Если еще совсем недавно мы вели речь об использовании ИКТ в обучении, то теперь все чаще говорят о переносе самого обучения в технологии.
Отмечаются следующие тенденции, игнорировать которые просто невозможно:
- онлайн менеджмент учебным процессом;
- стремительное распространение электронных книг и источников (на западе отмечается уже их доминирование);
- использование облачных сервисов вместо жесткого диска компьютера, что открывает доступ к информации отовсюду в любое время;
- широкое распространение мобильных устройств и значительное увеличение числа их пользователей. Проблема недостаточной оснащенности образовательных учреждений современной техникой и устройствами решается за счет «принеси свое устройство» (bring your own device);
- обучение в сотрудничестве онлайн;
- рост социальных сетей и использования их в образовании;
- распространение такого явления, как “snack learning” («учебный перекус на бегу»), когда учащийся использует время в ожидании транспорта на остановке, в транспорте, очереди, усваивая («заглатывая») информацию маленькими порциями, «кусочками»;
Постепенно меняются и сам образовательный процесс и функции учителя, а для их осуществления требуются новые умения:
- Ему нужно уметь предвидеть те навыки, которые будут востребованы в недалеком будущем, чтобы обучить им своих учеников.
- Он должен постоянно учиться и развиваться сам (lifelong learning), чтобы эффективно учить и "...не стоять старым засохшим деревом среди молодой зеленой поросли" (Ш.Амонашвили).
- От ОБ-учения он переходит к организации учения каждым в сотрудничестве со сверстниками и индивидуально, помогая выстраивать каждому свой маршрут.
- Организация у-чения требует умений создания самостоятельного или в сотрудничестве со своими учениками и контента и образовательных ресурсов.
- Современный образовательный процесс и необходимость постоянного профессионального развития требуют умений организации взаимодействия на разных уровнях: индивидуальном, парном, групповом, уровне сетевых сообществ и групп.
- Обучение, создание контента и образовательных ресурсов, обмен ими, связь и взаимодействие с учениками, родителями и коллегами становятся немыслимы без современных инструментов, а значит, на смену мелу, доске, учебнику и телефону приходят новые технологии, и эффективное владение ими становится необходимостью, обязательным условием.
О педагогике 21 века и новых грамотностях можно подробнее почитать
здесь