Мои педагогические ценности
«Учитель - плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» К.Д. Ушинский. Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью для человека является всё, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование. Для меня важнейшими ценностями являются такие качества личности, как честность и порядочность. Они стоят у меня на первом месте, далее идут следующие: открытость, человеколюбие, толерантность, уважение к старшим, ответственность и обязательность, доброта, внимание к окружающим ит.д. Ценности личности ребенка - еще только в начале своего формирования, они недостаточно устойчивы, гибки, способны к изменениям. Именно поэтому так важна роль образования и воспитания с их глобальной миссией содействия развитию гуманной, нравственной, творческой личности, при условии сохранения биологического и психического здоровья ребенка. «Главная цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Э. Хаббард Это высказывание как нельзя лучше подходит для нашего образования в новых условиях (в связи с введением новых ФГОС, направленных на формирование универсальных учебных действий). Поэтому, я в своей работе стараюсь следовать следующим заповедям: 1. Уважать всех ребят, независимо от их материального или морального благополучия. «Уважать ребят - не значит потворствовать им, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твёрдо проводит в жизнь свои воспитательные требования». Крупская Н. К. 2. Принимать ребенка таким, каков он есть: со всеми его достоинствами и недостатками. Совсем плохих детей нет, у каждого есть что-то хорошее, доброе, к чему я и стараюсь взывать. Есть дети трудные, но это не их вина, а их беда (не повезло с родителями - они не смогли дать детям тепла, внимания и т.д.) 3. Быть справедливой и последовательной. Быть справедливой – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка и обязательно похвалить егоза это. У него появляется желание сделать ещё что-то хорошее. 4. Приучать ребенка мыслить самостоятельно. В настоящее время это достаточно трудная задача. Некоторые родители не осознают тот вред, который они приносят детям, делая, например, за них уроки, задания… 5. Чаще улыбаться детям! Я по натуре своей оптимистка и всегда встречаю день с улыбкой. Даже люди, идущие навстречу, говорят, что у них поднимается настроение. Улыбка учителя создаёт общий благоприятный психологический настрой в классе, школе. 6. Проявлять неподдельный интерес к личности ребёнка, быть ему другом. Ребёнку иногда хочется высказаться, поделиться мыслями с взрослым человеком. Может этот разговор в чём-то поможет ему. М. И. Калинин говорил: «Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека». Мне хотелось бы, чтобы дети, с которыми меня свела судьба, стали добрыми, отзывчивыми, толерантными, дружными и позитивными. В нашем селе живут и учатся дети разных национальностей и культур: армяне и азербайджанцы, татары и буряты, киргизы, узбеки, казахи и другие. Мне бы хотелось, чтобы дети с уважением относились к культуре и традициям друг друга. А преподаваемый мною предмет «английский язык» помогает мне в воспитании вышеупомянутых качеств личности, так как на уроках иностранного языка дети знакомятся с культурой (традициями, обычаями, реалиями чужой для них страны). Задача перед учителем стоит нелёгкая, поэтому приходится много учиться, занимаясь самообразованием, повышая квалификацию на курсах, осваивая новые технологии. А учиться и узнавать что-то новое мне нравилось всегда, и всегда нахожусь в каком-то творческом поиске. «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен». (Лао-цзы)