"Две трудные задачи..."
Предварительный просмотр:
Две трудные проблемы у воспитателя:
первая: как вырастить доброго и честного, правиль ного человека;
вторая: когда вырастишь доброго и правильного человека, то как ему жить?
Все революции, вся борьба, все страдания людские ради одного — чтобы талантливым, честным и доб рым людям жилось лучше, чем бесталанным, бессове стным и бессердечным.
Но социальная справедливость — вопрос политики, а не педагогики. Педагоги жизнь не переделывают, не воспитание решает судьбы мира. Только очень на ивные люди думают, будто мир изменится от фраз, начинающихся со слова «пусть»: «Пусть каждый на своем месте хорошо работает, и все будет хорошо», «Пусть каждый займется собой, постарается быть доб рее, и все будут добрые», «Пусть каждая мать воспи тает хорошего человека, и мир превратится в рай». Пусть-то пусть, да не получается. Нужно очень много условий, для того чтобы наше «пусть» приобрело хоть какую-нибудь силу, а без этого оно скрывает обман. Вместо серьезного исследования обстоятельств жиз ни, вместо серьезной и тяжелой борьбы — легкокры лое «пусть».
Но как же все-таки быть?
Предположим, думает иной читатель, я постараюсь и дам своим детям счастливое детство; предположим, они вырастут честными и добрыми людьми. Но како во им будет жить с их честностью и добротой? И что будет с моими детьми, когда они, выйдя из счастливо го детства и мечтательной юности, встретятся с суро вой действительностью? Разочарование, крушение иде алов, растерянность, отчаяние — вот что их ждет...
Рассуждения такого рода, с виду безукоризненно логичные, подозрительны своим удобством. Это очень удобные рассуждения! А в нравственной жизни все, что удобно, то скорее всего ложно.
Каждый из нас хоть иногда слышит голос совести. Но жить по совести трудно, а иной раз совесть толка ет буквально к гибели. А жить-то хочется.
Поэтому каждому человеку для выживания вместе с совестью дана еще и антисовесть — тот внутренний голос, который утишает голос совести, опровергает его или просто заставляет замолчать.
Совесть, увидим мы дальше, есть решительно у всех; нет человека без совести, как нет человека без сердца. Но есть люди с такой сильной антисовестью, что со вести в них и вовсе не заметишь. Заглушена.
Воспитывать честных и добрых детей некоторым очень легко, не нужно почти никаких усилий; а неко торым — неимоверно трудно. Но совесть мучит. И тогда усиливается голос антисовести: «И не надо честно сти, пропадешь с ней».
Голос антисовести обычно подкрепляется услужли вым здравым смыслом. Например, говорят же — тя жело в учении, легко в бою. Вот и будем с детства готовить ребят к тяготам жизни. Пусть с ранних лет узнают они суровую правду жизни.
Для физической закалки и приучения к дисциплине солдатам необходимо тяжелое учение. Но духовные законы не те, что законы физического развития. Для закаливания тела нужно спартанское воспитание, а для закалки духа нужны идеалы, представление о счастье, здоровая нравственность.
Крепкий духом человек не ждет от жизни легкой удачи. Не знавший особых трудностей в детстве, он тем не менее лучше подготовлен к встрече с жизнью. Он здоровее! Он не предается унынию, не впадает в отчаяние, он не меняет веру в жизнь после первой же беды. Он видит в людях не одно лишь дурное, но и доброе. Он способен улыбнуться, наконец! Он знает счастье и верит в него.
Симон СОЛОВЕЙЧИК. Из книги «Педагогика для всех»