Эccе на тему "Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности"
Опыт показывает, что успеха добиваются не столько способностями, сколько усердием. Побеждает тот, кто душой и телом отдаётся своей работе. (Бакстон Томас Фауэлл- английский филантроп).
Портфолио – быть или не быть?
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов).
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV–XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. она становится популярной во всём мире.
Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Несколько лет в нашей стране назад мы заговорили о портфолио ученика. В настоящщее время это уже не идея, а острая необходимость. С первого класса у детей появляется портфолио, который они пополняют на протяжении всего периода обучения.
Позднее появилась идея создания портфолио учителя, портфолио школы. Идея создания портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио представляет собой коллекцию собственных достижений и результатов.
Портфолио имеют дизайнеры, журналисты, фотографы, своё портфолио теперь имеет каждая уважающая себя фирма, предприятие... .
Цель портфолио – показать, на что способен профессионал на практике.
Портфолио Учителя рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Портфолио даёт возможность отслеживать развитие профессионального уровня Учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Работа над портфолио очень трудоемкая, но есть высказывание на эту тему «The more we do, the more we can do. – Чем больше мы совершаем, тем ещё больше мы способны совершить». (Уильям Хэцлитт – английский литературный критик и эссеист). Нужно стать исследователем, чтобы переосмыслить свой педагогический опыт, условия развития устойчивого познавательного интереса, результаты диагностики. Овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием формирования учителя как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования (особенно, когда речь идёт о качестве образования). Портфолио - инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя.
Сбор информации, систематизация и анализ собранной информации – двигатель Учителя. В нём прослеживается механизм самообразования, самопознания, самоактуализации и рефлексии учителя. Портфолио учителя – это очередной этап в развитии профессии.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
- Это папка достижений, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.).
- Рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет).
- Проблемно-исследовательское, связанное с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции.
- Тематическое, создаваемое в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу.
- Методическое, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.
Портфолио является одним из стимулов к самосовершенствованию. Заглянув в портфолио педагога или учителя, можно судить о его компетентности, профессиональном росте, достижениях и заслугах, подтвержденных различными сертификатами, грамотами и поощрительными наградами. Это является своеобразным мониторингом профессиональной деятельности. Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
- Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
- Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
- Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
- Предложить способ организации того или иного учебного курса.
- Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
- Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.
Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.
Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, родителей об учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.
Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:
- Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы.
- Видеозапись типового занятия преподавателя.
- Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, например: компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.
Итак, в портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности.
С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.
В начале нынешнего учебного года я начала создавать своё портфолио, но оно в бумажном варианте. Составляла его в соответствии с рекомендациями создания портфолио учителями английского языка, изложенными в методическом журнале «Английский язык в школе», издательство «Титул», г. Обнинск.
В июне, когда приехала с курсов, администрация школы порекомендовала мне поучаствовать в конкурсе «Электронное портфолио перспективы использования в профессиональной деятельности. Рекомендации по содержанию». Решила попробовать . Это новая технология, роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития. Не всё получается, знаний не всегда хватает. Но появилось желание сделать это портфолио. В каком виде представить портфолио – индивидуальный выбор и творческий подход педагога.
Идеей создания электронного портфолио я заинтересовалась в процессе работы. Теперь буду экспериментировать, искать материал, который разбросан по тетрадям, папкам и т. д., приводить всё в порядок (иначе будет стыдно перед коллегами), ведь портфолио не свалка. Хочется сделать его интересны, нескучным, а главное, полезным для других, особенно молодёжи.
Портфолио в электронном виде гораздо удобнее бумажного: здесь можно всё подправить, вставить, удалить, добавить интересную анимацию.
Я думаю, что за электронным портфолио будущее. Сидишь дома, отправляешь его по электронке в организацию (а может и в несколько организаций) и ждёшь ответа.
Захотел обменяться опытом, посмотрел опыт других учителей, при желании скачал себе и пользуйся на здоровье, пополняя копилку уроков, внеурочных мероприятий. Получилось хорошо что-то у самого – поделился с другими. Всё это быстро. Обмен идёт не на уровне школы или района, а принимает глобальный характер.
А какой это плюс для аттестации. Всё собрано, разложено по папочкам. Дома места не занимает и хранить можно на диске. Бумажный вариант, как правило, многотомный, тяжёлый – за один заход не унесёшь.ч
Итог. Портфолио быть! А электронному варианту тем более. Необходимость иметь такое портфолио скоро осознают все. Конечно, я бы добавила ещё несколько рубрик, которые, на мой взгляд, окажутся полезными для молодых педагогов:
- Игротека (подборка игр дидактического, орфографического, творческого характера и т.д.).
- Банк обучающих заданий к различным видам упражнений (не все молодые педагоги могут правильно сформулировать задание).
- Банк памяток для учащихся по разным видам деятельности.
- Учебно – тематическое планирование.
- Виды самоанализа уроков (структурный, комплексный, аспектный и др.)
- Виды учебно – методических пособий, как изданных к УМК, так и созданных самим учителем. Это из раздела «Методическая деятельность а) учебно- методическая деятельность».
Из раздела «Экспертиза и диагностика», добавила бы материалы оценивания: критерии и шкалы оценивания продуктов различных видов деятельности (сочинения, диалогическая, монологическая речь, чтение и т.д.
Комментарии
ответ Надежде Николаевне
Ответ Сауле Карекешевне
ответ Надежде Николаевне