Методы обучения в школе
Метод- зто способ , путь достижения цели . Классификация методов обучения : 1) Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности. 2) Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности. 3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obucheniya.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы обучения - это способы совместной деятельности
педагога и учащихся, направленных на достижение
ими образовательных целей . (А.В. Хуторской).
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам обучения.
Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.
Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).
Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария.
Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).
Классификация методов обучения
При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
. Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации);
. Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);
. Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);
. Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении:
. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников, получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно- практических:
. Методы устного контроля и самоконтроля;
. Методы письменного контроля и самоконтроля;
. Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие): рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.
Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа;
б) метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
в) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
г) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
д) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
Методики обучения (А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и методикам)
Классические отечественные методики Инновационные методики обучения
Методики авторских школ
- Система обучения М.В.Ломоносова - Программированное обучение - Методика Шаталова
- Свободная школа Л.Н.Толстого - Развивающее обучение - Методика "погружения"
- Дидактика П.Ф.Каптерева - Проблемное обучение - Школа свободного развития
- Система обучения С.Т.Шацкого - Эвристическое обучение -Русская школа
- Система обучения А.С.Макаренко - Природосообразное обучение -Школа диалога культур
- Методика А.Г.Ривина - Личностно-ориентированное обучение -Методологический колледж
- Продуктивное обучение -Школа самоопределения
Зарубежные методики
- Система Сократа
- Новая школа С.Френе
- Система М.Монтессори
- Вальдорфская школа
- Школа завтрашнего дня (Д.Ховард)
- Дальтон-план и другие системы обучения
«Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции». М.И.Махмутов
Методика проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи; он основал частную школу, основой обучения которой являлись игровая и тру довая деятельность.
Методика проблемного обучения относится к технологиям, определяющим стратегию и стиль обучения.
Т.А.Ильина
Методика проблемного обучения
А.В.Брушлинский (1983 год) выделяет два типа проблемных ситуаций:
Первичная - возникает тогда, когда обучаемый, наталкиваясь на
противоречие, еще не осознает его, хотя и испытывает при этом недоумение,
изумление, познавательный дискомфорт.
Вторичная проблема- проблема осознана и четко сформулирована.
Проблемная ситуация – это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении
им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия. А.М. Матюшкин