (уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.), элективные курсы, предпрофильную подготовку ;
предметные кружки, факультативы, школьные научные общества;
концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия,
и др.
Целеполагание должно осуществляться на основе исследования социального заказа
Социальные заказчики:
дети и их родители;
государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.
Технологии управления процессом интеграции
Интегрированная программа
Интегрированные программы можно классифицировать по разным основаниям.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида программ:
совместной деятельности педагогов (взрослых);
совместной деятельности детей;
совместной деятельности детей и педагогов разных объединений.
Интегрированная программа
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
внешнего сотрудничества;
внутреннего сотрудничества.
По целям и задачам:
одноцелевая (целевая);
многоцелевая.
По содержанию:
однонаправленная;
комплексная.
По системообразующему фактору:
учебно-предметной ориентации;
проблемно-тематические («сквозные»).